Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, шпаргалка
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.
2. М/н военный тибунал для суда над главными японскими прест-ками – трибунал ad hoc (токийский). Создан в 1946. Состав – 11 гос-в: СССР, США, Англ., Фр., Китай, Австралия, Индия, Филиппины, Нов.Зеландия, Канада, Нидерланды. Д-ть основана на д-ти первого трибунала. К отв-сти – 28 чел-к, нак-ия – лишение свободы и смертная казнь. В вину вменялись те же прест-ия. 3. М/н трибунал по бывшей Югославии. Создан для суд. преслед-ия лиц, ответсвенных за серьёзные нар-ия м/н гуманитарного права. Состав: 11 судей, к-ые назн-ся ген. Ассамблеей ООН на основе списка, представленного СБ. Юрисдикция: прест-ия против чел-сти и военные прест-ия, сов-ые в период воор. конфликта. Юрисдикция ограничена тер-но (тер-рия бывшей Югославии) и по времени (прест-я с 1.01.91.). Соотн-ие юрисдикции трибунала и нац. суд. учреждений –юрисд-ция трибунала имеет преим-во. Трибунал м. на любой стадии суд. разбир-ва затреб-ть материалы дела. Наказания: макс. срок лишения свободы – пожизненно, смертной казни нет. 4. М/н трибунал по Руанде – создан на основе резолюции СБ в 1994 г. по просьбе прав-ва Руанды для суд. преследования лиц за геноцид и др. наруш-я м/н гуманитарного права, сов-ые на тер-ии Руанды (т.к. суд.с/ма Руанды разрушена). Юрисдикция: тер-рия Руанды. Все принципы д-ти заимствованы из Устава трибунала по Югославии.
5. 17.07.98 г. – Римский статут. Разрабатывало более 100 гос-в, 60 гос-в д.б. ратиф-ть статут. Июль, 2002 – вступил в силу. РФ не уч-ет. Юрисдикция в отн-ии тех гос-в, к-ые уч-ют. Его юрис-ция: агрессия, геноцид, прест-я против чел-сти, военные прест-ия. Нак-ие: макс. – пожизненное закл-ие.
50. Выдача лиц для привлеч-я к отв-сти или для привед-я приговора в исполнение.
К прест-ям, влекущим выдачу, отнесены деяния, к-ые по з-ну обеих сторон явл-ся наказуемыми и за сов-ие к-ых предусм-ся нак-ие в виде лишения свободы на срок свыше или не менее 1 года или боле тяжкое нак-ие – это выдача для привлеч-я к отв-сти. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено н срок свыше (не менее) 6 мес. или к более тяжкому нак-ию.
Выдача не производится, если:
В нек-ых дог-рах (с КНР) предусмотрено, что в выдаче м.б. также отказано по гуманным соображениям (возраст, здоровье).
РФ при подписании конвенции оговорила право отказать в выдаче, если имеется в виду привлечение лица к отв-сти в чрезвычайном суде или в порядке упрощённого судопро-ва, не обеспечивающего минимальные гарантии; из гуманных соображений. РФ также предусматривает более широкий перечень деяний, явл-щихся м/н прест-ями и прест-ми м/н хар-ра.
Ч.2 ст.63 К РФ: не допускается выдача др. гос-вам лиц, преследуемых за полит-кие убеждения, а также за действия, не признаваемые в РФ прест-ями. В новом УК РФ – особая статья – «Выдача лиц, сов-ших прест-е». Предполагается принятие ФЗ или м/н дог-ра РФ.
51. Клас-ция тер-рий (пространств) по прав. режиму
– это весь земной шар с его сухопутной, водной поверхностью, недра, воздушное и космич-ое простр-во.По правовому режиму – 3 вида. 1. гос-я тер-ия, к-ая принадлежит опред-му гос-ву, границы уст-ся на основе м/н дог-ра, распростр-ся суверенитет соотв. гос-ва + его юрисдикция. В отличие от суверенитета юр-ция – это конкретное проявление суверенитета (комплекс прав). Юрис-ция м. распростр-ся за пределы тер-ии к.-л. гос-ва, на основе м/н дог-ра. Гос-я тер-ия – сухопутная тер-ия, недра, внутр. воды (озера, реки в пределах суши), внутр. морские воды, тер-ное море, воздушное простр-во – нах-ся на ур-не 100 – 110 км над ур-нем моря. Правовой режим опр-ся норм-пр актами соотв. гос-ва, но в силу соотв. м/н обяз-в данного гос-ва. Гос-во несёт отв-ть за все происходящее на его тер-ии. Условная гос-я тер-ия – тер-ия дипломатического представит-ва, консульства, морские, воздушные суда и космич-е объекты – в отн-ии них распространяется юрис-ция соотв. гос-ва. 2. тер-рия со смешанным правовым режимом: прилежащая зона, искл-ая эк-ая зона, континентальный шельф. На эти тер-ии не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но гос-ва м. осущ-ть по опред. вопросам юрис-цию – конвенция ООН по морскому праву 1982г. опр-ет пределы. Все остальные гос-ва м. осущ-ть в этих пространствах опр-ые права, закрепл-ые в этой конв-ции. 3. м/н тер-ия: открытое море, возд. пространство над ним и над искл-й эк-ой зоной, дно морей и океанов за пределами нац-ой юрис-ции и его недра, космич-ое простр-во, Антарктида и возд. простр-во над ней. Правовой режим уст-ся т. м/н дог-ром. Ни 1 гос-во не вправе распространять суверенитет. Эти простр-ва открыты для исследования и использования всеми гос-вами на благо и в интересах всего чел-ва. эти простр-ва полностью или частично демилитаризированы.
52. Государственная территория: понятие, состав
Гос-я тер-ия, к-ая принадлежит опред-му гос-ву, границы уст-ся на основе м/н дог-ра, распростр-ся суверенитет соотв. гос-ва + его юрисдикция. В отличие от суверенитета юр-ция – это конкретное проявление суверенитета (комплекс прав). Юрис-ция м. распростр-ся за пределы тер-ии к.-л. гос-ва, на основе м/н дог-ра.
Состав: сухопутная тер-ия (вся суша в пределах гос.границ), недра ((под сухопутной и водной поверхностью без ограничений по глубине), воздушное простр-во – в пределах сухопутных и водных границ гос-ва; водная тер-рия: внутр. нац. воды (озера, реки в пределах суши, внутр. морские воды) и тер-ное море (полоса прибрежных морских вод, не более 12 миль). Условная гос-я тер-ия – тер-ия дипломатического представит-ва, консульства, морские, воздушные суда и космич-е объекты – в отн-ии них распространяется юрис-ция соотв. гос-ва.
Правовой режим: территориальное верховенство сводится к следующему:власть гос-ва явл-ся высшей по отн-ю ко всем ЮЛ и ФЛ, гос-во не м.б. насильно лишено его тер-рии, его границы нерушимы и неприкосновенны, в пределах гос.тер-рии исключается публичная власть другого гос-ва, юрисдикция гос-ва м.распространяться за пределы его тер-рии (юрисдикция над морскими и возд.судами), земля и ресурсы не могут использоваться другими без согласия тер-го суверена, в пределах своей тер-рии гос-во м.применять все зак.ср-ва властного понуждения к своим гр-нам и иностранцам, если иное не установлено МД. «гос.тер-рия – не вещь, принадлежащая гос-ву, а пространственный предел, в котором оно существует и действует как политическая организация власти».
53. Гос.границы: виды, порядок установления, режим.
- это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы гос. тер-рии.
Границы м/у сопредельными уч-ками обычно опред-ся дог-рами м/у ними. Гос. границы на суше обычно устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориетирам. На реках – либо по линии наиб.глубины, либо по середине русла. На море это линия внешнего предела тер-ного моря.
Процесс уст-ния включает:
1. делимитацию – опр-ие в дог-ре общего направления прохождения границы и нанесение её на карту;
2. демаркацию – уст-ие границы с помощью уст-ия пограничных знаков, демаркац-ые док-ты – протоколы.
Режим гос.границы включает:
Пограничный режим – особый правовой статус прилегающей к гос. границе тер-рии гос-ва (до 5 км вдоль гос. границы).
54. Внутренние морские воды: правовой режим.
Уст-ся м/н дог-ми, Конв-ция 1982г., двусторонние м/н дог-ры о морском торговом судоходстве, внутригос-ми норм-правовыми актами (в РФ – кодекс торгового мореплавания, водный и ФЗ «О внутр. морских водах, тер-ном море и прилегающих зонах» 16.07.1998г.). Состав: воды заливов, бухт, губ, лиман, ширина входов в к-ые не больше 24 морских миль, исторические заливы, воды портов, воды, расположенные в пространстве от береговой линии и прямыми исходными линиями, от к-ых отсчитывается тер-ное море. Правовой режим: нах-ся под исключительным суверенитетом прибрежного гос-ва, для захода в эти воды гос-во определяет порты (открытые) – уст-ся Пост-ем Прав-ва РФ, порядок захода. Для различных судов свой порядок: 1) военные корабли и гос-ые суда, используемые в некоммерческих целях. Общие правила – разрешит-ый порядок, т.е. д. получать разрешение на вход за 30 дней до предполагаемого захода. Искл.: Если есть приглашение прибрежного гос-ва, Если на борту нах-ся глава ин-го гос-ва,Форс мажорные обстоятельства, Принцип взаимности. 2) иные корабли – нет никакихъ требований, но прибрежное гос-во в целях обеспечения безоп-сти или охраны окр-й среды м. предусмотреть особый порядок ограничений или запрет входа судов с ядерными установками или с яд-ым оружием на борту.
Осущ-ние юрисдикции прибрежного гос-ва:
«А» - военные корабли и
гос-ые суда – не распростр-ся, они
обладают иммунитетом от юрис-ции
гос-ва пребывания. Если данное судно
нарушает з-ны и правила прибрежного
гос-ва, то оно м. потребовать покинуть
внутр. морские воды и тер-ное море. Иные
корабли и суда – в полном объеме распростр-ся
юрис-ция прибрежного гос-ва. Исключения
предусматр-ся двусторонними м/н дог-ми.
Эти м/н дог-ры предусм-ют осн-ия для осущ-ия
юрис-ции прибрежного гос-ва: Если правонар-ие
посягает на общественный хар-р, порядок
или безоп-сть прибрежного гос-ва, Если
последствия правонар-ия распростр-ся
на тер-ию прибрежного гос-ва, Если есть
просьба капитана судна или консула гос-ва
– плана о помощи, Если преследование
н. в целях борьбы с незак-м оборотом наркотиков.
55.
Правовой режим
– это морской пояс, примыкающий к сухопутной тер-ии или к внутр. морским водам, протяженностью до 12 морских миль. Правовой режим уст-ся м/н дог-ром и внутригос-ми норм-правовыми актами. ТМ отсчитывается 2 способами: нормальных исходных линий, т.е. по линии наибольшего отлива; прямых исходных линий, если береговая линия глубоко изрезана или где вдоль берега или в непосредственной близости к нему есть цепь островов. Берутся крайние точки и от этой линии отмеряют ТМ. Правовой режим: распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва. все иност-ые гос-ва имеют право мирного прохода в ТМ. Ст.18 конвенции ООН по морскому праву 1982г. закрепляет право прохода ч/з ТМ. Цель – 1) транзит (пересечь), 2) заход во внутр. морские воды или выход из них.
Ст.19 мирный проход – д.б. быстрым и непрерывным; не допускается высадка, посадка, погрузка, разгрузка; м.б. стоянка на якоре. Немирный проход: судно нарушает любой осн-й принцип, закрепленный в уставе ООН; судно ос-ет маневры/учение с оружием любого вида; судно совершает любой акт по сбору информации или пропаганды для причинения ущерба обороне или безопасности прибрежного гос-ва; любой акт, связ с преднамеренным и серьезным загрязнением; ос-ет рыболовную или исследовательскую д-ть без согласия прибрежного гос-ва.
На ТМ распростр-ся суверенитет гос-ва. → гос-во принимает аклт: а) регламентир-ся проход ч/з ТМ путем уст-я морских коридоров; б) обесп-ют безоп-ть судоходства в ТМ.
По юрис-ции прибрежного гос-
56. Правовой режим в исключит эк-кой зоне.
– это район, наход-ся за пределами ТМ и прилегающих к нему, ширина к-го не более 200 морских миль, отсчитывается от исходных линий для отсчета ТМ. Смешанный правовой режим следовательно не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но распростр-ся юрис-ция по реал-ции след. прав (ст. 56 конв ООН по морскому праву): разведка, разработка и сохр. природных рес-в (живых и не живых), Упр-ние этими рес-сами, Использование энергии воды и ветра, Возведение искусств-ых остовов, установок и сооружений, Осущ-ть морские научн. исслед-ия, Принятие мер для сохранения и защиты морской среды, Эти права - в водном простр-ве, на поверхности, на дне и его недрах.
Гос-во может принимать норм. пр. акты – только для осущ-я этих прав в РФ – ФЗ об искл. эк-кой зоне от 18.11.98 Если прибр гос-во не осущ-ет эти права, то оно может разрешить реализ-ть эти права другим гос-м. Д. б. разрешение. Неприбрежные гос-ва имеют права: прокладка кабеля, трубопровода – это неотъемлемые права. Прибр. гос-во не м. препятствовать реал-ии этих прав, к-ые обесп-ют их реал-цию. Неприбрежные гос-ва д. выполнять з-ны и правила прибр гос-ва в данной отрасли. Иначе прибрежное гос-во м. принимать меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебные разбират-во в обеспечении соотв-вия актов, однако арестованное судно и экипаж сразу дб освоб-ны после предоставления разумного залога или другого обеспечения. Нак-ие, налагаемое прибрежным гос-м за наруш-е з-нов о рыболовстве в искл. эк-кой зоне, не м. содержать тюремное заключение или другую форму личного наказания, если иное не предусмотрено в соглаш-ии сторон. Правовой режим континентального шельфа. КШ – включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы тер-го моря на всем протяжении естест-го продолжения его сух-й терр-ии до внешней границы подводной окраины материка или 200 морских миль. Смешанный правовой режим – то же, что в искл. эк-кой зоне: не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но распростр-ся юрис-ция по реал-ции опред-ых прав. Права прибрежного гос-ва: разведка и разработка прир-ых ресурсов морского дна и его недр. Неприбрежные гос-ва: прокладка кабеля и трубопровода. ФЗ «О КШ РФ» 1995.