Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 109 вопросов по курсу "Международное право".

Файлы: 1 файл

shpory_mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

— 536.50 Кб (Скачать)

Правовое положение иностранцев  в государстве регулируется национальным законодательством страны пребывания и нормами международных договоров. Государство пребывания, устанавливая правовой режим иностранцев, должно действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Правовое положение (правовой режим) иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания.

Специальный режим заключается  в предоставлении иностранным гражданам определенных прав и/или установлении обязанностей. Так, граждане государств — членов СНГ пользуются в России многими правами, вытекающими из соглашений России с республиками бывшего Союза.

Режим наибольшего благоприятствования  выражается в предоставлении иностранцам таких прав или установления таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается, как правило, на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими государствами.

 

  1. Правовой статус беженцев и переселенных лиц.

Согласно Конвенции о статусе  беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства выдают беженцам удостоверения  личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благоприятного положения).

Особое внимание Конвенция уделяет  социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.

Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

 

  1. Право политического убежища.

Одним из важных суверенных прав государства  является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище — это  предоставление убежища преследуемому лицу на территории государства.

Дипломатическое убежище — это  предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного государства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.

Убежище предоставляется только в  экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получившее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

 

  1. Основные международные соглашения о правах человека. права и свободы человека, закрепленные в международных соглашениях.

Всеобщая  декларация ПЧ б. провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.48 г. Декларация состоит из преамбулы  и 30 статей и включает все категории  прав. содержит осн-ние ограничение г-вом ПЧ, вошла в Биль оправах ч-ка.

В 1966 г. комиссией  ООН б. разработан пакт о гр-х и  пол-х правах и пакт об экон-х, соц-х  и культ-х правах. Потом к 1-му пакту  б. принято 2 протокола:

1.относительно  компетенции комитета по ПЧ;

2.1989 г. протокол  об отмене смертной казни.

Европейская конвенция (1950) о защите ПЧ и основных свобод, Американская конвенция о  ПЧ 1969, Африканская хартия прав и  свобод ч-ка и народов, 1981

Классификация прав и свобод человека.

По содержанию:

1.гражданские – на  жизнь, равенство перед з-м,  на признание п\субъектности ч-ка, на неприкосновенность личности, свобода передвижения, на гр-во, на  вступление в брак;

2.политичекие – право  на участие в управлении страной,  быть избранным, на свободу ассоциаций, мирных собраний, право доступа к гос-м службам;

3.социальные – право  на достойную жизнь, соц-ю защиту, на здравоохранение, пенсии;

4.экономические –  право собственности, на достойное  вознаграждение за труд, на предпринимательство;

5.культурные – на  образование, на свободу участия  в культурной жизни об-ва, на  пользование достижениями культуры  и искусства, на защиту интеллектуальной  собственности;

6.коллективные – присущие  нации или народу – право  нации на самоопределение, на здоровую окружающую среду.

По субъектам распространения:

1.общие – м. иметь  ч-к незав-мо от соц., половой  принадлежности;

2.специальные – м.  принадл-ть конкретным категориям  населения.

По возможности ограничения:

1.те, к-е не м. б.  огран-ны г-вом ни при каких обст-вах;

2.те, к-е м. б. ограничены  при опр-х обст-вах. Условия  ограничения: гр-е и пол-е –  только в опред-х случаях, соц-е.  эк-е, культ-е – всегда можно.

Гр-е и пол-е огр-ся:

1.в целях обеспечения  гос-ой и общ-ной безоп-ти;

2.в целях защиты  морали и здоровья населения, прав и свобод др. ч-ка.

 

  1. Борьба с международными преступлениями, наносящими ущерб правам и свободам человека.

Межд.-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют межд. стандартами (МС) в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН государства обязуются соблюдать МС прав человека. Вопрос соблюдения прав человека отнесен к внутренней компетенции государства. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) государства должны приложить ми-нимальныые усилия - принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.

МС могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими,, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).

МС обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками МП, так и носящих морально-политический характер.

При этом следует учесть, что индивид не является , субъектом МП и МП обязывает государство обеспечить

реализацию его прав. В исключительном случае, если государство не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, МП предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи межд. органов. Существует два уровня межд. защиты прав человека:

- универсальный;

- региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).

Примером регионального уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам чеповека. Право на обращение в данную комиссию имеют государства, а также отдельные индивиды.

После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Совета Европы.

Существует три основные меры контроля за соблюдением прав человека:

- рассмотрение в ООН периодических докладов государств;

- рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;

- рассмотрение индивидуальных петиций.

 

  1. Понятие международного спора. Классификация международных споров.

международный спор можно рассматривать как  специфическое политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает международному миру и безопасности, продолжение других не сопряжено с такой угрозой.

Международные споры классифицируются по различным  основаниям: по объекту или предмету спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения (локальные, региональные, глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

В п.2 ст.36 Статута МС ООН  содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера (в отличие от политических споров). Правовыми спорами, подпадающими по юрисдикцию МС ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства.

Пожалуй, наиболее опасными являются территориальные споры.

В современном международном праве в качестве общепризнанного императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами.

 

  1. Обследование и согласительная процедура как мирные средства разрешения международных споров.

* обследование (используется  в тех случаях, когда спорящие  расходятся в оценке фактических  обстоятельств, вызывающих спор  или приведших к спору. В  этом случае назначается на  паритетных началах международная  следственная комиссия иногда во главе с представителем третьего государства. Результаты работы комиссии в докладе, который ограничивается лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению);

* примирение (согласительная  процедура) (создается на паритетных  началах комиссия, которая вырабатывает конкретные рекомендации сторон, причем выводы согласительной комиссии имеют факультативный характер);

 

  1. Непосредственные переговоры и консультации в системе мирных средств разрешения международных споров.

Механизм  реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в  виде системы международно-правовых средств такого регулирования, которые зафиксированы в ст.33 Устава ООН:

переговоры – непосредственные и к-е ведутся по иным дип-м каналам.

Непосредственные  – двусторонее обсуждение спорной  проблемы с целью урегулирования спора, обмена мнениями, согласованию позиций. Обычно заканчиваются принятием д-ра. \Переговоры м. проводиться в рамках конференций и совещаний путём непосредственной встречи представителей г-в. \Официальные преговоры и неофициальные.

Официальные переговоры ведутся представителями  г-в на различных уровнях. Неофициальные  – через МИД, правительства, посольства.

Взаимные  консультации – м. устанавливаться учредительными д-тами м\н организаций или м\н д-ром. Провод-ся на различном уровне. М\н согласительная или примирительная процедура. Цель – помочь гос-м вступить в переговоры и достичь согласия. Провод-ся с помощью добрых услуг, посредничества, следственных и согласительныхкомиссий.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"