Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 109 вопросов по курсу "Международное право".
Добрые услуги оказывает 3-е г-во, не являющееся стороной в споре. Цель его – склонитьспорящие стороны к урегулированию спора мирным путём. 3-е гос-во содействует установлению м\у ними прямых дипломатических контактов и проведение переговоров. Г-во не участвует в переговорах и не предлагает конкретного разрешения спора.
Посредничество – или 3-е г-во или м\н организация или конкретное лицо. Посредник принимает активное участие в переговорах сторон, руководит переговорами и вправе предлагатьсвой проект соглашения. Оба г-ва д. б. согласны прибегнуть к услугам конкретного посредника.
Международные следственные и согласительные комиссии — органы, создаваемые спорящими сторонами на паритетных началах, иногда с привлечением третьей стороны..Задачей следственных комиссий является точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической стороны дела, они пред принимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения. Выводы следственных и согласительных комиссий фа культативны и не обязывают спорящие стороны. Они могут с ними согласиться или отказаться принять их.
Порядок формирования и функционирования международных следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов (ст. 9 -35). Согласно Конвенциям, целью таких комиссий является «выяснение вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования» (ст. 9). Следственная комиссия создается на основе особого соглашения между спорящими сторона ми, в котором должны быть точно определены подлежащие расследо ванию факты, установлены порядок и срок образования комиссии, объем полномочий комиссаров. В соглашении могут быть также оп ределены место пребывания комиссии, ее право на перемещение, язык, которым она будет пользоваться, и т.д. (ст. 10). Если стороны не согласились об ином, то в соответствии со ст. 12 и 45 каждая сто рона назначает в комиссию из общего списка членов Постоянной палаты третейского суда двух комиссаров, из которых только один может быть ее гражданином. Четыре члена комиссии выбирают пято го — председателя комиссии.
Общий акт предусматривает, что споры между участниками акта могут рассматриваться в постоянной или временной специаль ной согласительной комиссии, создаваемой спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав. Производство в согласительной комиссии состязательное, решения принимаются большинством голосов членов комиссии. Положения о согласительных комиссиях (примирительной про цедуре) предусмотрены в значительном количестве двусторонних и многосторонних договоров и конвенций. На основе двусторонних соглашений создаются на паритетных началах согласительные комиссии в составе пограничных комиссаров (пограничных пред ставителей), которые либо сами разрешают пограничные споры и инциденты, либо передают их на рассмотрение своих правительств.
Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ).
Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обязательны для сторон и обжалованию не подлежат.
В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению: межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека); трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).
Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибунал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участниками Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морского дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юридическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответственность за ущерб этим субъектам.
В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.
Суд учрежден Уставом ООН в 1945г. Состав: коллегия 15 судей (независимых), избираемые на 9 лет Ген.Ассамблеей и Советом Безопасности по предложению Постоянной Палаты Третейского суда. Члены суда ползуются диплом. Привилегиями и иммунитетами.Местопребываени Суда – Гаага (Нидерланды). Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства, в таком же порядке избирается секретарь и его зам.К веденью суда относятся все дела, переданные ему сторонами (только гос-тва) и вопросы, предусмотренные Уставом ООН, действующими договорами и конвенциями. Юрисдикция суда обазательна по вопросам: - толкование договора; - любого вопроса МП; - наличия факта, котороый (если будет установлен) представит собой нарушение МП; характер и размер возмещения за нарушение межд.обязательств. Суд обязан решать вопросы и споры на основе МП, конвенций, межд.обычаи, суд.решения, общие принципы права. Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки в длительность которых устанавливаются судом. Обычно Суд осуществляет свою деятельность на пленарных заседаниях, однако по просьбе сторон он может образовать подразделения ограниченного состава, которые называются камерами. Решение, постановленное одной из камер, считается вынесенным самим Судом. В рамквх Суда была образована камера по рассмотрению экологических дел, ежегодно образуется камера по упрощенным процедурам. Офиц.языками Суда являются французский и английский. Судопроизводство состоит из 2 частей: письменного и устного судопроизводства (может быть публичным и закрытым). Письменное судопроизводство состоит из представления Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, объектов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных адвокатов. Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, возложенных на него Судом, то Совет Без-сти по просьбе другой стороны может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН). Помимо рассмотрения спора, Суд может давать консультативные заключения по любому юр. Более широкое использование Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН.
Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он уполномочен рассматривать споры между участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. по поводу толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Обязательная юрисдикция Европейского суда распространяется также на право Суда рассматривать индивидуальные петиции о нарушении прав человека.
Однако отдельные лица
и неправительственные
Решения Европейского суда носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены.
* международный арбитраж
(добровольно выраженное
Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.
Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения. При этом формы закрепления нормативных решений, составляющих основу данных принципов разнообразны:
* международный договор
(так, на Стокгольмской
* итоговые документы
межгосударственных
* нормоустановительные
решения международных
Коллективная безопасность - система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.
Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами-участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы “внутрь” системы:
* не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
* разрешать все споры мирным путем;
* активно сотрудничать
в целях устранения любой
Более развитая форма коллективной безопасности может включать и обязательство, обращенное “вовне”,- взаимопомощь участников в случае агрессии (ст.51 Устава ООН). В этом случае нападение на одно государство-участника рассматривается как нападение на всех участников системы коллективной безопасности.
Второй признак - наличие организационного единства государств-участников системы. Это или организация, выступающая в качестве “классической” формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.
Различают два вида системы коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.
В рамках ОБСЕ происходит определенная переориентация на предотвращение и урегулирование локальных и региональных конфликтов. На встрече глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. был принят пакет решений, предусматривающий создание антикризисных механизмов ОБСЕ, включая операции по поддержанию мира. Было определено, что на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используется механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установлению фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Комитетом старших должностных лиц. Личный состав для участия в операциях ОБСЕ по поддержанию мира предоставляется отдельными государствами-участниками. Общий политический контроль за операцией осуществляет Комитет старших должностных лиц.
НАТО имеет уже непосредственный опыт проведения силовых операций, которые государствами-участниками этой организации были квалифицированы как операции по поддержанию мира. При этом в наличии имелось поощрительное отношение СБ ООН. Так, в соответствии с резолюцией СБ ООН о возможности применения силы для обеспечения запрета на полеты в зоне воздушного пространства над Боснией и Герцеговиной в апреле 1994 г. НАТО нанесла бомбовые удары по позициям боснийских сербов в Горадже.
В Устав СНГ также включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Устав СНГ закрепляет в ст.12 право на использование в случае необходимости Объединенных вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Устав СНГ предусматривает создание Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, положение которых подробно регламентируют Соглашение от 20 марта 1992 г. и в трех Ташкентских протоколах к нему от 15 мая и 16 июля 1992 г.
Разоружение - комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в п.1 ст.11 Устава ООН.
Отечественная доктрина так трактует нормативное содержание принципа разоружения: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобъемлющем и полном разоружении под строгим международным контролем.
Основными источниками норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам.
Международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем” (ст.VI Договора о нераспространении ядерного оружия).