Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, шпаргалка
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.
1. Международное
право: понятие и предмет
Международное право – сложный
комплекс юридических норм, создаваемых
государствами и
Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:
МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.
1) Нормы МП создаются в основном
государствами и
2) Международные отношения,
Объекты международных отношений:
1) Вопросы, которые по своей
сути являются международными
и не могут относиться к
внутренней компетенции
2) Другие вопросы, которые могут
быть разрешены только
3) Вопросы, которые входят во
внутреннюю компетенцию
2. Соотношение МП и внутригосударственного права.
Проблема возникла в конце 19в.
2 теории: 1) Монизм: МП и внутригосударственное право – это единое целое. 2 подвида: - доминанта МП над государственным правом - доминанта государственного над МП (Гегель). 2) Дуализм: МП и государственное право – это две автономные правовые системы, взаимодействующие и взаимовлияющие. Соотношение МП и государственного права регламентируется государственными актами.
Способы:
1) Государство может
2) Государство может
3. Субъекты МП: пон-е, виды. М/н правосубъектность инд-дов.
Субъекты МП – это участники международных правоотношений, которые обладают правами и несут обязанности, закреплённые в МП.
Традиционно в качестве субъекта МП рассматривалось государство, потом стали выделять международные межправительственные организации, потом нации и народы, борющиеся за независимость (организация освобождения Палестины) и государство подобные образования (Ватикан). Их свойства: они могут создавать нормы МП; могут вступать друг с другом в дипломатические отношения.
Современная точка зрения: субъекты МП – это еще и международные неправительственные организации (Гринпис, комитет красного креста и полумесяца, ЮЛ, ФЛ), так как:
1) как субъекты МП они могут обращаться в международные организации по защите прав человека
2) ФЛ может нести международную
уголовную ответственность, но
оно не может заключать
Особенности субъектов МП:
1) В МП нет недееспоспособных субъектов.
2) Правосубъектность в МП – это объем прав и обязанностей, закрепленных в нормах МП.
3) Правоспособность в МП (ст. 6 ВК
о праве международных
Виды субъектов:
По происхождению:
1) Основные (первичные): государство, нации и народы, борющиеся за независимость – они являются самостоятельными, их правосубектность не зависит от чьей-либо воли.
2) Вторичные (производные): международные
межправительственные
- они порождены как субъекты МП волеизъявлением государств, зафиксированы в международном договоре.
По объёму прав и обязанностей:
1) правосоздающие (традиционные) = правореализующие
2) правореализующие (нетрадиционные).
Правосубъектность индивидов: в МП нет норм, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, представляемые МП. Современные нормы МП устанавливают права, обязанности, ответственность индивидов. Разрабатывается проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Сегодня применяется статут международного трибунала в правонарушениях, связанных с судебным преследованием лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии. Существует множество конвенций о предотвращении и наказаниях преступлений международного характера. Расширился круг международных норм, предоставляющих индивиду юридические возможности их обеспечения и защиты. В договорах защищаются также гражданские, семейные, трудовые отношения. Европейская конвенция по защите прав и свобод человека, ч.3 ст.46 Конституции РФ: каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.
4. Государства – основные субъекты МП. Постоянно нейтральные гос-ва.
С точки зрения современного МП, государство - образование, обладающее:
- суверенитетом
- определенной территорией
- населением
Государство обладает универсальной правоспособностью
Государства как участники МО равны.
Права и обязанности:
- основные ПиО – обусловлены основными принципами МП
- производные ПиО – вытекающие из основных ПиО
- индивидуальные ПиО –
Постоянно нейтральное государство – то государство, которое добровольно приняло на себя обязательство путём заключения международного договора или в одностороннем порядке соблюдать постоянный нейтралитет, т.е.:
Постоянный нейтралитет не влечёт утрату государством права на самооборону в случае нападения на него, у государства могут быть свои вооруженные силы.
Сегодня: Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджи, Мальта, Туркменистан.
Признание государств.
Способы образования государств:
1) В результате коренных
2) Объединение нескольких
3) Разделение одного государства на несколько государств.
4) В результате отделения от
государства части территории
и образования на ней
5) Образование нового
Момент, с которого новое государство становится субъектом МП.
Теории:
1) Конструктивная теория –
2) Декларативная теория – с момента провозглашения.
Признание в современном МП не играет существенной роли. Факт признания со стороны существующих государств важен только для осущствления прав в качестве субъекта МП.
Способы признания государства:
1) Де-Юре (полное) – установление
дипломатических отношений с
новым государством, обмен дипломатическими
представительствами и
2) Де-Факто – заключение
5. Участие субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях.
Степень самостоятельности определяется
конституцией либо федеративным договором,
либо договором о разграничении
предметов ведения между
Конституция РФ – ст. 71, 72, 73; ФЗ «О координации
международных и
Субъекты РФ вступают в международные
и внешнеторговые связи с субъектами
других федеративных государств и с
административно-
Международные и внешнеэкономические связи – культурные, экономические, гуманитарные, научно-технические и другие связи. По этим вопросам субъекты РФ могут заключать международные соглашения.
Порядок заключения международных соглашений:
1. ОГВ субъектов РФ уведомляют
о вступлении в переговоры
по поводу заключения
2. ОГВ субъектов РФ должны предоставить проект в МИД РФ либо в другой федеральный ОИВ не позднее месяца до подписания такого соглашения.
3. федеральный ОИВ должен
Субъекты РФ могут участвовать
в работе международных
Субъекты РФ могут открывать свои представительства в иных государствах. Они не являются дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями. Работники не обладают дипломатическими иммунитетами и привилегиями.
6. Правопреемство государств: понятие, источники, основание, случаи, объекты, теории.
Правопреемство государств в МП – это смена одного государства другим, в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и за осуществление к этому моменту прав и обязанностей
Основание – юридический факт возникновения нового государства.
Случаи: коренное изменение политического и экономического строя; выделение одного государства из другого; разделение государств; объединение государств; образование государства на месте колонии.
Объект правопреемства:
1) Международные договоры;
2) Государственная собственность;
3) Государственные долги;
4) Государственные архивы.
Стороны:
-государство - предшественник;
-государство - преемник.
Источники:
1) Венская конвенция о
2) Венская конвенция о
правопреемстве государств в
отношении государственной
Обе конвенции исходят из принципа, что вопросы правопреемства могут решаться по соглашению сторон, а положения конвенции будут применяться только при отсутствии договоренности. Неурегулированные в конвенции вопросы будут регулироваться принципами общего МП.