Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 109 вопросов по курсу "Международное право".

Файлы: 1 файл

shpory_mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

— 536.50 Кб (Скачать)

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.

 

  1. Правовой режим открытого моря.

Пространства морей  и океанов, которые находятся  за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.

Главным принципом в  отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов на морским пространством и т.д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря своему суверенитету.

 

  1. Изъятие из принципа юрисдикции флага корабля в водах открытого моря.

Теория договорной, признанной юрисдикции государства флага, выводимая из принципа суверенного равенства государств, свободы открытого моря и свободы судоходства в открытом море, а также из конкретных международно-правовых норм обычного и договорного характера. Однако эта доктрина не объясняет коренных причин самого факта, поскольку исключительная юрисдикция принадлежит здесь именно государству флага, тем более если учесть, что указанное правило было непоколебимо задолго до попыток универсальной регламентации правового режима открытого моря, а осуществленная регламентация его не поколебала. Такое объяснение дает взгляд на судно как на «условную» или «плавучую» территорию. Одним из аргументов, выдвигаемых противниками данной теории, являются указания на предусмотренные международными договорами случаи остановки, осмотра и задержания судна в открытом море иностранным военным кораблем, а также право пресле дования по горячим следам. Как известно, количество изъятий из правила исключительной юрисдикции государства флага в открытом море все возрастает. Конвенция 1982г., например, добавила к соответствующим положениям Конвенции об открытом море 1958 г. (ст. 22, 23) еще три случая (ст. 108—110). К исключениям можно отнести также Конвенцию 1969 г. относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью. В преамбуле Конвенции, правда, предусматривается, что исключительные меры, которые предоставляются прибрежным госу дарствам, не нарушают принципа свободы открытого моря. Следует признать, что предусмотренная Конвенцией возможность принятия прибрежным государством целесообразных мер на борту иностранного судна в открытом море для предотвращения, сокращения и ликвидации загрязнения является несомненным изъятием из принципа исключительной юрисдикции госу дарства флага судна в открытом море. Однако здесь речь идет о договорном или признанном характере изъятий из исключительной юрисдикции государства флага в открытом море.

 

  1. Правовой режим международных проливов и каналов. Правовой режим Суэцкого и Панамского каналов.

Проливы - естественные морские  проходы, соединяющие между собой  части одного и того же моря или  отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (Лаптева), не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международными считаются  все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой:

* части открытого моря (или экономических зон);

* части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств.

В Конвенции 1982 г. зафиксировано  правило, в соответствии с которым  главным принципом для международных  проливов является принцип разумного  сочетания интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего это означает свободный транзитный проход через международные морские проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности прибрежному государству его остановить.

Принципы правового режима международных  каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства — владельца канала. В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.

Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

Правовой статус и  режим отдельных наиболее важных международных поливов регламентирован специальными конвенциями (Черноморские поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и Малый Бельты, Зунд).

 

  1. Понятие и принципы международного воздушного права.

Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.

В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом.

Принципы МВП (общепринятые, обязательные): 1 исключ-ного и полного суверенитета го-тв над своим возд.пр. (ст.1 Чикагской конвенции + национал.законод-ство. Основное содержание – гос-тво самостоятельно устанавливает правовой режим для использования своего возд.пр. Требования – возд.пр. гос-тва может быть использовано другим гос-твом только в разрешительном порядке. Разрешение – в форме дог-ра (либо разовое, либо многоразовое). Гос-тво должно обеспечивать для этого судна равные права и опираться на межд.договор. Гос-тво обязано устанавливать полетные трассы; определять правила радиосвязи; правила обеспечения безопасности полета); 2 свободы полета в открытом возд.пр. (открытое пространство – пространство за пределами тер.вод, т.е. пространство, находящееся над открытым морем. Подчиняются только юрисдикции своего гос-ства. Все суда обязаны следовать правилам, которые закреплены в межд.соглашениях и правила, которые закреплены ИКАО. Все гос-тва должны придерживаться правил и не нарушать их. В интересах безопасности полетов самолеты должны следовать маршрутом, установленным службой ОВД. Система правил полетов определена в Приложении № 2 Чикагской конвенции)

 

  1. Правовой режим международных полетов в воздушном пространстве с международным режимом. Правовой режим полетов над территорией суверенного государства.

Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.

Для организации полетов воздушных  судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной  или общественной безопасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.

Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.

Иностранные воздушные суда могут  влетать в воздушное пространство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать полеты по специальным международным трассам, совершать посадки в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов могут быть ограничены.

На воздушные суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находящиеся в воздушном пространстве РФ, распространяется гражданская, административная и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться международными договорами.

Открытое воздушное пространство — это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).

В открытом воздушном пространстве признаны следующие свободы:

свобода беспрепятственно осуществлять полеты;

право государства регистрации  осуществлять юрисдикцию над воздушными судами;

право захватывать воздушное пиратское судно и осуществлять «преследование по горячим следам».

 

  1. Международное космическое право. Принципы международного космического права.

В современном международном праве  сформировалась новая отрасль — международное космическое право. Объектом этой отрасли являются: отношения по поводу космического пространства и небесных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космических объектов, наземных космических систем; космическая деятельность.

Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Субъектами международного космического права являются участники международного правоотношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии. Основными субъектами международного космического права являются государства, поскольку именно они осуществляют основной объем космической деятельности.

Вторичными субъектами международного космического права являются международные организации в соответствии со своей компетенцией (например, Международная организация спутниковой связи и др.). Некоторые международные договоры устанавливают дополнительные условия участия международных организаций в космической деятельности.

Международное космическое право  не исключает возможности осуществления космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами). Однако предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями контракты с государствами не являются международными договорами, а представляют собой соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность данными субъектами осуществляется «с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства», которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.

В международном космическом праве  сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба космическому пространству и небесным телам и др.

 

  1. Международно-правовой режим космических пространств и небесных тел.

Космическое пространство — это  пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км).

Правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собственности; на эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми иными средствами (ст. II Договора по космосу).

Космическое пространство открыто  для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического или научного развития и являются достоянием всего человечества. Поверхность или недра Луны или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, государственной организации, неправительственного учреждения или физического лица. Государства при проведении научных исследований имеют право собирать на Луне и других небесных телах образцы веществ и вывозить их оттуда. Эти образцы остаются в распоряжении соответствующих государств. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"