- собственно
пенсионные: нормативные требования
к условиям выхода на пенсию
(пенсионные схемы программы), исторически
сложившаяся организационная структура
самой пенсионной системы и
т.п. [5].
Данные факторы
в какой-то степени выступают ограничителями
при формировании экономических механизмов,
которые влияют на пенсионную систему,
они должны учитываться при разработке
долгосрочной стратегии развития.
Проблемы экологизации
экономики и экологизации человека в XXI
веке
В течение последних десятилетий
во многих европейских странах происходит
обширная наступательная экологизация.
Создаются исследовательские центры,
подготавливаются научно-технические
программы, ориентированные на поддержание
экологических инновационных технологий.
Вопросы устойчивости постепенно, но уверенно
охватывают мировое сообщество. Конечно,
основное направление работ связано с
глобальным потеплением и альтернативными
источниками энергии. Ведь здесь во многом
речь идет о будущем выживании и обеспечении
безопасности своей территории.
Например, согласно СМИ, к 2030 году Норвегия
стремится стать страной с практически
нулевым промышленным выбросом CO2. Германия
ставит перед собой цель к 2040 году перейти
на 100% альтернативных источников. Швеция
собирается уже в 2020 году перевести большинство
домов на бестопливный режим. Правительство
Исландии активно поощряет использование
зеленых технологий. Для понимания, за
счет чего происходит активизация этого
движения, следует отметить, что большую
роль играет ужесточение норм природоохранного
законодательства и субсидии государства.
Россия должна, прежде всего, разрешить
эколого-экономический конфликт, который
глубоко заложен в существующей системе
и начать переход на новую модель хозяйствования,
модель устойчивой экономики, основанной
на принципах всестороннего развития
и экологизации. Необходимо начинать инвестирование
в энергоэффективность и возобновляемую
энергетику, вводить рыночные механизмы,
стимулирующие изменение потребительского
поведения и продвигающие зеленые или
эко-инновации, так как рост отныне должен
происходить без интенсивного потребления
ресурсов и энергии, то есть за счет зеленых
отраслей. Это такие сектора, как транспорт,
строительство, сельское хозяйство, управление
отходами, водные ресурсы, лесное хозяйство,
рыболовство и др. У России есть огромный
потенциал, как интеллектуальный, так
и природный, осталось их раскрыть и научиться
применять с пользой для общества и страны.
Промышленная
политика государства в текущем периоде
и в долгосрочной перспективе
Современный промышленный
комплекс России формировался в условиях
централизованного управления экономикой.
В этот период основные цели его развития
устанавливались директивно. Гиперторофированный
характер получила тяжелая промышленность
и оборонный комплекс. Отрасли и предприятия,
производящие потребительские товары
развивались медленнее. В настоящее время
система государственного управления
России переходит от прямого управления
к экономическим механизмам, создающим
условия для самонастраиваемости производственных
и реализационных процессов. В основу
стратегии развития промышленности положен
переход к рыночным методам регулирования,
которые могут быть эффективно реализованы
при соответствующей им маркетинговой
концепции развития промышленности. Основным
функциональным звеном в рыночной экономике
выступают промышленные предприятия.
Все регулирующие воздействия призваны
ориентироваться на поддержку и стимулирование
их эффективной деятельности. Иными словами,
государственное регулирование осуществляется
для проведения общей эффективной промышленной
политики на товарных рынках, для создания
условий эффективного функционирования
предприятий, адаптировавшихся к рыночным
условиям. Оно необходимо также для селективной
поддержки отраслей и предприятий товарной
специализации промышленности России,
создающих базу для экономического роста,
удовлетворения перспективных внутренних
и экспортных потребностей России в товарах
и услугах. Эти потребности могут удовлетворяться
непосредственно на основе производства
и реализации потребляемых на внутреннем
рынке товаров или через товарообмен на
внешних рынках.
Пути и механизмы
эффективного использования экономического
потенциала России в средне- и долгосрочной
перспективах
Международный
туризм. Автомобильный, воздушный, речной и
морской туризм. Одновременно с развитием
туризма растет и индустрия туризма - сеть
гостиниц, туристических фирм, обслуживающих
предприятий и т.д.
Организация внешнеэкономических
связей имеет следующие виды:
организация совместных
предприятий с участием иностранных и
отечественных фирм;
установление прямых
связей и кооперирование с предприятиями
ближнего и дальнего зарубежья;
нетрадиционная
форма внешнеэкономических связей - сооружение крупных
промышленных объектов на компенсационной
основе,
-создание зон
свободного предпринимательства
или свободных экономических
зон.
Под свободной
экономической зоной (СЭЗ) понимается
компактная, относительно локализованная
территория, в которой экономическая деятельность субъектов
хозяйствования (в первую очередь иностранных)
осуществляется на более льготных, чем
в национальной экономике, условиях,. и
государством законодательно гарантируются
широкие свободы в перемещении в зону иностранных
товаров, капитала и труда
Формирование участия
России в международном разделении труда
и в мировом хозяйстве происходит под
воздействием разнонаправленных, нередко
противоречивых, процессов - экономических,
технологических, финансовых и социальных.
Товарная структура
экспорта российской продукции на мировой
рынок и на рынок стран СНГ дает представление
и о географических особенностях формирования
экспорта в стране, несмотря на то что
природные и экономические предпосылки
развития народного хозяйства России
и формирования ее участия в международном
разделении труда весьма противоречивы.
В экспорте ведущую
роль играет вывоз энергоносителей. Среди
них на первом месте стоит вывоз сырой
нефти, нефтепродуктов и природного газа.
Увеличение экспорта нефти идет на фоне
непрерывного сокращения ее добычи. Увеличивается
экспорт природного газа. В противоположность
этому экспорт угля остается на прежнем
уровне, но падения его добычи доля экспорта
возрастает. Дальнейшее увеличение экспорта
углеводородного топлива на фоне снижения
добычи не и газа при одновременном сокращении
производства нефтепродуктов стало причиной
усиливающегося дефицита моторного и
дизельного топлива и повышения цен на
него на внутреннем рынке в 1,5-2 раза в сравнении
с мировыми. Повышение внутренних цен
на энергоносители создает дополнительные
трудности для преодоления неблагоприятных
тенденций развития, как нефтепереработки,
так и обрабатывающей промышленности
и всего народного хозяйства в целом.
Следующая по значению
позиция отечественного экспорте сырье
и металлы. Уровень экспорта железных
руд и концентратов чугуна и ферросплавов
возрастает, однако в стране резко сократив
производство всех видов высокосортного
проката.
Ведущими позициями
импорта Российской Федерации остались
машиностроение, продовольственные товары
и потребительские товары массового спроса.
В машиностроении
сократился импорт инвестиционных изделий
и оборудования при одновременном увеличении
ввоза потребительских товаров и бытовой
техники. Особую роль приобрел импорт
легковых автомобилей престижных марок.
Вторая по значению
статья импорта - продовольственные товары
сельскохозяйственное сырье. Увеличение
ввоза продовольственных товаров идет
на фоне падения производства отечественной
сельскохозяйственной продукции.
Структурные процессы
в развитии производства и товарного наполнения
экспорта позволяют выявить примерную
картину его географии. Основными районами,
где формируются экспортные потоки Российской
Федерации, являются, прежде всего, территориально
удаленные и преимущественно малонаселенные
и экономически односторонне освоенные
районы страны. Это прежде всего север
Западной Сибири, где формируются основные
экспортные потоки сырой нефти и природного
В, лежащие в основе российского экспорта.
Из других районов следует отметить юг
Восточной Сибири (экспорт леса, алюминия,
целлюлозно-бумажной продукции), европейский
Север (лес, целлюлозно-бумажная продукция,
пиломатериалы и некоторое количество
углеводородного сырья) Из староосвоенных
районов в экспорте видную роль играет
Урало-Поволжье с поставками природного
газа, нефтепродуктов и минеральных удобрений.
Минимальное участие в поставках принимают
Центральный и Северо-Западный районы
России, районы с наиразвитой обрабатывающей
промышленностью, концентрирующие числе
основную часть машиностроения, и прежде
всего его квалифицированные, высокотехнологичные
и наукоемкие производства.
Развитие ЖКХ
и приоритеты государственной политики
в жилищной сфере
За годы существования независимой
России государственную жилищную политику
определяли несколько последовательно
сменявших друг друга программных документов.
Первая государственная целевая программа
«Жилище» была принята в июне 1993г. В марте
1996г. вышел второй документ с тем же названием
(в развернутой формулировке – «Жилище:
основные направления нового этапа реализации»).
В сентябре 2001г. была утверждена федеральная
целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010гг.
И, наконец, 17 декабря 2011г. была принята
действующая в настоящее время программа
с одноименным названием на 2011-2015гг.
ФЦП «Жилище» на 2011-2015гг. была утверждена
постановлением правительства Российской
Федерации №675 от 17 декабря 2010г. Основные
ее цели и задачи были сформулированы
следующим образом:
формирование рынка доступного
жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством;
создание условий для развития
массового строительства жилья эконом-класса;
повышение уровня обеспеченности
населения жильем путем увеличения объемов
жилищного строительства и развития финансово-кредитных
институтов рынка жилья;
обеспечение повышения доступности
жилья в соответствии с платежеспособным
спросом граждан и стандартами обеспечения
их жилыми помещениями.
Важнейшими целевыми показателями
программы являются:
годовой объем ввода жилья в
2015г. – 90 млн кв.м общей площади жилья;
количество семей граждан, относящихся
к категориям, установленным федеральным
законодательством, улучшивших жилищные
условия в 2011-2015гг., – 86,9 тыс.;
количество молодых семей, улучшивших
жилищные условия (в том числе с использованием
ипотечных кредитов и займов) при оказании
содействия за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов в 2011-2015гг.
– 172 тыс.;
В качестве основных задач,
которые необходимо решить для достижения
указанной цели, заявлены следующие:
создание условий для увеличения
объемов строительства жилья и необходимой
коммунальной инфраструктуры, развитие
финансово-кредитных институтов и механизмов;
создание условий для приведения
жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры
в соответствие со стандартами качества,
обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение условий доступа
населения к потреблению жилья и коммунальных
услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному
спросу и социальным стандартам.
При этом выделены три приоритетных
направления реализации программы:
развитие массового жилищного
строительства;
государственная поддержка
спроса на рынке жилья;
повышение качества жилищного
фонда, жилищных и коммунальных услуг.
Реальный сектор
современной экономики и задачи государственного
регулирования его развития
Реа́льный се́ктор
эконо́мики — совокупность отраслей экономики,
производящих материальные и нематериальные
товары и услуги, за исключением финансово-кредитных
и биржевых операций которые относятся
к финансовому сектору экономики.
Реальный сектор представляет
собой отрасли экономики, производящие
материально-вещественные блага, а также
нематериальные блага стратегического
или производственного назначения, в т.ч.
сельское хозяйство и рыболовство, добывающая
и обрабатывающая промышленность, строительство,
производство и распределение электроэнергии,
воды, газа, транспорт и связь
Прямое вмешательство. Во всех промышленно
развитых странах существует более или
менее значительный по своим масштабам
государственный сектор экономики. Его
размеры могут служить критерием экономической
роли государства, хотя этот критерий
не абсолютен. Государство обладает капиталами
в самых разнообразных формах, предоставляет
кредиты, принимает долевое участие, является
собственником предприятий. Это делает
государство совладельцем части общественного
капитала.
Во всех промышленно развитых
странах становление и развитие государственного
сектора происходило практически в одних
и тех же отраслях (угольная промышленность,
электроэнергетика, морской, железнодорожный
и воздушный транспорт, авиация и космонавтика,
атомная энергетика и т. п.). Речь идет,
как правило, об отраслях, где стоимость
физического капитала, т. е. совокупности
зданий, оборудования и машин, необходимых
для производства, особенно велика, что
делает эти отрасли весьма подверженными
периодическим кризисам.