повышение уровня рождаемости
(увеличение суммарного показателя рождаемости
в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго
ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи,
возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии
с потребностями демографического и социально-экономического
развития, с учетом необходимости их социальной
адаптации и интеграции.
Денежно-кредитная
политика государства: сущность, цели,
инструменты
Денежно-кредитная
политика. Под денежно-кредитной политикой
подразумевается комплекс мер, предпринимаемых
государством с целью регулирования количества
денег в экономике. Для осуществления
денежно-кредитной политики государством
используется совокупность денежно-кредитных
инструментов (параметры денежной массы,
нормы резервов, уровень процента, сроки
кредита, ставки рефинансирования и т.
д.) и институтов денежно-кредитного регулирования
(Центральный банк РФ, казначейство, Министерство
финансов и т. д.).
Объектами
денежно-кредитной политики являются
спрос и предложение на денежном рынке.
Субъектами денежно-кредитной политики
выступают банки, прежде всего центральный
банк.
Инструменты
реализации государственной социально-экономической
политики их типология и направления практического
использования
Система регулирования экономики
Реализация экономической
политики возможна лишь при
использовании совокупности мер,
инструментов, образующих механизм
государственного воздействия на
экономику. Для умения рационального
их применения требуется знание структуры
данных мер. В зависимости от выбранных
критериев существует несколько вариантов
их классификации. В частности, по способу
функционирования различаются методы
прямого и косвенного влияния на экономику.
Методы прямого воздействия
предполагают такое регулирование
со стороны государства, при котором
субъекты экономики вынуждены
приходить к решениям, основанным
не на самостоятельном экономическом
выборе, а на предписаниях государства.
В качестве примера
назовем налоговое законодательство,
юридические правила в области
амортизационных отчислений, бюджетные
процедуры по государственным
инвестициям. Прямые методы часто
имеют высокую степень эффекта
из-за оперативного достижения
экономического результата. Однако
у них есть серьезный недостаток
- создание помех рыночному процессу.
Методы косвенного
воздействия проявляются в том,
что государство не влияет
прямо на принимаемые субъектами
экономики решения. Оно создает
лишь предпосылки к тому, чтобы
при самостоятельном выборе экономических
решений субъекты тяготели к
тем вариантам, которые соответствуют
целям экономической политики.
Преимущества данных
методов воздействия на экономику
заключаются в том, что они
не нарушают рыночной ситуации,
не вводят неожиданный дисбаланс
в состояние динамического равновесия.
Недостатком же является определенный
временной лаг, наблюдаемый между
принятием государством мер, их
восприятием экономикой и полученными
изменениями в хозяйственных
результатах.
Административные меры
Совокупность административных
рычагов охватывает те регулирующие
действия, которые связаны с обеспечением
правовой инфраструктуры. Задача
принимаемых мер при этом - в
создании наиболее разумных для
частного сектора правовых рамочных
условий. Их функция - обеспечение
стабильной юридической обстановки
для деловой жизни, защита конкурирующей
среды, сохранение прав собственности
и возможностей свободного принятия
экономических решений.
Экономические меры
К экономическим инструментам
относят те действия государства,
которые имеют не столько предписывающий,
сколько воздействующий на определенные
аспекты рыночного процесса характер.
Речь может идти о методах
влияния на совокупный спрос,
совокупное предложение, степень
централизации капитала, социальные
и структурные аспекты экономики.
К числу экономических мер
относят:
- финансовую (бюджетную, фискальную)
политику;
- денежно-кредитную (монетарную)
политику;
- программирование;
- прогнозирование.
Понятие «финансовая
политика» - емкая категория. В ней
можно найти отражение двух
подходов. С одной стороны, она
представляет собой механизм
по реализации целей экономической
политики. С другой стороны, осуществление
финансовых мер является одним
из составных элементов общей
экономической политики как таковой.
Категория «денежно-кредитная
политика» имеет схожий многоплановый
характер. По сравнению с финансовыми
мерами денежно-кредитные проявляют больше
характер косвенного воздействия. Это
обусловлено, например, тем, что финансовую
политику проводит в первую очередь Министерство
финансов - составное звено правительства.
Денежно-кредитная политика реализуется
Центральным банком, который, как правило,
имеет относительную самостоятельность
от законодательной и исполнительной
властей.
В условиях сложившейся
рыночной экономики принято, как
правило, в первую очередь рассматривать
возможность денежно-кредитных мер,
а затем - финансовых. Это связано
с тем, что использование монетарной
политики в большей степени
отражает типичное соотношение
рыночного и государственного
начал в экономике. Зрелое народное
хозяйство в основном предполагает
косвенное воздействие государства
на хозяйственные субъекты. Это
сохраняет свободу в принятии
частных экономических решений.
В условиях же трансформируемой
экономики (или в случае кризиса)
соотношение методов может быть
иным. Финансовый (т.е. прямой) аспект
регулирования выдвигается порой
на первый план.
Составление программ
и прогнозов отражает в основном
косвенный вариант государственного
регулирования. Программы носят
рекомендательный характер для
частного сектора.
Механизмы государственного
регулирования реального сектора экономики
Основными механизмами государственного
регулирования экономики являются:
1) прямые механизмы государственного
регулирования являются наиболее
распространенными по причине
своей действенности. Основной их
формой является хозяйственная
деятельность государства, представленная
государственным сектором экономики,
который имеет достаточно большие
масштабы в экономически развитых
странах. В его рамках государство
может, например, самостоятельно предоставлять
кредиты, принимать долевое участие
в компаниях, являться прямым
собственником хозяйствующего субъекта.
Тем самым оно не только
получает прибыль, но и создает
рабочие места, снижая уровень
безработицы. Обычно государство
берет под свой контроль те
отрасли, которые требуют значительных
инвестиций, например, атомную энергетику,
воздушный и морской транспорт.
Прямое государственное регулирование
может быть реализовано и в
виде прямых инвестиций в приоритетные
отрасли, с помощью субвенций, субсидий
и дотаций. Оно обычно направлено
на регулирование хозяйственной
деятельности, что существенным
образом искажает действие рыночных
механизмов, что не всегда приводит
к благоприятным последствиям. В
него также включаются и расходы
на создание и поддержание функционального
состояния социальной инфраструктуры
– здравоохранения, образования, науки
и т. д.;
2) косвенные механизмы
государственного регулирования
– это такие методы воздействия
государства на экономику, которые
позволяют достигнуть поставленных
целей без прямого вмешательства
государства и опираются на
основные закономерности функционирования
национальной экономики. Обычно
они направлены на поддержание
нормального уровня занятости, стимулирование
увеличения вывоза товаров, формирование
в интересах населения стабильного
ценообразования, устойчивых темпов
экономического роста, перераспределение
ресурсов, стимулирование инвестиционного
процесса. Основным способом достижения
поставленных целей является
фискальная и денежно-кредитная
политика. Фискальная политика осуществляется
через государственный бюджет
посредством изменения его доходной
и расходной частей. Денежно-кредитная
система построена на регулировании
и регламентации денежного обращения.
Налоговая система входит в
перечень основных косвенных механизмов
государственного регулирования экономики.
С ее помощью происходит формирование
бюджета – его доходной части. Изменение
ставок налогов позволяет эффективным
образом регулировать темпы и масштабы
экономического роста. Одним из видов
действия налогового механизма является
ускоренное амортизационное списание
основного капитала. Оно позволяет стимулировать
темпы и масштабы накопления объемов инфраструктурных
изменений. Модификация ставки и порядка
амортизационного списания изменяет норму
капитальных инвестиций в развитие производства.
Этот механизм является действенным для
улучшения общей экономической конъюнктуры,
трансформации инфраструктуры национальной
экономики и стимулирования темпов научно-технического
прогресса.
Новая парадигма
государственной политики развития внешнеэкономических
связей в современной России
Внешнеэкономические отношения
Россия поддерживает со странами расположенными
практически во всех частях света. В последнее
время выбирает партнеров более рационально
и обоснованно. Основными торговыми партнерами
России являются такие страны, как Германия,
Италия, Китай, Турция, Нидерланды, Польша,
Финляндия, Корейская республика, США,
Япония, Индия.
Неблагоприятна товарная структура
внешней торговли России. Значительную
часть экспорта составляют невоспроизводимые
товары с низкой степенью обработки (газ,
нефть и нефтепродукты), электроэнергия,
металл, минеральные удобрения. Значителен
также экспорт каменного угля, древесины.
Импортируются в Россию машины и оборудование,
продовольствие, продукция химических
производств.
В течение последних лет отечественная
внешняя торговля развивается в условиях
достаточно благоприятной для России
конъюнктуры на внешних рынках, прежде
всего растущих цен на нефть. Это позволило
поддерживать сравнительно высокие темпы
экономического роста, предопределило
заметное увеличение экспорта страны
и создало предпосылки для ускоренного
роста импорта.
Предпосылки успешного развития
внешнеэкономических связей России заключаются
в следующем: выгодное географическое
положение, значительный транзитный потенциал,
развитая сеть телекоммуникаций, транспортные
коридоры для перевозки грузов между Европой
и Азией; развитие многостороннего сотрудничества
не противоречит процессам укрепления
суверенитета государств-участников;
наличие колоссального человеческого,
ресурсного и оборонного потенциала, огромной
территории, развитой науки и богатой
культуры; тесные связи между странами
в социальной, гуманитарной и информационной
сферах; усложнение военно-политической
обстановки в мире в результате возросшей
угрозы международного терроризма, что
требует большей координации усилий в
обеспечении коллективной безопасности;
открытая рыночная экономика; создана
система регулирования внешней торговли
товарами, таможенная система.
В настоящее время присутствует
ряд факторов, оказывающих негативное
влияние на формирование и эффективное
функционирование внешнеэкономического
комплекса. Это: недостаточная конкурентоспособность
продукции с высокой степенью переработки;
высокая степень износа производственных
фондов предприятий внешнеэкономического
комплекса и ограниченность внутренних
инвестиционных ресурсов этих предприятий;
переориентация импорта на удовлетворение
текущих потребностей; недостаточная
координация деятельности предприятий
и организаций, участвующих в формировании
инфраструктуры внешнеэкономической
деятельности.
Российское правительство
поставило перед собой задачу модернизации,
диверсификации экономики. С этой целью
реформируются национальная инновационная
система и академическая наука, началось
формирование особых экономических зон,
в том числе технико-внедренческих, созданы
инвестиционный и венчурный фонды.
Новым направлением в развитии
внешнеэкономических связей является
сотрудничество в области информационных
услуг. Одним из направлений внешнеэкономической
политики является совершенствование
таможенной политики. Приграничная торговля
является одной из традиционных форм региональных
экономических связей.
Основные направления
и стратегические ориентиры социальной
инфраструктуры РФ в средне- и долгосрочной
перспективах =