Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 109 вопросов по курсу "Международное право".

Файлы: 1 файл

shpory_mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

— 536.50 Кб (Скачать)

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

 

  1. Понятие международно-правовой ответственности государств, ее значение, цели и функции. Общие принципы международно-правовой ответственности государств.

Международно-правовая ответ-сть - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту МП в результате совершенного правонарушения. Субъектами международно-правовой ответ-сти являются только субъекты МП. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответ-сть является гражданско-правовой. Гос-тво за свои действия отвечает в принципе всем своим национальным достоянием, а физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. Гос-тво несет ответ-сть за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случаях, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригос-ным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние гос-ства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного гос-ства. Официальный статус лица (главы государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности. Юр-кие основания ответ-сти - совокупность юридически обязательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых определенный вариант поведения квалифицируется как межд.правонарушение. Источниками юр-ких оснований ответ-сти являются любые правомерные международно-правовые акты (договоры), предписания которых фиксируют юридически обязательные для гос-ств правила поведения; межд.обычай; решения межд.судов и решения межд. организаций, имеющие обязательную силу; односторонние акты, адресованные другим государствам, положения которого устанавливают обязательные правила поведения для гос-тва, издавшего этот акт. Нематериальная и материальная ответ-сть могут возникать одновременно в результате одного и того же правонарушения: нематериальная - за сам факт нарушения права, материальная - за возникший при этом ущерб

 

  1. Классификация международных правонарушений.

Три группы взависимости от от степени  опасности, масштабов правонарушения и последствий: 1. международные преступления – особо опасное межд.правонарушение посягающее на жизненно важные интересы гос-ств и наций, подрывающие основы их существования, принциаы МП, представляющие угрозу миру и безопасности всего чел-ства (агрессия, геноцид, папреид, колониализм, военные преступления) Так как такие преступления затрагивают практически все межд.сообщество, гос-тва в соответствии с Уставом ООН вправе принимать коллективные меры по их пресечению. 2 Уголовное преступление межд.характера – деяние, имеющее межд.-общественную опасность, посягающее на интересы гос-ств (межд.терроризм, взятие заложников, угон воздушных судов, незаконное производство наркотиков, нападения на диплом.представительства – гос-тво могло или должно было пресечь такие преступления, вот почему за эти преступления совершенные физ.лицами  гос-тво может нести материальную или полит-кую ответственность). 3 Другие межд.правонарушения (деликты) -   противоправные действия наносящие ущерб отдельному гос-тву или ограниченному кругу субъектов МП (отношения возникают между гос-вом правонарушителем и пострадавшим: бездействие гос.органов не пресекающих противоправную деятельность против диплом.представительств (битье стекл, срыв гос.флага; нарушение торговых обязательств и др.

 

  1. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.

Форма международно-правовой ответственности - способ, посредством  которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы международно-правовой ответственности - нематериальную и материальную.

Нематериальная (политическая, моральная) ответственность может  осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфакция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д.

Репрессалии - ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболоведческого судна за браконьерство).

От репрессалии следует  отличать реторсию - ответную акцию  в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

Коллективные санкции  в отношении международного правонарушителя  могут приниматься только на основании  решения СБ ООН. Они могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета.

Если в отношении  репрессалий действует принцип  соразмерности, то на санкции они  не распространяются.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация - возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Реституция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид материальной ответственности как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек.

 

  1. Обстоятельства исключающие ответственность государств.

Освобождение от ответственности - это снятие с субъекта обязанности  ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность. К обстоятельствам, освобождающим от ответственности традиционно относятся:

* вина самой пострадавшей  стороны (совершение действий  с намерением вызвать наступление  материального ущерба вследствие  противоправного действия другого субъекта, грубая небрежность и т.д.);

* форс-мажор (непреодолимая  сила), т.е. не поддающиеся контролю  непредвиденные внешние события чрезвычайного характера (стихийные явления, эпидемии и т.д.);

* состояние крайней  необходимости, когда совершение  тех или иных действий продиктовано угрозой жизненным интересам субъекта-делинквента.

 Освобождающие от  ответственности обстоятельства  следует отличать от фактов  и действий, которые исключают  квалификацию деяния в качестве  деликтного, хотя в результате этого деяния и была нарушена норма международного права (напр. согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего правонарушение, допускаемое международным правом действие в ответ на противоправное деяние самого потерпевшего субъекта (напр. самооборона, репрессалии и т.д.).

 

  1. Ответственность за правомерную деятельность как общий вид международно-правовой ответственности.

Фактич.основанием отв-сти  явл. Междунар.правонаруш.,но в МП предусм. Случаи отв-сти за соверш. Опред.д-ий,к-ые сами по себе явл.правомерными.Так по Конв. Об открытом море Ст.22 и Конв. По морскому праву Ст.110 допуск-ся возм-сть осмотра ин-ных торговых судов военными кораблями,когда есть достойные основания подозревать,что судно заним-ся пиратством или несанционорованным вещанием или ин.запрещ.правом деятельностью,но если подозр.оказ-ся необоснов-ми,торг.судну должны быть возмещены убытки или ущерб.

В МП утв-ся обычная прв. Норма согл.к-ой гос-во несет матер.отв-сть  за вред явившимся результатом незапрещ.МП деятельности,осущ-мой на тер-рии или под контролем этого гос-ва,если такая деят-сть связана с риском причинения знач-ного вреда.Такую отв-сть уст-ют за виды деят-сти связ.с ист-ком повыш. Опасности(освоение космоса,исп-ния атомной энергии,к-ые могут привести к загрязн.окр.среды).Эта тов-сть сущ.только в дог-ном порядке.

 

  1. Уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности.

Физ.лица совершившие  межд.преступления, уголовные преступления межд.характера и др.межд.правонарушения могут быть привлечены к угол.ответственности в соответствии с действующими межд .договорами, предусматривающими наказания, а так же национальным законод-вом гос-ва, гражданами которого он являются или на тер-рии которого проживают. За совершение отдельных преступлений (пиратство, угон возд.судна) физ.лица могут быть привлечены к ответ-сти по законам гос-тва их захвативших. К физ.лицам применимы положения Конвенции о непримеримости срока давности к воен.преступлениям и преступлениям против человечества 1968г., В целях привлечения физ.лиц к угол.ответ-сти созданы Межд.трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения межд.гуманитарного права, совершенные на тер-рии бывшей Югославии, и Межд.уголовный трибунал для судебного преследования лиц ответственных за геноцид и др.серьезные нарушения межд.гумманитарного права, совершенные на тер-ии Руанды. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физ.лиц ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по полит., расовым или религиозным мотивам и др. бесчеловечные акты.

 

  1. Органы внешних сношений государств. Состав и функции дипломатических представительств.

Все органы внешних сношений любого государства подразделяются на две большие группы - внутригосударственные (центральные) и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно  находятся на территории данного  государства и в свою очередь  разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых, специализированных органов внешних сношений оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров, на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области. Иногда такие органы называю еще “конвенционными”, что не представляется оправданным.

К внутригосударственным  конституционным органам внешних  сношений относятся высший законодательный орган (парламент), глава государства, правительство, глава правительства, ведомство иностранных дел).  Эти органы в целом осуществляют политическое руководство внешними сношениями, их организацию и регулирование их деятельности.

Зарубежные  органы внешних сношений государств подразделяются на две группы - постоянные и временные. К первой группе относятся дипломатические представительства государств, аккредитованные в станах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных организациях.

К временным зарубежным органам внешних сношений относятся  различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов и т.д.

 

  1. Учреждение дипломатических представительств. Начало и окончание дипломатической миссии. Дипломатический корпус.

Современная практика знает следующие виды дипломатических и приравненных к ним представительств:

1. Посольства - представительства первого, высшего класса, во главе которого находится дипломатический представитель, имеющий класс посла, аккредитованного при главе государства. К ним приравниваются представительства Ватикана - нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества, возглавляемые высокими комиссарами, занимающими в дипломатическом корпусе то же положение, что и послы (например, Высокий (Верховный) комиссар Великобритании в Индии).

2. Миссии, возглавляемые посланником, аккредитованным при главе государства - представительства второго класса. Им соответствуют папские интернунциатуры.

3. Миссии, возглавляемые поверенным в делах, аккредитованным при министерстве иностранных дел. 

Наиболее оправданным  представляется, однако, определение дипломатического корпуса как объединение лиц по профессиональному признаку (без членов их семей) и образующих корпорацию дипломатических агентов, аккредитованных в стране пребывания. В этом случае дипломатический корпус выступает как нечто единое целое по вопросам церемониального и организационно-бытового характера. От имени дипломатического корпуса в случаях церемониального характера выступает его глава - дуайен.

Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после достижения договоренности между государствами об обмене дипломатическими представительствами в соответствии с установленным порядком. Обычно порядок вступления в должность главы дипломатического представительства происходи в несколько этапов: подбор кандидатуры посла; запрос агремана; издание акта внутреннего прав, оформляющего назначение; выдача верительных грамот; предварительная, по прибытии в страну пребывания, аудиенция у е министра иностранных дел и передача ему копий верительных грамот; вручение во время официальной церемонии верительных грамот главе государства пребывания как завершение процесса аккредитации и начало дипломатической миссии данного представителя - его “личной миссии” на посту посла или посланника; официальное сообщение в печати о состоявшемся вручении верительных грамот.

 

  1. Функции, привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.

В группу привилегий и иммунитетов дипломатического представительства входят следующие акты или воздержания от актов:

1. Неприкосновенность помещений  дипломатических представительств  в соответствии со с. 22 Венской  конвенции 1961 г. предполагает  с одной стороны обязанность  властей страны пребывания воздержаться  от всех действий, могущих повлечь за собой нарушение неприкосновенности помещений представительства; с другой стороны - активную обязанность принимать любые диктуемые обстановкой меры по предотвращению или ликвидации последствий самочинных действий частных лиц, влекущих за собой противоправное нанесение ущерба иностранным дипломатическим представительствам. Предусмотрена также неприкосновенность предметов обстановки дипломатических представительств. Таким образом, неприкосновенность представительств носит абсолютный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"