Агропромышленный комплекс Российской Федерации; современное состояние, проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:05, реферат

Краткое описание

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Файлы: 1 файл

GEP_alfavit.docx

— 123.63 Кб (Скачать)

– развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемких наук;

– создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспотрерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;

– формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД;

– создание общих благоприятных условий для интеграции российской экономики в общую систему мирохозяйственных связей;

– расширение доступа российских товаров и услуг на мировые рынки;

– обеспечение доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития страны (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в РФ отсутствует или ограничено);

– эффективный уровень защиты внутреннего рынка и отечественных производителей в условиях дальнейшей либерализации внешней торговли;

– повышение эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, включая экспортные субсидии и другие формы поддержки экспортеров.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективного бизнеса в сфере внешней торговли.

 

Государственная таможенная политика и механизмы ее реализации

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики. Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности: сущность, механизмы

Государственная инвестиционная политика — составная часть социально- эк. полит, кот. выражает отношение гос-ва к инвестиционной деят-ти, содержит определение: 1) цели; 2) направления; 3) формы гос-го управления.

Основные цели:

-мобилизация финн. рес-в;

-преодоление спада инвестиционной  активности;

- реализация государственных целевых  комплексных программ строительства;

-обеспечение структурных преобразований  и повышение эфф-ти капитальных  вложений.

Инвестиционная политика охватывает гос-е инвестиции, инвестиции частных инвесторов/юр.л.

Объекты - вновь создаваемые и модернизированные фонды и об. ср-ва, цен. бум, целевые ден. вклады, научно-тех-я прод-я, права на интеллект собственность.

Субъекты- инвесторы, заказчики, исполнители, поставщики, банковские, страховые и посреднические орг-и, инвестиционные биржи.

Принципы инвестиционной политики:

- снижение реальных %ставок до  уровня, соответствующего эфф-ти  инвестиций в реальный сектор  эк. на основе обеспечения сбалансированного  бюд. => снижение инфляции;

- проведение налоговой реформы;

- реформирования пред-й, цель - повышение  их инвестиционной привлекательности;

- формирование организационно-правовых  предпосылок снижения инвестиционных  рисков, цель  - стимулирование сбережений  населения, прямых инвестиций внутренних  и внешних инвесторов;

- ­ эфф-ти исп-я бюд. инвестиционных рес-в.

Направления инвестиционной политики:

-определение приоритетов в инвестиционной  деятельности;

-оптимизация затрат на гос. программы  инвестиций с учетом реального  положения дел в эк;

-расширение прав предприятий-инвесторов  в инвестировании ср-в, отчисляемых  от прибыли/ амортизационных отчислений;

-сокращение бюд. финансирования  инвестиций и соответственно  увеличение сферы негос-го инвестирования;

- ­ эфф-ти капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат

 

Государственное регулирование международной миграции рабочей силы в современной России

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах благодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Последствия миграции рабочей силыПрактика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики. Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда. 
Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

тенденции роста потребления заработанных за границей средств,

желание скрыть получаемые доходы,

«утечку мозгов»,

в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов

 

Государственный заказ как инструмент государственного регулирования развития реального сектора российской экономики

Государственный заказ является одним из действенных и эффективных рычагов воздействия на предпринимательский сектор. Путем госзаказа осуществляется производство, закупка и поставка продукции и услуг для целей государственных нужд.

В широком понимании госзаказ – это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков, это является основным отличием от закупок, проводимых коммерческими организациями. Механизм госзаказа должен базироваться на 2 принципах: экономии и справедливости. И важность этих принципов должна осознаваться и заказчиками и конечными получателями, а также поставщиками.

Через систему государственных закупок происходит перераспределение значительных бюджетных средств, направляемых на обеспечение публичных нужд.

Для данного рынка, характерными признаками являются высокая стабильность, а также гарантированность сбыта продукции. Вместе с тем, имеются и некоторые негативные моменты, в частности, давление на производителя. Чрезмерное расширение государственного рынка опасно для конкуренции.

Организацию и осуществление государственных закупок товаров можно рассматривать как систему, состоящую из нескольких элементов. Все элементы данной системы взаимосвязаны и взаимообусловлены и подчинены одной цели-удовлетворению государственных нужд. Элементами системы государственных закупок являются формирование заказов на поставку товаров, размещение заказов путем заключения государственных контрактов, бюджетное и внебюджетное финансирование и исполнение государственных контрактов.

При осуществлении государственных закупок складываются единые по своей природе обязательственные правоотношения, одной из особенностей которых является их тесное взаимодействие и взаимообусловленность.

 

Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года

 

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

  • комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

  • своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

  • учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

  • взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

  • координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

  • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

Информация о работе Агропромышленный комплекс Российской Федерации; современное состояние, проблемы развития