Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, шпаргалка

Краткое описание

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 107.70 Кб (Скачать)

1. Международное  право: понятие и предмет регулирования.

Международное право – сложный  комплекс юридических норм, создаваемых  государствами и межгосударственными  организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную  правовую систему, предметом регулирования  которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные  отношения. Международное право  – это особая правовая система, которая  существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система  – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

  • между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;
  • между государствами и международными межправительственными организациями;
  • между государствами и государствоподобными образованиями;
  • между международными межправительственными организациями.

МП как система права –  это совокупность принципов и  норм, создаваемых определенными  субъектами МП и регулирующих международные  отношения.

1) Нормы МП создаются в основном  государствами и международными  организациями на основе соглашения

2) Международные отношения, выходящие  за пределы компетенции и юрисдикции  государства – предмет МП.

Объекты международных  отношений:

1) Вопросы, которые по своей  сути являются международными  и не могут относиться к  внутренней компетенции государства:  вопросы, составляющие общечеловеческие  интересы и ценности (вопросы  мира и безопасности; правовой  режим международной территории; глобальные экологические проблемы  и др.)

2) Другие вопросы, которые могут  быть разрешены только совместными  усилиями государств на основе  учета их взаимных интересов  (установление государственных границ; оказание правовой помощи по  уголовным, гражданским делам)

3) Вопросы, которые входят во  внутреннюю компетенцию государства,  но для более эффективного  их разрешения необходимо сотрудничество  с другими государствами (обеспечение  и защита прав человека; осуществление  международной уголовной юрисдикции  в отношении определенных преступных  деяний).

 

2. Соотношение  МП и внутригосударственного  права.

Проблема возникла в конце 19в.

2 теории: 1) Монизм: МП и внутригосударственное право – это единое целое. 2 подвида: - доминанта МП над государственным правом  - доминанта государственного над МП (Гегель).  2) Дуализм: МП и государственное право – это две автономные правовые системы, взаимодействующие и взаимовлияющие.  Соотношение МП и государственного права регламентируется государственными актами.

Способы:

1) Государство  может предусмотреть  в законодательстве положение  о непосредственном действии  норм МП на его территории (Франция,  Бельгия, РФ, Нидерланды). Пример: Конституция  РФ ч. 4 ст. 15.: «Общепризнанные принципы  и нормы МП и международные  договоры РФ являются составной  частью ее правовой системы.  Если международным договором  установлены иные правила, чем  предусмотренные законом, то применяется  правила международного договора». 

2) Государство может трансформировать  нормы МП в нормы государственного  права путем принятия нового  нормативного акта или внесения  изменений в нормативные акты  – дуалистические государства  (Ирландия, Дания, Соединенное Королевство).

 

3. Субъекты  МП: пон-е, виды. М/н правосубъектность инд-дов.

Субъекты  МП – это участники международных правоотношений, которые обладают правами и несут обязанности, закреплённые в МП.

Традиционно в качестве субъекта МП рассматривалось государство, потом стали выделять международные межправительственные организации, потом нации и народы, борющиеся за независимость (организация освобождения Палестины) и государство подобные образования (Ватикан). Их свойства: они могут создавать нормы МП;  могут вступать друг с другом в дипломатические отношения.

Современная точка зрения: субъекты МП – это еще и международные неправительственные организации (Гринпис, комитет красного креста и полумесяца, ЮЛ, ФЛ), так как:

1) как субъекты МП они могут обращаться в международные организации по защите прав человека

2) ФЛ  может нести международную  уголовную ответственность, но  оно не может заключать международные  договоры.

Особенности субъектов МП:

1) В МП нет недееспоспособных  субъектов.

2) Правосубъектность в МП –  это объем прав и обязанностей, закрепленных в нормах МП.

3) Правоспособность в МП (ст. 6 ВК  о праве международных договоров  1969г.) – каждое государство обладает  правоспособностью.

Виды субъектов:

По происхождению:

1) Основные (первичные): государство,  нации и народы, борющиеся за  независимость – они являются  самостоятельными, их правосубектность  не зависит от чьей-либо воли.

2) Вторичные (производные): международные  межправительственные организации,  государствоподобные образования,  нетрадиционные субъекты МП:

- они порождены как субъекты МП волеизъявлением государств, зафиксированы в международном договоре.

 По объёму прав  и обязанностей:

1) правосоздающие (традиционные) = правореализующие 

2) правореализующие (нетрадиционные).

Правосубъектность индивидов: в МП нет норм, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, представляемые МП. Современные нормы МП устанавливают права, обязанности, ответственность индивидов. Разрабатывается проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Сегодня применяется статут международного трибунала в правонарушениях, связанных с судебным преследованием лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии. Существует множество конвенций о предотвращении и наказаниях преступлений международного характера. Расширился круг международных норм, предоставляющих индивиду юридические возможности их обеспечения и защиты. В договорах защищаются также гражданские, семейные, трудовые отношения. Европейская конвенция по защите прав и свобод человека, ч.3 ст.46 Конституции РФ: каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государства  – основные субъекты МП. Постоянно  нейтральные гос-ва.

С точки зрения современного МП, государство - образование, обладающее:

- суверенитетом

- определенной территорией 

- населением

Государство обладает универсальной  правоспособностью

Государства как участники МО равны.

Права и обязанности:

- основные  ПиО – обусловлены  основными принципами МП 

- производные  ПиО – вытекающие  из основных ПиО

- индивидуальные ПиО – двусторонние  или трёхсторонние договоры.

Постоянно нейтральное  государство – то государство, которое добровольно приняло на себя обязательство путём заключения международного договора или в одностороннем порядке соблюдать постоянный нейтралитет, т.е.:

  • не вступать в военные союзы;
  • не допускать военного присутствия на своей территории других государств в мирное и военное время;
  • не участвовать в вооруженном конфликте между государствами;
  • воздерживаться от политики, которая могла бы привести к вовлечению в войну.

Постоянный нейтралитет не влечёт утрату государством права на самооборону  в случае нападения на него, у  государства могут быть свои вооруженные  силы.

Сегодня: Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджи, Мальта, Туркменистан.

Признание государств.

Способы образования  государств:

1) В результате коренных изменений  в экономическом и политическом  строе.

2) Объединение нескольких государств  в одно.

3) Разделение одного государства  на несколько государств.

4) В результате отделения от  государства части территории  и образования на ней самостоятельных  государств.

5) Образование нового государства  на месте бывшей колонии.

Момент, с которого новое государство становится субъектом МП.

Теории:

1) Конструктивная теория – только  после признания всеми (большинством) существующими государствами.

2) Декларативная теория – с  момента провозглашения.

Признание в современном МП не играет существенной роли. Факт признания  со стороны существующих государств важен только для осущствления прав в качестве субъекта МП.

Способы признания  государства:

1) Де-Юре (полное) – установление  дипломатических отношений с  новым государством, обмен дипломатическими  представительствами и консульствами.

2) Де-Факто – заключение международных  договоров по различным вопросам.

 

5. Участие  субъектов РФ в международных  и внешнеэкономических связях.

Степень самостоятельности определяется конституцией либо федеративным договором, либо договором о разграничении  предметов ведения между федерацией и её субъектами.

Конституция РФ – ст. 71, 72, 73; ФЗ «О координации  международных и внешнеэкономических  связей в субъектах РФ» от 4.01.99.

Субъекты РФ вступают в международные  и внешнеторговые связи с субъектами других федеративных государств и с  административно-территориальными образованиями  иных государств, с иным государством в целом – только с разрешения правительства РФ.

Международные и внешнеэкономические  связи – культурные, экономические, гуманитарные, научно-технические и  другие связи. По этим вопросам субъекты РФ могут заключать международные  соглашения.

Порядок заключения международных  соглашений:

1. ОГВ субъектов РФ уведомляют  о вступлении в переговоры  по поводу заключения соглашений  федеральные ОГВ.

2. ОГВ субъектов РФ должны предоставить проект в МИД РФ либо в другой федеральный ОИВ не позднее месяца до подписания такого соглашения.

3. федеральный ОИВ должен ответить  в 20-дневный срок на проект. В случае разногласий – согласительная  комиссия. Соглашение не должно  противоречить Конституции РФ, федеральному  законодательству, международным договорам  РФ.

Субъекты РФ могут участвовать  в работе международных межправительственных организаций в рамках органов, созданных  специально для этих целей (например, конгресс местных и регион-ых властей).

Субъекты РФ могут открывать  свои представительства в иных государствах. Они не являются дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями. Работники  не обладают дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

 

6. Правопреемство  государств: понятие, источники,  основание, случаи, объекты, теории.

Правопреемство  государств в МП – это смена одного государства другим, в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и за осуществление к этому моменту прав и обязанностей

Основание – юридический факт возникновения нового государства.

Случаи: коренное изменение политического и экономического строя; выделение одного государства из другого; разделение государств; объединение государств; образование государства на месте колонии.

Объект правопреемства:

1) Международные договоры;

2) Государственная собственность; 

3) Государственные долги;

4) Государственные архивы.

Стороны:

-государство - предшественник;

-государство - преемник.

Источники:

1) Венская конвенция о правопреемстве  государств в отношении международных  договоров (1978г.), вступила в силу  с 1996г.

2) Венская конвенция о  правопреемстве государств в  отношении государственной собственности,  государственных архивов и государственных  долгов 1983г. (недействительна).

Обе конвенции исходят из принципа, что вопросы правопреемства могут  решаться по соглашению сторон, а положения  конвенции будут применяться  только при отсутствии договоренности. Неурегулированные в конвенции  вопросы будут регулироваться принципами общего МП.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"