Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 109 вопросов по курсу "Международное право".

Файлы: 1 файл

shpory_mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

— 536.50 Кб (Скачать)

В эпоху средневековья  мир начал делиться на три части - христианский мир (Европа), мир ислама (Западная и Центральная Азия, Северная Африка) и неизвестные земли (“закрытые” для европейцев и мусульман Китай, Япония, Америка, Австралия и большая часть Африки). Поскольку на формирование международного права современности бесспорно оказали главное влияние европейские традиции, наибольший интерес представляет именно Европа. Здесь продолжали существовать видоизмененные античные традиции международных отношений (Византия), а также сформировались новые традиции, на которые большое влияние оказывали во-первых, феодальные отношения (иммунитет и понимание суверенности собственника в политических вопросах), во-вторых, католическая церковь, которая являлась связующим институтом в международных делах благодаря общей для всех европейских государств идеологической доктрине католицизма (существовали общие, понятные для всех символы, на основе которых можно было строить первоначальные отношения) и постоянному стремлению папства поставить под свой политический контроль европейских правителей (так, например, декрет папы Грациана (1139-1142 гг.) “Согласование несогласованных канонов” затрагивал вопросы международных отношений именно в этом ключе).

В период средневековья  накопились значительные традиции в  сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т.д., что подготовило в конечном счете возникновение международного права как такового.

 

  1. Формирование буржуазных институтов международного права.

На рубеже средневековья  и Нового времени происходит возникновение практики и доктрины международного права. Этому способствовали изменившиеся исторические условия: реформация церкви и некоторая утрата ею былых позиций на внешней арене; централизация власти, ликвидация иммунитетного сепаратизма и возникновение национальных государств; развитие философии, политических учений, обращение к античному интеллектуальному наследию, в том числе к системе римского права.

Упрочение национальной независимости европейских государств привело к первой общеевропейской войны между крупными группировками государств - Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.), завершившейся подписанием Вестфальского трактата о мире 24 октября 1648 г. Он состоял из двух мирных договоров Оснабрюкский (между императором Священной Римской империи и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой) и Мюнстерский (между императором и Францией с союзниками). Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Европе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Важную роль имел Вестфальский мир и для России, поскольку именно в нем Московская Русь впервые фигурировала “в качестве общепризнанного участника международного общения”. Вестфальский мир стал юридической основой для всех международных договоров на полтораста лет, вплоть до Великой Французской революции.

XVIII в. принес существенные  черты в становление дипломатического  права (в частности, более четко  был оформлен и более последовательно  выполнялся принцип дипломатического иммунитета), морского права (к середине столетия утвердился принцип свободы судоходства, была признана большинством государств 3-мильная ширина территориального моря (прибрежных вод), разрабатывался принцип свободы судоходства по рекам и т.д.). Вместе с тем несмотря на некоторые изменения в правилах ведения войны, они по-прежнему оставались достаточно жесткими. В отношении территорий продолжали действовать старые традиции перехода земель от одного государства к другому (например, обмен территориями по Утрехтскому 1713 г. и Раштадскому (1714) г. мирным договорам). В целом в период XVII-XVIII вв. произошло становление норм обычного международного права.

Большое влияние на развитие международного права оказала Великая Французская революция, которая не только документально закрепила либерально-демократические принципы, но и провозгласила их всеобщий характер. Среди многочисленных актов революции выделялись “Предложение”, внесенное депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г. (оно стало затем декретом от 22-27 мая 1790 г. и частично гл.VI Конституции от 3 сентября 1791 г.) и, особенно, непринятый проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г.

 

  1. Понятие субъектов международного права. Виды субъектов международного права.

Субъект международного права - это носитель международных  прав и обязанностей, возникающих  в соответствии с общими нормами  международного права либо предписаниями  международно-правовых актов; или лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает (может вступать) в международные публичные (междувластные) отношения. Соответственно. международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП.

Международная правосубъектность  по своему происхождению делится  на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъектов МПП не создаются никем в качестве таковых. Их появление - объективная реальность, результат исторического процесса. Это прежде всего государства и, в некоторых случаях, нации и народы. По причине присущего первым государственного, а вторым - национального суверенитета, они ipso facto (лишь в результате факта своего существования) признаются в качестве носителей международных прав и обязанностей. В МПП не существуют нормы, наделявших бы первичные субъекты правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Производные субъекты МПП создаются первичными, а юридическими источниками для их учреждения является международный договор и, как разновидность его - учредительные документы в форме уставов. Производные субъектов имеют ограниченную правосубъектность, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первичных субъектов. Кроме того, объем их международной правосубъектности зависит от намерения и желания их создателей. К производным субъектам МПП относятся государствоподобные образования, межправительственные организации.

Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Субъект МПП является коллективным образованием. Каждый субъект  имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях;  международная организация - постоянно действующие нормы и т.д. Каждый из них имеет самостоятельный правовой статус, выступает на внешней арене от собственного имени. Некоторые ученые считают, что только наличие трех элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основания “считать то или иное образование полноценным субъектом МП”.

Важной характеристикой  субъекта международного права является его дееспособность - способность  осуществлять свои права и обязанности  по международному праву. Например, оккупированные в период второй мировой войны Германией государства сохраняли свою правоспособность, потеряв дееспособность.

 

  1. Признание государств и признание правительств. Конститутивная и декларативная теория признания. Признание де-юре, де-факто и ad hoc.

Признание гос-ва представляет собой односторонний акт, которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных требова-ний. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях может быть предоставлено признание временное, ограни-ченное - признание “де-факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную право-субъ¬ектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель междуна¬родного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании - признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании правительства возникает в случае создания правительства неконсти-туционным путем, в результате революции, переворота. Признание правительства означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и единственным представителем гос-ва в межд отношениях.

 

  1. Правопреемство государств. Правопреемство Российской Федерации в связи с распадом СССР.

Под правопреемством  понимается смена одного государства  другим в несении ответственности  за международные отношения соответствующей  территории и в осуществлении  существовавших к этому моменту прав и обязательств. Из этого определения видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому имеет именно территория. “Момент правопреемства” означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную территорию.

Правопреемство  возникает:

* при объединении существующих  государств;

* при разделе государств;

* при отделении части государства;

* при переходе части  территории одного государства  к другому государству.

Несмотря на достаточно частое в истории явление возникновения  новых или обновленных государств-субъектов  международного права, на практике не существует единых норм, регулировавших бы вопросы правопреемства. В основном они регламентируются общим международным правом, основанном на обычае. Отсутствие согласия у государств по данным весьма сложным вопросам привели к тому, что две соответствующие конвенции, выработанные в рамках ООН и принятые на дипломатических конференциях, не были ратифицированы государствами и наверное не скоро вступят в силу. Речь идет о Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и о Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Тем не менее обе эти конвенции являются ценным источником, в котором содержатся наиболее общепринимаемые принципы правопреемства государств.

Основными принципиальными  моментами, зафиксированными в данных конвенциях, является первичность соглашения между заинтересованными сторонами по вопросам о правопреемстве перед статьями конвенций и возможность применения положений этих документов только по отношению к тому правопреемству, которое не противоречит целям и принципам ООН (отвергается, в частности правопреемство как следствие агрессии, оккупации и т.д.).

В связи с распадом СССР в настоящее время между  государствами СНГ заключен ряд соглашений, регулирующих вопросы правопреемства: Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, решение Совета глав государств СНГ от 20 марта. Все эти документы датированы 1992 годом.

 

  1. Источники международного права. Договор и обычай в международном праве.

Международный обычай - сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молчаливо) юридически обязательный характер. Статут Международного Суда ООН (пп. “b” п.1 ст.38) определил обычай как доказательство “общей практики, принятой в качестве правовой нормы”.

В современном МПП  существует два вида обычных норм. Первый, традиционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило, за которым признается юридическая сила. При этом практика должна быть достаточно определенной, единообразной и продолжительной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. Правда, с развитием систем информатизации требование длительности практики теряет свое былое значение из-за возросшей интенсивности употребления становящейся обычной нормой отдельного проявления практики.

Второй, новый, вид обычной  нормы представляет собой нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или даже в одном акте. Данные нормы сначала формулируются либо в договорах, либо в резолюциях международных организаций и конференций, а в дальнейшем за ними признается статус норм общего международного права. Примером, в частности, могут служить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН или Заключительный акт СБСЕ. Важное значение в определении практики, в становлении обычных норм принадлежит Международному Суду ООН. Акты международных организаций, являющиеся выражением согласованных позиций нескольких государств не только формируют и фиксируют, но также толкуют и проводят в жизнь обычные нормы.

Совокупность обычных  норм обеих видов принято называть общим международным правом, которое является ядром всей международно-правовой системы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При формировании норм общего права в данном случае основную роль играет в настоящее время протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит государство согласно с ним и оно переходит в разряд обычной международно-правовой нормы. О возрастании роли общего международного права говорит тот факт, что Международный Суд ООН в последние годы почти во всех решениях опирается преимущественно на обычное право. Более того, он дает обычным нормам четкие юридические формулировки.

Международный договор - соглашение между субъектами МПП относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. В прошлом договору принадлежала важная роль в формировании международного права. Международные договоры разделяются на общие международные конвенции, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сообщества, т.е. нормы общего права; и специальные договоры, к которым относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров. Характерной чертой современного международного права является рост числа и роли многосторонних договоров. Только в рамках ООН их было заключено свыше 200.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"