Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 109 вопросов по курсу "Международное право".

Файлы: 1 файл

shpory_mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

— 536.50 Кб (Скачать)

 

  1. Государственные границы и способы их установления. Изменение государственных границ. Территориальные споры.

Гос.граница  – это линия и проходящая по ней плоскость вертикально вверх  и вертикально вниз, которая ограничивает гос.территорию. Гос.границы: 1. сухопутные (ограничение одного государства  от другого. Установлением границ является международный договор. Делимитация – установление границы на основе договора и нанесение ее на карту. Демаркация -  перенос границы с карты на местность. Эти границы учитывают рельеф местности и называются орографические. Геометрические – границы, которые проходят по прямой линии. Астрономические – границы, которые проходят по меридианам и параллелям). 2. водные (речные (которые разделяют: а) пограничные стороны и составляются соглашением (граница по Тальвичу, т.е. по самому глубокому месту) б). по судоходным рекам (граница по форватору, т.е. по пути корабля); озерные (по прямой линии, которые соединяют 2 точки выхода сухопутной границы); морские (это внешние пределы территориального моря, либо линии соединяющие территории смежных или противолежащих государств (пример: Балтика). Ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль (отчет с точки наибольшего отлива); воздушные (это боковые и внешние пределы. Воздушные пределы = 100 – 110 км)). Наряду с договорными границами существует признание исторически сложившихся границ (т.е. ни один договор не «скреплял» это границы, а они просто исторически сложились). Режим гос.границ может устанавливаться: - соглашением гос-тв, - внутренним законодательством государств, - соглашением сторон (стороны согласовывают установление режим ограничения для жителей; кто будет «ухаживать» за пограничным знаком и т.д.). Пограничные комиссары принимают меры для предотвращения перехода гос.границы; принимают меры для соблюдения порядка гос.границы. Если серьезное нарушение, то подключается дипломатия. В одностороннем порядке договор о прекращении границ не может быть прекращен. Межд.реки – это реки, которые протекают или разделяют территорию 2-х или более государств.  Судоходство по пограничной реке 3-ей стороной в том случае, если такое судоходство отрегулировано конвенцией.

 

  1. Правовой режим международных рек.

Это реки, пересекающие тер-ри двух или  более гос-тв (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка..).Они могут быть судоходными, несудоходными, пограничными. Их прав.режим  регулируется межд.договорами между  заинтересованными прибрежными  гос-вами, а реки используемые для судоходства – с учетом инетересов др.гос-тв. Режим должен учитывать: взаимную выгоду, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным гос-вам, защита фауны, речной среды и др.принипы МП. Могут учитываться Хельсинские правила использования вод межд.значения 1966г., касающиеся общих положений предотващения загрязнения водной среды, судоходства, лососплава, разрешение споров. Или нормы Женевской конвенции 1923г о гидроэнергии водных потоков. Должны соблюдаться общие правила: всестороняя деятельность одного гос-ва по использованию вод межд.реки не должна наносить ущерба аналогичной деят-ти другого гос-тва и его тер-ри Контроль за соблюдением условий договоров – смешанные речные комиссии. Дунай – межд.река в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 (РФ, Украина,Болгария, Венгрия, Румыния..) Новигация на Дунае открыта для граждан, торговых судов и товаров всех гос-тв на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий тогового судоходства. Плаванье воен.кораблей непридунайских гос-тв запрещено. Придунайские гос-тва обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии. Суда плавающие по реке имеют права с соблюдением всех правил прибрежных гос-тв заходить в порты, производить в них погрузочные работы, посадку, высадку пассажиров,.пользоваться судовыми радиостанциями. Для покрытия расходов по побеспечению судоходства придунайские гос-ва по согласованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов навигационные сборы.

 

  1. .Международно-правовой режим Антарктики. Правовой режим Арктики.

Статус  Аркити формировался под воздействие  факторов: удавленность от центров  цивилазации и неблагоприятных  для жизнедеятельности климат.условий, что затрудняло проникновение гражд.судов  и др.объектов под флагом несопредельных к Акртике гос-тв. Сейчас все известные сухопутные образования в Арктике подчинены власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым океаном (РФ, Дания, Канада, Норвегия США – разбиты на 5 секторов). Юр.статус морских пространств Арктики в целоа определяется принципами и нормами МП, относящимися к Мировому океану и закреплен в Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны для мор.внтур.вод приполярных стра статус исторических вод (к ним относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную ширину тер.моря – 24 мор.мили (РФ,Канада, Норвегия). Особыми правами наделены МП прибрежные гос-ва в области управления различными видами морепользования (предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения окр.среды с судов (ст.234 Конвенции 1982)). Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Мтатус регламентируется Правилами СССР69 портов открыты для захода иностр.грузовых судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских водах, тер-ном море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы – Постановление министров СССр 1990). Не допускается плаванье судов не имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти владельца судна за ущерб от загразнения морской среды) Решения по всем вопросам касающихся «пути» в компитенции спец.гос.органа – Администрации Северного морского пути Антарктика - тер-рия земного шара, расположенная вокруг южного полюса и состоит из ненаселенного материка Антарктиды, прилегающих к нему островов, части южного моря (Инд., Атлант., Тихий.,) Правовое положение базируется на положениях договора об Антарктике 1959, принятого по результатам Вашингтонской конференции (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Н.Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский союз, Франция ит.д.) Договор установил прав.статус Антарктики как террит.пространства, октрытое для бесприпятственного использования любым гос-вом и явл. ничьей тер-рией. Прниципы деят-ти в этом районе: испльзование Антарктики только в мирных целях (запрет зосдания воен.баз, проведение воен.маневров, испытаний оружия); свобода научных исследований и межд.сотрудничества в этой сфере; обеспечение эко безопасности в этом районе (запрет ядерных взрывов, сброса радиоактив.оружия). Др. источники: Конвенция 1950 «О живых ресурсах Антарктики»; Конвенция 1988 по регулирвоанию освоения минеральных ресурсов Антарктики; Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике подписаный в Мадриде 1991 (Объявление Антарктики природным заповедником, предназнач. для мира и науки).

 

  1. Международное морское право: понятие, источники, принципы.

Международное морское  право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов. Данная подотрасль является одной из наиболее древних частей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация была осуществлена впервые лишь в 1958 г. в Женеве Первой Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции:

* о территориальном  море и прилежащей зоне;

* об открытом море;

* о континентальном  щельфе;

* о рыболовстве и  охране живых ресурсов моря.

Произошедшие в последнее  время изменения в эксплуатации ресурсов Мирового океана нашли свое отражение в новых конвенциях - например, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которую подписали 157 государств, а также ЕЭС.

 

  1. Правовой режим прилежащей зоны.

Дополнительная морская зона за пределами территориального моря, создаваемая для осуществления в ней контроля прибрежного государства с целью обеспечения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил, называется прилежащей зоной. Прилежащие зоны сохраняют статус открытого моря, на которое суверенитет государства не распространяется. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право государства устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль. Однако Конвенция 1982 г. указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль. Цель установления прилежащей зоны — предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

 

 

  1. Правовой режим архипелажных зон.

Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву от 1982 - это воды гос-ва архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий (не более 100 миль), соединяющих наиболее выдающиеся в море точкинаиболее отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Режим архипелажных вод применим только к государствам-архипелагам (Индонезия, Филиппины, Фиджи и т.п.) и не может применяться к архипелагам, входящим в состав территории прибрежного государства, например, к норвежскому архипелагу Свальбарл (Шпицберген). Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные воды, ограниченные архипелажными исходными линиями, на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы. Этот суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Части ^(«Государства-архипелаги») Конвенции 1982 г. Особенностью правового статуса архипелажных вод является признание государством-архипелагом режима архипелажного прохода по морским и воздушным коридорам, пересекающим архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Все иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода по таким коридорам и пролета по таким воздушным коридорам, приемлемым для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов по ним и пролета над ними иностранных летательных аппаратов. Суда всех государств также пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды при условии соблюдения правил такого прохода.

 

  1. Исключительная экономическая зона.

Район, находящийся за пределами  территориального моря и прилегающий  к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, называется экономической зоной. В этом районе нормами международного права прибрежному государству предоставляется суверенное право в целях разведки и разработки естественных ресурсов, а также права в отношении других видов деятельности. Конвенция 1982 г. предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промыслах живых ресурсов в исключительной экономической зоне. Однако это право может быть осуществлено только пол соглашению с прибрежным государством. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 миль. В экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к  морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

 

  1. Международно-правовой режим континентального шельфа.

Под континентальным  шельфом с геологической точки  зрения понимается подводное положение  материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т.д.). Международное право (Конвенция 1982 г.) устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м. Признается суверенитет прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Права прибрежного государства на континентальный шельф не распространяются на покрывающие его воды, и воздушное пространство над ним. Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

 

  1. Внутренние морские воды. Правовой режим морских портов.

Внутренние морские воды - воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (Белое море); морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль (если более 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводиться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.

Указанные выше правила  отсчета не относятся к историческим заливам, которые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов Залив (Канада) и т.д.). Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежном государством по его усмотрению, т.е. регламентировано внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства.

В интересах развития международных отношений прибрежное государства открывают свои порты для свободного захода иностранных судов без дискриминации. Правда это не распространяется на иностранные военные суда. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства. В то же время внутренний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

 

  1. Правовой режим территориального моря (территориальных вод).

Морской пояс, расположенный  вдоль берега, а также за пределами внутренних (или архипелажных вод), называется территориальным мрем или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Согласно Конвенции 1982 г. “каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль”, отмеряемых от установленных ею исходных линий. В настоящее время тем не менее около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"