Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 109 вопросов по курсу "Международное право".

Файлы: 1 файл

shpory_mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

— 536.50 Кб (Скачать)

Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г.;

В международном праве имеется большое число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли международного права, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название — право вооруженных конфликтов.

Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям:

предотвращение вооруженных конфликтов;

правовое положение участвующих  и не участвующих в конфликте  государств;

ограничение средств и методов ведения войны;

защита прав человека в период вооруженных  конфликтов;

обеспечение ответственности за нарушение  норм международного права.

 

  1. Право вооруженных конфликтов: понятие, система, принципы. Объект регулирования ПВК.

Право вооруженных  конфликтов (ПВК) — совокупность норм и принципов, применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение. Предметом – отношения между воюющими сторонами во время войны, международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера. Война — это организованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами. Международный вооруженный конфликт – вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью,  а  именно,  между  вооруженными  силами:  а) суверенных государств;  б) национально-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороной (признанной в этом качестве) и вооруженными силами соответствующего государства. Вооруженные конфликты немеждународного характера – вооруженные конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Внутренние беспорядки — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности. Внутренняя напряженность — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков, государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности. Основными субъектами права вооруженных конфликтов являются суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и нации, некоторые международные межправительственные организации (типа ООН).

 

  1. Состояние войны и его правовые последствия.

В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.

Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы международного права (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.

Театр войны — это территория воюющих сторон, открытое море и  воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.

 

  1. Средства и методы ведения войны.

Средства ведения войны: оружие, иные средства, применяемы для  нанесения вреда и поражения  противника. Запрещающие: пули легко  разворачивающиеся; удушливые, ядовитые газы и аналогичные жидкости, бактериологическое, химическое оружие; оружие, которое увеличивает страдания людей, делает их смерть низбежной; средства воздействия на природную среду, любое оружие действие к-го заключается в нанесении превеждения осколками, мины. Средства: авиация, как средство не запрещена МП, но ограничена: запрещено атаковать или бомбандировать незащищенные города, поселения (Гаагские конвенции 1899, 1907гг), уничтожать невоенные объекты, санитарные учрежедния. Подводные лодки – законное средство ведения войны,  регламентируется правилами для надводных боевых кораблей (в случае полного отказа остановиться после надлежащего предложения  или сопротивления осмотру(обыску)  лодка может потопить торговое судно противника или лишить его возможности плавания).Морское минное оружие – ограничено: запрещается ставить миы не закрепленные на якорях.  Методы ведения войны – порядок и способы использования и применения средств ведения войны. Зпрещенные: предательски убивать или ранить лиц принадлежащих к населению или войскам неприятеля; убивать или ранить сдавшихся; убивать парламентера; незаконно пользоваться флагом нейтрального или другого гос-тва, военными знаками или форменной одеждой; истреблять или захватывать неприятельскую собственность (кроме военной необходимости); отдавать города на разграбление; брать заложников, добивать и истреблять раненых; осуществлять террор; уничтожать культурные ценности; применять пытки с целью получить сведенья; применять и передвать лазерное оружие. Морская блокада – признанные метод ведения войны на море – система насильственных действий военных флотов и авиации, препятствующих доступу как с моря к портам и берегам неприятелся так и от этих портов.Блокада должна быть объявлена публично, с указанием даты, района блокируемого побережья.

 

  1. Правовой режим военной оккупации.

Военная оккупация — это временный  захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

совершать любые акты насилия, запугивания  или оскорбления;

применять меры принуждения, физического  или морального порядка, в частности, с целью получения сведений;

применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

применять коллективные наказания;

захватывать заложников;

депортировать гражданское население  с оккупированной территории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.

 

  1. Правовое положение участников вооружённых конфликтов. Комбатанты и некомбатанты.

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

личный состав регулярных вооруженных сил;

ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;

личный состав движений сопротивления  и партизанских формирований;

лица, оказывающие помощь вооруженным  силам, но участия в боевых действиях  не принимающие;

члены экипажей торговых судов и  гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;

население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

 

  1. Правовой режим военного плена.

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:

личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих  отрядов, входящих в состав вооруженных  сил;

личный состав партизанских отрядов;

личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

члены экипажа торгового флота  и гражданской авиации;

население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Каждый военнопленный при его  допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и  личный номер.

Держащая в плену держава  несет ответственность за обращение  с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к личности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть военнопленных интернированию. Им может быть также запрещено выходить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных работах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться  законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дисциплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и  репатриируются (возвращаются на родину).

 

  1. Нейтралитет в войне.

Нейтралитет в войне — это  особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралитет (Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г. и др.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами.

Нейтральные государства, сохраняя право на самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; допускать передачу воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию для содержания раненых; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств т.д.

 

  1. Международно-правовая защита жертв войны.

Лица, не принимающие непосредственного  участия в вооруженном конфликте, включая лиц, сложивших оружие, и тех, кто перестал принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по другой причине, должны пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по признаку расы, религии, языка и т.д.

В отношении этих лиц запрещаются:

посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность (убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания);

взятие заложников;

посягательство на человеческое достоинство;

осуждение и наказание без предварительного судебного решения при соблюдении судебных гарантий.

Раненых и больных будут подбирать  и им будет оказана помощь.

Санитарные учреждения и формирования ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению. Личный состав таких формирований может быть вооружен и пользоваться оружием для самообороны и защиты раненых. Санитарным учреждениям, попавшим в руки неприятеля, обеспечивается возможность выполнять свои функции до тех пор, пока заботу о раненых и больных не возьмут на себя соответствующие подразделения неприятеля. Транспортные средства санитарных формирований также не должны подвергаться нападению. Они должны иметь ясно видимый отличительный знак (красный крест на белом фоне, красный полумесяц, солнце на белом поле), а их личный состав — отличительные знаки и удостоверения.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"