Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, шпаргалка

Краткое описание

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 107.70 Кб (Скачать)

2. М/н военный тибунал для суда над главными японскими прест-ками – трибунал ad hoc (токийский). Создан в 1946. Состав – 11 гос-в: СССР, США, Англ., Фр., Китай, Австралия, Индия, Филиппины, Нов.Зеландия, Канада, Нидерланды. Д-ть основана на д-ти первого трибунала. К отв-сти – 28 чел-к, нак-ия – лишение свободы и смертная казнь. В вину вменялись те же прест-ия. 3. М/н трибунал по бывшей Югославии. Создан для суд. преслед-ия лиц, ответсвенных за серьёзные нар-ия м/н гуманитарного права. Состав: 11 судей, к-ые назн-ся ген. Ассамблеей ООН на основе списка, представленного СБ. Юрисдикция: прест-ия против чел-сти и военные прест-ия, сов-ые в период воор. конфликта. Юрисдикция ограничена тер-но (тер-рия бывшей Югославии) и по времени (прест-я с 1.01.91.).  Соотн-ие юрисдикции трибунала и нац. суд. учреждений –юрисд-ция трибунала имеет преим-во. Трибунал м. на любой стадии суд. разбир-ва затреб-ть материалы дела. Наказания: макс. срок лишения свободы – пожизненно, смертной казни нет. 4. М/н трибунал по Руанде – создан на основе резолюции СБ в 1994 г. по просьбе прав-ва Руанды для суд. преследования лиц за геноцид и др. наруш-я м/н гуманитарного права, сов-ые на тер-ии Руанды (т.к. суд.с/ма Руанды разрушена). Юрисдикция: тер-рия Руанды. Все принципы д-ти заимствованы из Устава трибунала по Югославии.

5. 17.07.98 г. – Римский статут. Разрабатывало более 100 гос-в, 60 гос-в д.б. ратиф-ть статут.  Июль, 2002 – вступил в силу. РФ не уч-ет. Юрисдикция в отн-ии тех гос-в, к-ые уч-ют. Его юрис-ция: агрессия, геноцид, прест-я против чел-сти, военные прест-ия. Нак-ие: макс. – пожизненное закл-ие.

 

50. Выдача  лиц для привлеч-я к отв-сти  или для привед-я приговора в исполнение.

К прест-ям, влекущим выдачу, отнесены деяния, к-ые по з-ну обеих сторон явл-ся наказуемыми и за сов-ие к-ых предусм-ся нак-ие  в виде лишения свободы на срок свыше или не менее 1 года или боле тяжкое нак-ие – это выдача для привлеч-я к отв-сти. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено н срок свыше (не менее) 6 мес. или к более тяжкому нак-ию.

Выдача не производится, если:

  • лицо, выдача к-го треб-ся, явл-ся гр-ном запрашиваемого гос-ва;
  • на момент получения треб-ния, согласно зак-ву запрашиваемогогос-ва, преследование не допускается ввиду истечения срока давности или по иному осн-ию;
  • в отн-ии лица уже вынесен за то же прест-е приговор на тер-ии запрашиваемого гос-ва или дело прекращено;
  • прест-е по зак-ву обоих гос-в преслед-ся в порядке частного обвинения.

В нек-ых дог-рах (с КНР) предусмотрено, что в выдаче м.б. также отказано по гуманным соображениям (возраст, здоровье).

РФ при подписании конвенции  оговорила право отказать в выдаче, если имеется в виду привлечение  лица к отв-сти в чрезвычайном суде или в порядке упрощённого  судопро-ва, не обеспечивающего минимальные  гарантии; из гуманных соображений. РФ также предусматривает более  широкий перечень деяний, явл-щихся  м/н прест-ями и прест-ми м/н  хар-ра.

Ч.2 ст.63 К РФ: не допускается выдача др. гос-вам лиц, преследуемых за полит-кие  убеждения,  а также за действия, не признаваемые в РФ прест-ями. В  новом УК РФ – особая статья –  «Выдача лиц, сов-ших прест-е». Предполагается принятие ФЗ или м/н дог-ра РФ.

 

51. Клас-ция  тер-рий (пространств) по прав. режиму

– это весь земной шар  с его сухопутной, водной поверхностью, недра, воздушное и космич-ое простр-во.По правовому режиму – 3 вида. 1. гос-я тер-ия, к-ая принадлежит опред-му гос-ву, границы уст-ся на основе м/н дог-ра, распростр-ся суверенитет соотв. гос-ва + его юрисдикция. В отличие от суверенитета юр-ция – это конкретное проявление суверенитета (комплекс прав). Юрис-ция м. распростр-ся за пределы тер-ии к.-л. гос-ва,  на основе м/н дог-ра. Гос-я тер-ия – сухопутная тер-ия, недра, внутр. воды (озера, реки в пределах суши), внутр. морские воды, тер-ное море, воздушное простр-во – нах-ся на  ур-не 100 – 110 км над ур-нем моря. Правовой режим опр-ся норм-пр актами соотв. гос-ва, но в силу соотв. м/н обяз-в данного гос-ва. Гос-во несёт отв-ть за все происходящее на его тер-ии.   Условная гос-я тер-ия – тер-ия дипломатического представит-ва, консульства, морские, воздушные суда и космич-е объекты – в отн-ии них распространяется юрис-ция соотв. гос-ва. 2. тер-рия со смешанным правовым режимом: прилежащая зона, искл-ая эк-ая зона, континентальный шельф. На эти тер-ии не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но гос-ва м. осущ-ть по опред. вопросам  юрис-цию – конвенция ООН по морскому праву 1982г. опр-ет пределы. Все остальные гос-ва м. осущ-ть в этих пространствах опр-ые права, закрепл-ые в этой конв-ции. 3. м/н тер-ия: открытое море, возд. пространство над ним и над искл-й эк-ой зоной, дно морей и океанов за пределами нац-ой юрис-ции и его недра, космич-ое простр-во, Антарктида и возд. простр-во над ней. Правовой режим уст-ся т. м/н дог-ром. Ни 1 гос-во не вправе распространять суверенитет. Эти простр-ва открыты для исследования  и использования всеми гос-вами на благо и в интересах всего чел-ва. эти простр-ва полностью или частично демилитаризированы.

 

 

 

 

 

52. Государственная  территория: понятие, состав

Гос-я тер-ия, к-ая принадлежит  опред-му гос-ву, границы уст-ся на основе м/н дог-ра, распростр-ся суверенитет соотв. гос-ва + его юрисдикция. В отличие от суверенитета юр-ция – это конкретное проявление суверенитета (комплекс прав). Юрис-ция м. распростр-ся за пределы тер-ии к.-л. гос-ва,  на основе м/н дог-ра.

Состав: сухопутная тер-ия (вся  суша в пределах гос.границ), недра ((под сухопутной и водной поверхностью без ограничений по глубине), воздушное простр-во – в пределах сухопутных и водных границ гос-ва;  водная тер-рия: внутр. нац. воды (озера, реки в пределах суши, внутр. морские воды) и тер-ное море (полоса прибрежных морских вод, не более 12 миль).  Условная гос-я тер-ия – тер-ия дипломатического представит-ва, консульства, морские, воздушные суда и космич-е объекты – в отн-ии них распространяется юрис-ция соотв. гос-ва.

Правовой режим:  территориальное  верховенство сводится к следующему:власть гос-ва явл-ся высшей по отн-ю ко всем ЮЛ и ФЛ, гос-во не м.б. насильно лишено его тер-рии, его границы нерушимы и неприкосновенны, в пределах гос.тер-рии исключается публичная власть другого гос-ва, юрисдикция гос-ва м.распространяться  за пределы его тер-рии (юрисдикция над морскими и возд.судами), земля и ресурсы не могут использоваться другими без согласия тер-го суверена, в пределах своей тер-рии гос-во м.применять все зак.ср-ва властного понуждения к своим гр-нам и иностранцам, если иное не установлено МД. «гос.тер-рия – не вещь, принадлежащая гос-ву, а пространственный предел, в котором оно существует и действует как политическая организация власти».

 

53. Гос.границы: виды, порядок установления, режим.

- это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы гос. тер-рии.

Границы м/у сопредельными уч-ками обычно опред-ся дог-рами м/у ними. Гос. границы на суше обычно устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориетирам. На реках – либо по линии наиб.глубины, либо по середине русла. На море это линия внешнего предела тер-ного моря.

Процесс уст-ния включает:

1. делимитацию – опр-ие в дог-ре общего направления прохождения границы и нанесение её на карту;

2. демаркацию – уст-ие границы с помощью уст-ия пограничных знаков, демаркац-ые док-ты – протоколы.

Режим гос.границы включает:

  • сод-ие гос.границы, т.е. поддержание в надлежащем состоянии пограничных знаков, осмотры, проверки;
  • пересечение гос.границы лицами и т/с и перемещение ч/з неё товаров, грузов – т. в пунктах пересечения границы, за искл. чрезвычайных обстоят-в;
  • пропуск лиц, т/с, товаров, грузов, животных предполагает осущ-ние пограничного контроля, заключается в признании з-нности пересечения гос. границы;
  • ведение на гос.границе хоз-ой, промысловой, иной д-ти – эта д-ть на д. причинять ущерб тер-рии сопредельного гос-ва, наносить вред здоровью нас-ия;
  • разрешение с иностр.гр-нами инцидентов, связ-ых с нарушением указанных правил – отв-сть (выдворение, АО, УО).

Пограничный режим – особый правовой статус прилегающей к гос. границе тер-рии гос-ва (до 5 км вдоль гос. границы).

 

54. Внутренние морские воды: правовой  режим.

Уст-ся м/н дог-ми, Конв-ция 1982г., двусторонние м/н дог-ры о морском  торговом судоходстве, внутригос-ми норм-правовыми актами (в РФ – кодекс торгового мореплавания, водный и ФЗ «О внутр. морских водах, тер-ном море и прилегающих зонах» 16.07.1998г.). Состав: воды заливов, бухт, губ, лиман, ширина входов в к-ые не больше 24 морских миль, исторические заливы, воды портов, воды, расположенные в пространстве  от береговой линии и прямыми исходными линиями, от к-ых отсчитывается тер-ное море. Правовой режим: нах-ся под исключительным суверенитетом прибрежного гос-ва, для захода в эти воды гос-во определяет порты (открытые) – уст-ся Пост-ем Прав-ва РФ, порядок захода. Для различных судов свой порядок: 1) военные корабли и гос-ые суда, используемые в некоммерческих целях. Общие правила – разрешит-ый порядок, т.е. д. получать разрешение на вход за 30 дней до предполагаемого захода. Искл.: Если есть приглашение прибрежного гос-ва, Если на борту нах-ся глава ин-го гос-ва,Форс мажорные обстоятельства, Принцип взаимности. 2) иные корабли – нет никакихъ требований, но прибрежное гос-во в целях обеспечения безоп-сти или охраны окр-й среды м. предусмотреть особый порядок ограничений или запрет входа судов с ядерными установками или с яд-ым оружием на борту.

Осущ-ние юрисдикции прибрежного гос-ва:

«А» - военные корабли и  гос-ые суда – не распростр-ся, они  обладают иммунитетом от юрис-ции  гос-ва пребывания. Если данное судно  нарушает з-ны и правила прибрежного  гос-ва, то оно м. потребовать покинуть внутр. морские воды и тер-ное море. Иные корабли и суда – в полном объеме распростр-ся юрис-ция прибрежного гос-ва. Исключения предусматр-ся двусторонними м/н дог-ми. Эти м/н дог-ры предусм-ют осн-ия для осущ-ия юрис-ции прибрежного гос-ва: Если правонар-ие посягает на общественный хар-р, порядок или безоп-сть прибрежного гос-ва, Если последствия правонар-ия распростр-ся на тер-ию прибрежного гос-ва, Если есть просьба капитана судна или консула гос-ва – плана о помощи, Если преследование н. в целях борьбы с незак-м оборотом наркотиков.                                        

 

55. Правовой режим территориального  моря (ТМ).

– это морской пояс, примыкающий к сухопутной тер-ии или к внутр. морским водам, протяженностью до 12 морских миль. Правовой режим уст-ся м/н дог-ром и внутригос-ми норм-правовыми актами. ТМ отсчитывается 2 способами: нормальных исходных линий, т.е. по линии наибольшего отлива; прямых исходных линий, если береговая линия глубоко изрезана или где вдоль берега или в непосредственной близости к нему есть цепь островов. Берутся крайние точки и от этой линии отмеряют ТМ. Правовой режим: распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва. все иност-ые гос-ва имеют право мирного прохода в ТМ. Ст.18 конвенции ООН по морскому праву 1982г. закрепляет право прохода ч/з ТМ. Цель – 1) транзит (пересечь), 2) заход во внутр. морские воды или выход из них.

Ст.19 мирный проход – д.б. быстрым и непрерывным; не допускается  высадка, посадка, погрузка, разгрузка;  м.б. стоянка на якоре. Немирный проход: судно нарушает любой осн-й принцип, закрепленный в уставе ООН; судно ос-ет маневры/учение с оружием любого вида; судно совершает любой акт по сбору информации или пропаганды для причинения ущерба обороне или безопасности прибрежного гос-ва; любой акт, связ с преднамеренным и серьезным загрязнением; ос-ет рыболовную или исследовательскую д-ть без согласия прибрежного гос-ва.

На ТМ распростр-ся суверенитет  гос-ва. → гос-во принимает аклт: а) регламентир-ся проход ч/з ТМ путем  уст-я морских коридоров; б) обесп-ют безоп-ть судоходства в ТМ.

По юрис-ции прибрежного гос-ва: морские суда, к-ые осущ-ют транзит: уг-ая юрис-ция не осущ-ся, за искл оснований, предусмотренных в п.1 ст.27 конвенции 1982г. гражд-я юрис-ия не осущ-ся; к-ые пересекают ТМ с целью захода/выхода во внутр. морские воды: угол-ая и граж-ая юрисдикция действуют, если уг. и гр. отв-сть судно навлекло на себя во внутр. морские воды или ТМ или во время захода во внутр. морские воды прибрежного гос-ва. Двусторонними м/н дог-ми м.б. изменен порядок осущ-ия юрисдикции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56. Правовой режим в исключит эк-кой зоне.

– это район, наход-ся за пределами ТМ и прилегающих к нему, ширина к-го не более 200 морских миль, отсчитывается от исходных линий для отсчета ТМ. Смешанный правовой режим следовательно не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но распростр-ся юрис-ция по реал-ции след. прав (ст. 56 конв ООН по морскому праву):  разведка, разработка и сохр. природных рес-в (живых и не живых), Упр-ние этими рес-сами, Использование энергии воды и ветра, Возведение искусств-ых остовов, установок и сооружений, Осущ-ть морские научн. исслед-ия, Принятие мер для сохранения и защиты морской среды, Эти права -  в водном простр-ве, на поверхности, на дне и его недрах.

Гос-во может принимать норм. пр. акты – только для осущ-я этих прав в РФ – ФЗ об искл. эк-кой  зоне от 18.11.98 Если прибр гос-во не осущ-ет эти права, то оно может разрешить реализ-ть эти права другим гос-м. Д. б. разрешение. Неприбрежные гос-ва имеют права: прокладка кабеля, трубопровода – это неотъемлемые права. Прибр. гос-во не м. препятствовать реал-ии этих прав, к-ые обесп-ют их реал-цию. Неприбрежные гос-ва д. выполнять з-ны и правила прибр гос-ва в данной отрасли. Иначе прибрежное гос-во м. принимать меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебные разбират-во в обеспечении соотв-вия актов, однако арестованное судно и экипаж сразу дб освоб-ны после предоставления разумного залога или другого обеспечения. Нак-ие, налагаемое прибрежным гос-м за наруш-е з-нов о рыболовстве в искл. эк-кой зоне, не м. содержать тюремное заключение или другую форму личного наказания, если иное не предусмотрено в соглаш-ии сторон.  Правовой режим континентального шельфа. КШ – включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы тер-го моря на всем протяжении естест-го продолжения его сух-й терр-ии до внешней границы подводной окраины материка или 200 морских миль. Смешанный правовой режим – то же, что в искл. эк-кой зоне: не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но распростр-ся юрис-ция по реал-ции опред-ых прав. Права прибрежного гос-ва: разведка и разработка прир-ых ресурсов морского дна и его недр. Неприбрежные гос-ва: прокладка кабеля и трубопровода. ФЗ «О КШ РФ» 1995.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"