Агропромышленный комплекс Российской Федерации; современное состояние, проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:05, реферат

Краткое описание

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Файлы: 1 файл

GEP_alfavit.docx

— 123.63 Кб (Скачать)
  • Рынок офисной недвижимости. Несмотря на активное строительство бизнес-офисов, в Москве по-прежнему ощущается серьезная нехватка качественной офисной недвижимости, а цены на нее уже практически сравнялись с глобальными мировыми финансовыми центрами (Лондон, Нью-Йорк, Токио).

  • Жилая недвижимость. Цены на приобретение и аренду жилья в Москве — одни из самых высоких в мире.

  • Коммуникации и социальная инфраструктура. Хотя в последние годы для развития этого сектора инфраструктуры сделано немало, в целом в этой сфере Москва пока еще не может реально конкурировать с зарубежными центрами. Предстоит еще много сделать, чтобы обеспечить соответствующий западным стандартам уровень услуг в сфере телекоммуникаций, здравоохранения и рекреации, развлечений и досуга и т. д.

Создание финансового центра будет способствовать возникновению условий для масштабного притока в страну зарубежных инвестиций. Можно предположить, что это напрямую повлияет на увеличение прибыли российских банков и компаний, работающих на финансовом рынке, а также создаст необходимые предпосылки к облегчению доступа российских предприятий реального сектора экономики к крупным и относительно недорогим международным источникам финансирования их бизнеса.

 

Экономические механизмы стимулирования инновационно-инвестиционного развития промышленности

В настоящее время основными источниками средств, используемых в сфере инноваций, являются собственные средства организаций (прежде всего накопленная прибыль и

амортизационные отчисления); бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; средства специальных внебюджетных фондов финансирования научных исследований и разработок; денежные средства инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ и т.п.

Прямое государственное регулирование инновационной деятельности связано с централизованным воздействием на сферу инноваций. В странах с развитой рыночной экономикой финансирование инновационной деятельности осуществляется главным образом из негосударственных источников. В условиях формирования рыночной экономики в России сохраняется приоритетность прямых методов государственного стимулирования инновационной активности. Неразвитость рынка инноваций вынуждает государство оставаться главным спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научно-технических разработок и инновационных проектов. Косвенные методы регулирования инновационной деятельности связаны с созданием благоприятных условий для повышения инновационной активности. Они могут быть серьезным стимулом для привлечения частных инвестиций в сферу инноваций. Наиболее важным и распространенным методом косвенного регулирования является предоставление специальных налоговых льгот, стимулирующих инновационную активность.

Наибольшее значение в настоящее время имеют следующие экономические механизмы стимулирования инновационной активности организаций ОПК:

1. Государственное финансирование  инновационной деятельности;

2. Венчурное инвестирование  в инновационную сферу (Основной  задачей в этом направлении  должно быть создание, федеральных, региональных и отраслевых венчурных  инвестиционных структур, привлекающих  средства российского, зарубежного  частного капитала и вкладывающих  эти средства в российские  инновационные предприятия.);

3. Развитие системы кредитования инновационных организаций, либо организаций – инвесторов венчурного капитала (Внедрение и развитие инновационных технологий в организациях ОПК требует больших финансовых затрат. Большинство организаций ОПК, не имея достаточного количества собственных средств, вынуждены привлекать необходимые финансовые ресурсы на кредитной основе.

Вместе с тем, до сих пор такой инструмент как кредитование инновационных организаций ОПК используется явно недостаточно. Основной причиной, сдерживающей развитие кредитования инновационной деятельности, является высокий риск невозврата заемных средств, который связан с рискованностью самой инновационной деятельности.

В качестве возможных дополнительных мер по развитию финансово-кредитной поддержки инновационных организаций ОПК могут рассматриваться следующее.

Во-первых, это использование специализированной банковской организации с государственным участием, которая бы занималась рефинансированием коммерческих банков, предоставляя более дешевые финансовые ресурсы и снижая риски невозврата кредитов. Реальную поддержку в решении столь важных задач в России может оказать Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), выделив на эти цели часть средств.

Во-вторых, это введение налоговых льгот для банков, предоставляющих кредиты научным и инновационным организациям по более низким процентным ставкам.

В-третьих, необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы по вопросам субсидирования кредитов, гарантий и поручительств.);

  1. Предоставление таможенных льгот в отношении инновационной продукции;

 

Экономический потенциал страны: сущность, содержание, структура, современное состояние (общая характеристика)

Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

1) человеческие ресурсы, а именно их количество и  качество;

2) объем и структура  производственного потенциала промышленности;

3) объем и структура  потенциала сельского хозяйства;

4) протяженность, качество  и структура транспортной системы  страны;

5) научно-технический потенциал  страны;

6) степень развития непроизводственной  сферы экономики;

7) количество, качество и  степень рациональности использования  полезных ископаемых.

Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.

Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности.

Совокупный экономический потенциал следует анализировать со следующих двух позиций:

1) с позиции имеющихся  в национальной экономике ресурсов, которые могут быть использованы;

2) с позиции способности  с помощью имеющихся в национальной  экономике ресурсов осуществлять  конкретную хозяйственную деятельность  по производству благ.

Экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов – природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.

 

Энергетическая политика в современной России и проблемы обеспечения ее энергетической безопасности

К числу основных составляющих государственной энергетической политики относятся:

недропользование и управление государственным фондом недр;

развитие внутренних энергетических рынков;

формирование рационального топливно-энергетического баланса;

региональная энергетическая политика;

инновационная и научно-техническая политика в энергетике;

социальная политика в энергетике;

внешняя энергетическая политика.

Главными механизмами осуществления государственной энергетической политики служат:

создание благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);

введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;

стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах;

повышение эффективности управления государственной собственностью в энергетике.

Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны.

Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

За годы реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года энергетическая безопасность России была обеспечена в полном объеме. Вместе с тем не удалось избежать локальных кратковременных нарушений энергетической безопасности отдельных регионов, которые стали отражением имеющихся системных проблем в российской энергетике.

Основными проблемами в сфере энергетической безопасности являются:

высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и газовой промышленности - почти 60 процентов, в нефтеперерабатывающей промышленности - 80 процентов);

низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60 процентов от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России на период до 2020 года);

монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов составляет около 53 процентов;

несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты;

слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.


Информация о работе Агропромышленный комплекс Российской Федерации; современное состояние, проблемы развития