Агропромышленный
комплекс Российской Федерации; современное
состояние, проблемы развития.
Агропромышленный
комплекс является важнейшей составной
частью экономики России, где производится
жизненно важная для общества продукция,
и сосредоточен огромный экономический
потенциал. В нем занято почти 30 % работающих
в сфере материального производства, задействована
пятая часть производственных фондов,
и создается около трети валового национального
дохода. Развитие агропромышленного комплекса
в решающей мере определяет состояние
всего народнохозяйственного потенциала,
уровень продовольственной безопасности
государства и социально-экономическую
обстановку в обществе.
Важнейшим звеном
агропромышленного комплекса является
сельское хозяйство. Оно занимает особое
место не только в агропромышленном комплексе,
но и во всем народном хозяйстве.
Спрос населения
на товары народного потребления почти
на 75 % покрывается за счет сельского хозяйства.
При этом расходы на продукты питания
составляют около половины расходов в
бюджете средней российской семьи.
Необходимо определиться в
том, что делать для развития аграрного
сектора. Ни в коем случае нельзя «замораживать»
финансовую поддержку сельского хозяйства.
Это касается выгодных условий кредитования
и страхования сельскохозяйственных производств,
создания системы налоговых льгот исубсидирования
за счет средств бюджета. В больших масштабах
должны развиваться программы по обеспечению
сельских жителей жильем, инфраструктурой,
созданию достойных условий жизни, развитию
образования и здравоохранения на селе.
Все это приведет к повышению уровня занятости
не только в аграрном секторе, но и в смежных
отраслях экономики, а также поддержит
промышленность.
Одним из направлений развитию
эффективного сельского хозяйства является
создание кластеров, как формы региональной
организации производства. В ходе постоянной
конкурентной борьбы внутри кластера
система оптимизируется и повышает свои
возможности для участия в глобальной
конкуренции. Происходит распространение
ноу-хау, технологий, информации по всей
системе взаимосвязей в кластере. Создание
кластеров в агропромышленном комплексе
региона может способствовать диверсификации
производства за счет развития в перспективе
малого и среднего бизнеса на территории.
Бюджетное регулирование
экономики страны: сущность, стратегия
бюджетной политики и бюджетного регулирования.
Бюджетное регулирование является
частью финансового регулирования экономики,
относится к финансово - экономическим
методам государственного регулирования,
сочетает в себе как прямое (базируется
на силе государственной власти), так и
косвенное государственное регулирование
(влияет на принятие субъектами экономики
самостоятельных решений). В бюджетном
регулировании используются как общие
методы регулирования, так и специфические.
Бюджетное стратегическое регулирование
представляет собой многоплановую экономическую
категорию, имеющую финансовую, организационную,
управленческую, правовую и институциональную
сущность.Бюджетное регулирование – это
совокупность денежных отношений по поводу
перераспределения национального дохода
и части национального богатства для удовлетворения
экономических интересов общества и его
граждан. Как организационная категория
бюджетное регулирование представляет
собой регламентированную нормами права
деятельности органов государственной
власти, местного самоуправления и других
субъектов бюджетного регулирования по
формированию доходов бюджетов, расходованию
бюджетных средств и их перераспределению
между бюджетами. Как управленческая категория
бюджетное регулирование отражает прямые
и обратные связи между управляющей подсистемой
(субъекты бюджетного регулирования) и
управляемой подсистемой (доходы, расходы
бюджетов, внебюджетных фондов, межбюджетные
отношения) при выполнении функций управления
(планирование, организация и контроль),
с целью повышения результативности и
эффективности бюджетных расходов.
Бюджетное регулирование охватывает
все функции финансов, в соответствии
с которыми объектами бюджетного регулирования
являются бюджетные доходы, расходы и
межбюджетные трансферты. Участниками
(субъектами) бюджетного регулирования
являются Президент России, высшее должностное
лицо территории, законодательные и исполнительные
органы, главные администраторы и администраторы
доходов и расходов, органы бюджетного
контроля, получатели бюджетных средств.
Целью бюджетного регулирования
территориального развития является создание
на определенной территории финансово-ресурсного
базиса в результате формирования объема
бюджетных ресурсов в достаточном количестве
для обеспечения конкурентоспособного,
устойчивого и безопасного развития регионов.
Бюджетирование, ориентированное
на результат, наиболее соответствует
целям территориального развития, так
как эта модель бюджетного регулирования
расходов направлена на достижение:
1) социальной эффективности
или результативности – эффективность
расходов с точки зрения достижения
поставленных целей, достижение
социального эффекта от предоставления
бюджетных услуг.
2) экономической эффективности
или просто эффективности –
соотношение объема предоставленных
услуг определенного качества
и затрат на их предоставление.
На современном этапе бюджетной
реформы наиболее приоритетными инструментами
бюджетирования, ориентированного на
результат, с точки зрения относительного
роста бюджетной емкости являются совершенствование
закупочной деятельности, обеспечивающее
эффективность расходов, и формирование
государственных (муниципальных) заданий,
обеспечивающих результативность расходов.
Для совершенствования закупочной
деятельности необходимо создание концепции
российской контрактной системы, включающей
дифференцированные критерии отбора потенциальных
поставщиков, широкое применение электронных
аукционов, централизацию закупок главными
распорядителями бюджетных средств, перенос
на следующий финансовый год неиспользованных
в текущем году бюджетных средств, предоставление
заказчикам возможности расходования
полученных по итогам закупок экономии
бюджетных средств и неустоек и прочее.
Бюджетный федерализм
и необходимость его трансформации в современной
России
Бюджетный федерализм представляет
собой составную часть государственного
механизма, то есть составную часть отношений
между центральными, региональными и местными
органами власти федеративного государства
по поводу формирования и распределения
бюджетных средств и направленные на обеспечение
целостности РФ и сочетание интересов
ее уровней. Межбюджетные отношения могут
быть присущи любому Государству - федеративному
или унитарному. Бюджетный лее федерализм
представляет собой совокупность межбюджетных
отношений именно в федеративном государстве.
То есть, межбюджетнные отношения - это
отношения между различными уровнями
власти по поводу распределения мобилизуемых
доходов и использования их в целях социально
- экономического развития страны и каждой
территории. Это составная часть любой
бюджетной системы. Таким образом, межбюджетные
отношения предполагают только финансовые
потоки между бюджетами, а бюджетный федерализм
- взаимоотношения властей разных уровней
по вопросам разграничения расходных
и доходных полномочий и ответственности.
Для раскрытия сущности бюджетного федерализма
необходимо представить его как систему.
Субъектами бюджетного федерализма являются
органы власти федерального, регионального
и местного уровней, а объектами - бюджетные
доходы, бюджетные расходы и бюджетное
регулирование.
Отсутствие четкой региональной
политики ведет к возникновению резких
территориальных диспропорций, потенциально
усиливающих напряженность в отношениях
между центром и регионами, раскалывающих»
единое экономическое пространство России.
География расходов консолидированного
бюджета в значительной степени субъективна.
Между субъектами Федерации существуют
большие различия по структуре расходов,
по масштабам субсидирования экономики,
поддержки социальной сферы. Распределение
финансовой помощи зависит так же и от
политических факторов. Прослеживается
зависимость между величиной трансферта
и степенью лояльности региона, а так же
его политической поддержкой федерального
центра. Выборы приводят в действие механизм,
побуждающий центральные, региональные
и местные элиты к политическому торгу,
они служат катализатором всех политических
процессов. Борьба за власть в Центре и
выборы - вот что толкает федеральные элиты
искать поддержки со стороны региональных
элит и в конечном счете способствует
децентрализации. Значительная субъективность
подтверждает необходимость совершенствования
механизма финансовой помощи.
Создание эффективной государственной
власти в условиях современной России
возможно только на основе совместных
усилий всех уровней власти, как федерального
правительства, так и субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Интегрировать же эти усилия, объединить
интересы всех уровней вполне реально
на пути создания работающей системы «бюджетного федерализма», главным смыслом и направленностью
которой является решение задач подъема
экономики, а не стагнации и «выравнивания уровня нищеты»
Валютная политика
государства, валютное регулирование
и валютный контроль
Валютная политика — это один из главных
сегментов экономической и внешнеэкономической
политики государства или группы (союза)
государств.
Инструменты валютной политики:
Субъекты валютной политики:
международные валютно-финансовые
организации (Международный валютный фонд, международные банки и фонды);
специально уполномоченные
финансовые органы (например, валютный совет).
Валютное законодательство
РФ, а именно федеральный закон о валютном
регулировании и контроле (от 10 декабря
2003 года №173-ФЗ), ставит своей целью обеспечение
единой государственной валютной политики,
принятие мер по ее реализации для достижения
стабильности внутреннего валютного рынка
РФ, ее устойчивости. Валютная система
России функционирует в рамках, установленных
законодательством.
Валютное регулирование осуществляется
следующими органами: Центральный банк
РФ и Правительство РФ. Данные органы могут
издавать нормативные акты в пределах
своей компетенции, которые являются обязательными
для резидентов и нерезидентов.
В соответствии с законом валютными операциями
признаются:
приобретение или отчуждение
резидентом у резидента на законных основаниях
валютных ценностей и использование их
как средство платежа
приобретение и отчуждение
резидентом у нерезидента, резидентом
в пользу нерезидента, нерезидентом в
пользу резидента валюты РФ, валютных
ценностей, внутренних ценных бумаг, а
также их использование как средство платежа
приобретение и отчуждение
нерезидентом у нерезидента валюты РФ,
валютных ценностей, внутренних ценных
бумаг и их использование как средство
платежа
ввоз и вывоз с таможенной территории
РФ валюты РФ, валютных ценностей и внутренних
ценных бумаг.
перевод валюты РФ, иностранной
валюты, внешних и внутренних ценных бумаг
со счета на счет одного и того же лица:
открытого на территории РФ на открытый
за пределами территории РФ; открытого
за пределами территории РФ на открытый
на территории РФ.
Валютный контроль
Валютный контроль осуществляется
с целью соответствия законодательству
условий проведения валютных операций.
Органы, осуществляющие валютный контроль
в РФ: Центральный банк РФ, федеральная
служба финансово-бюджетного надзора.
Кроме того, банки, подотчетные ЦБ РФ, территориальные
органы федеральной службы финансово-бюджетного
надзора, таможенные органы являются агентами,
осуществляющими валютный контроль.
Обязанности агентов, осуществляющих
валютный контроль:
контроль над соблюдением резидентами
и нерезидентами норм валютного законодательства
РФ
предоставление информации
органам валютного контроля о валютных
операциях с их участием в установленном
порядке.