В рамках свои полномочий агенты
валютного контроля могут проводить проверки
соблюдения нормативно-правовых актов
резидентами и нерезидентами; проверять
полноту и достоверность учета валютных
операций и отчетности по ним у резидентов
и нерезидентов; запрашивать документы
и информацию о проведении валютных операций.
Внешнеэкономический
потенциал современной России
Внешнеэкономический
потенциал страны – комплексная характеристика,
которая отражает материальные и интеллектуальные
возможности участия того или иного государства
в торговом сотрудничестве с другими странами.
Роль и значение внешнеэкономического
потенциала для развития национальной
экономики определяются совокупностью
факторов и условий. Это прежде всего:
выгодное экономико-географическое
положение
развитая система транспортных
коммуникаций и производственная инфраструктура
в целом
многоотраслевой промышленный
комплекс
созданный научный и инновационный
потенциал
достаточно мощная строительная
база
значительные лесные и водные
ресурсы, наличие ряда важных полезных
ископаемых
многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков
Важнейшими экономическими
показателями, определяющими внешнеэкономический
потенциал страны:
Объем производства ВВП, в том
числе на душу населения.
Удельный вес экспорта товаров
и услуг в ВВП.
Доля экспорта промышленных
товаров в общем объеме экспорта товаров.
Показатели, характеризующие
состояние платежного баланса.
Основу внешнеэкономического
потенциала составляет промышленность
– машиностроение, нефтеперерабатывающая,
химическая и нефтехимическая. Значительным
внешнеторговым потенциалом располагает
легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность;
производство строительных материалов.
Наращивание экспортного потенциала
страны является одним из важнейших приоритетов
социально-экономического развития, для
полной реализации которого потребуются:
усиление конкурентных позиций
на мировых рынках российских производителей-экспортеров
за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих
соответствие продукции требованиям международных
стандартов
создание новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок
активное применение новых
форм торговли (создание торговых компаний
за рубежом, финансово-промышленных групп
с иностранными партнерами
открытие сборочных производств
с одновременным формированием сетей технических центров
совершенствование механизма
управления и регулирования внешнеэкономической
деятельности
Государственная
политика в области занятости населения
и механизм регулирования рынка труда
Политика российского государства
в области занятости осуществляется по
следующим направлениям:
обеспечение равных возможностей
трудоустройства всем гражданам страны
независимо от пола, национальности, возраста,
социального положения и вероисповедания;
соблюдение добровольности
труда, свободного волеизъявления граждан
при выборе вида занятости;
обеспечение социальной защиты
в области занятости;
поддержка самостоятельности
регионов при проведении централизованных
мероприятий государства в решении проблем
занятости;
поддержка трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, осуществляемой в
рамках законности;
При проведении государственной
политики занятости все большее значение
приобретают конвенции и рекомендации
Международной организации труда (МОТ).
Разрабатываются различные конвенции
в области труда и его оплаты на основе
применения современных правил и подходов.
В узком смысле механизм регулирования
- это свод законов, нормативных актов
или коллективных договоров, которыми
руководствуются партнеры при реализации
политики занятости; в широком смысле
- весь спектр экономических, юридических,
социальных и психологических факторов,
определяющих функционирование рынка
труда.
Механизм государственного регулирования
занятости и рынка труда, общий для стран
рыночной экономики, включает три группы
методов:
- экономические методы: льготное кредитование
и налогообложение; бюджетная политика
с целью стимулирования предпринимателей
сохранять и создавать рабочие места,
осуществлять профессиональное обучение
кадров и т. п.;
- организационные методы: создание службы
занятости, информационной системы, государственной
системы профориентации, подготовки и
переподготовки кадров;
- административно-законодательные методы:
регламентация порядка заключения трудовых
договоров, продолжительности рабочего
времени, сверхурочных работ; определение
квот на трудоустройство, регулирование
периода трудовой деятельности; определение
минимальной почасовой ставки оплаты
труда и др.
Законодательные меры должны предусматривать
ограничения социального расслоения общества,
особенно в переходный период. При этом
важно обеспечить оптимальное сочетание
в государственном регулировании косвенного
и прямого влияния.
Меры косвенного влияния направлены на
изменение условий хозяйствования, предполагают
использование макроэкономических рычагов,
охватывают широкие слои населения, воздействуют,
как правило, на условия регулирования
спроса на труд.
Меры прямого, непосредственного влияния
осуществляются с помощью государственных
программ, направленных на отдельные,
специфические точки рынка труда, т. е.
они имеют селективную направленность
и воздействуют в основном на динамику
предложения труда.
Меры государственной политики могут
быть дифференцированы также следующим
образом:
- пассивная политика занятости, сводящаяся
в основном к содействию в заполнении
вакантных рабочих мест и выплате пособий
по безработице в пределах, ограниченных
финансовыми возможностями органов занятости;
- активная политика занятости, осуществляемая
с помощью инвестиционной, финансовой,
кредитной, налоговой политики, направленная
на предотвращение массовой безработицы.
Государственная
политика в области регулирования финансового
сектора экономики и финансовых рынков:
цели, задачи, инструменты, проблемы
Российский финансовый рынок
- диверсифицированная, многоуровневая
профессиональная система, приближающаяся
по уровню развития к развивающимся рынкам
новых индустриальных стран. Это - перспективный
рынок, отличающийся высокими темпами
динамики и роста операционной способности.
При этом деформации и проблемы финансового
рынка, модель экономики, в которой он
функционирует, являются источниками
формирования высокого уровня рисков.
Также уровень развития финансового рынка
не удовлетворяет требованиям, предъявляемым
задачей наращивания доли инвестиций
в ВВП.
В настоящее время развитию
финансового рынка в России препятствуют
следующие основные проблемы:
- несовершенство государственного
регулирования в сфере финансового
рынка и обеспечения эффективного
контроля и надзора;
- высокие корпоративные
и предпринимательские риски, связанные
с недостаточным уровнем защиты
прав собственности;
- недостаточная емкость
финансового рынка;
- высокие показатели концентрации
капитализации на рынке;
- неэффективность российской
инфраструктуры финансового рынка;
- высокий уровень регулятивных
издержек и административных
барьеров, недостаточная эффективность
осуществления государственного
контроля и надзора.
Сложившийся комплекс проблем
российского финансового рынка противодействует
повышению конкурентоспособности российского
финансового рынка, формированию международного
финансового центра, улучшению инвестиционного
климата, а также развитию экономики Российской
Федерации.
Модернизация экономики Российской
Федерации, ускорение интеграционных
процессов в рамках единого экономического
пространства и процессов глобализации
мировой финансовой системы, усиление
конкуренции крупнейших мировых финансовых
центров стимулируют формирование в России
самостоятельного финансового центра
в качестве важнейшего приоритета долгосрочной
политики государства.
Приоритетами государственной
политики в сфере реализации Государственной
программы являются:
обеспечение ускоренного экономического
развития страны посредством качественного
повышения конкурентоспособности российского
финансового рынка и формирования на его
основе самостоятельного финансового
центра, способного сконцентрировать
предложение широкого набора финансовых
инструментов, спрос на финансовые инструменты
со стороны внутренних и внешних инвесторов
и тем самым создать условия для формирования
цен на такие финансовые инструменты и
соответствующие им активы в Российской
Федерации.
Для достижения Цели Государственной
программы - "Развитие российского финансового
рынка" определены следующие задачи:
совершенствование законодательства
Российской Федерации в сфере развития
финансовых рынков и обеспечение эффективного
контроля и надзора в сфере финансовых
рынков.
Государственная
политика социально-экономического развития
страны: её структура, основные виды и
принципы формирования
Социальная политика — политика в области социального
развития и социального обеспечения; система
проводимых субъектом хозяйствования
(обычно государством) мероприятий, направленных
на улучшение качества и уровня жизни
определённых социальных групп, а также
сфера изучения вопросов, касающихся такой
политики, включая исторические, экономические,
политические, социоправовые и социологические
аспекты, а также экспертизу причинно-следственных
связей в области социальных вопросов.
В широком смысле и с научных
позиций - это не столько система мер и
мероприятий, сколько система взаимоотношений
и взаимодействий между социальными группами,
социальными слоями общества, в центре
которых и главная их конечная цель - человек,
его благосостояние, социальная защита
и социальное развитие, жизнеобеспечение
и социальная безопасность населения
в целом.
Традиционными сферами социальной
политики считаются следующие: образование,
здравоохранение, жильё и социальное страхование
(включая пенсионное обеспечение и индивидуальные
социальные услуги)
Свою социальную политику государство
обычно проводит через местные и региональные
органы власти. Финансируется государственная
социальная политика из государственного
бюджета. Объектами социальной политики
государства обычно являются крупные
социальные группы, соответствующие либо
идеологическим установкам государства
на данный момент, либо ценностным ориентациям
общества на долговременную перспективу.
Цель социальной политики государства
состоит в улучшении здоровья нации, в
обеспечении достаточного дохода и социальной
поддержки в определённых неблагоприятных
жизненных ситуациях и, в целом, в создании
для населения благоприятной социальной
атмосферы в обществе.
Социальная политика является
составной частью общей стратегии государства,
относящейся к социальной сфере: целенаправленная
деятельность по выработке и реализации
решений, непосредственно касающихся
человека, его положения в обществе; по
предоставлению ему социальных гарантий
с учетом особенностей различных групп
населения страны проводимая правительством,
всеми ветвями и органами власти, опирающаяся
на широкую общественную поддержку социальная
политика предназначена аккумулировать,
фокусировать, отражать обстановку в стране
и ситуацию в обществе, потребности и цели
социального развития.
Экономическая политика — совокупность мер, действия
правительства по выбору и осуществлению
экономических решений на макроэкономическом
уровне. Реализация экономической политики
предполагает достижение общественно
значимых целей. Цели экономической политики
определяются состоянием экономики страны
в данный момент.
На том или ином этапе экономического
развития страны целями экономической
политики могут быть:
Обеспечение стабильного роста
национальной экономики;
Поддержание эффективного размера
занятости;
Стабилизацию уровня цен, борьба
с инфляцией;
Обеспечение сбалансированного
внешнеторгового баланса.
Экономическая политика представляет
собой совокупность различных направлений,
элементов, которые в совокупности и формируют
экономическую политику государства.
Основными элементами, составляющими
экономическую политику являются:
Денежно-кредитная политика;
Бюджетная политика;
Налоговая (фискальная) политика;
Инвестиционная политика;
Политика в области труда и
занятости, рынка рабочей силы, регулирования
доходов;
Внешнеэкономическая политика;
Государственная
политика стимулирования экспорта и развития
импортозамещения в Российской Федерации
Внешнеторговая
политика государства – это определение стратегии и совокупность
разнообразных форм и средств деятельности
государства, направленных на развитие
и регулирование торговых отношений с
другими странами. Помимо внешнеторговой
политики государства осуществляется
и внешнеторговая политика иных субъектов
международных экономических отношений.
Однако роль государства в области внешнеторговой
политики имеет существенное значение.
Внешнеторговая политика государства
тесно связана с внутренней экономической
политикой, составляя тем самым общую
экономическую политику государства.
. Указом Президента РФ от 10 января
2000 г. № 24 «О Концепции национальной
безопасности Российской Федерации»
утверждена Концепция национальной
безопасности РФ, разрабатывается
новая долгосрочная концепция
экономического развития, принят
краткосрочный план действий
Правительства РФ в области
социальной политики и модернизации
экономики. Опубликована также представленная
Министерством иностранных дел
Российской Федерации Концепция
внешней политики Российской
Федерации со специальным разделом
«Международные экономические отношения».
В этих документах содержится
целый блок задач, касающихся
регулирования внешнеэкономической,
в том числе внешнеторговой
политики: