Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, шпаргалка

Краткое описание

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 107.70 Кб (Скачать)

Приостановление:

1) в отн-ии всех уч-ков с  их согласия и после консультаций  с гос-ми, к-ые аыразили согласие  на его обяз-сть, но для к-ых он не вступил в силу;

2) в отн-ии 2-х или неск-х уч-ков  многостороннего дог-ра – по соглаш-ю м/у ними, если эта возм-сть предусмотрена дог-ром;

3) в случае, если из последующего  дог-ра вытекает намерение его  уч-ков приостановить предыдущий  дог-р;

4) в случае сущ-ного нарушения  дог-ра.

Действие м/н дог-ра м.б. приостановлено През-том РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обяз-ым информированием Федерального Собрания и внесением проекта соотв. з-на.

 

24. Обеспечение  выполнения м/н дог-ров. Принцип pacta sunt servanda.

Гос-ва д выполнять усл-я дог-в  после вступления в силу (pacta sunt servanda).

Способы выполнения обяз-в м.б различными. В нек-х дог-х закреплен механизм обеспечения его выполн-я: м.б возложен на к-л орган м/н орг-и или на м/н орг-ю в целом. Сущ-т спец конвенционные органы для контроля за выполнением м/н дог-а. Гос-ва сам-но опред-ют способы обеспеч-я м/н дог-в. Ст 27 ВК  1969 г. содержит правило, по к-му гос-ва не могут ссылаться на положение своего внутр-го права в кач-ве оправдания для невыполн-я ими дог-ра.

Гос-во должно осущ-ть:

1) меры закон-го хар-ра:

           а)  в конвенции д.б положение о непоср-ном действии м/н дог-ра,

           б)приведение всего зак-ва в соотв-е со своими м/н обяз-ми.

2) меры адм. хар-ра. Ф-ции обеспеч-я  выполнения м/н дог-а возлаг-ся  или на соотв. ОГВ, или на спец созд-й орган для этого м/н дог-р или группу дог-ров.

 

25. ООН: история,  цели, принципы, членство, с/ма.

ООН – универ-я м/н орг-я. Этапы  образования: 5 конференций. С окт 1943 Московская конф-ция (МИДы СССР, Великобр, США, посол Китая) по апрель 1945; Сан-Франц-кая конф-ция (учредители 5 гос-в: СССР, США, Великобр, Франция, Китай).

26.06.45 подписан устав, 24.10 45 вступил  в силу.

Цели: (ст 1 устава) 1) поддержание мира и безопасности; 2) поддержание друж отн-ий м/у нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов; 3) сотруд-во в реш-ии проблем (эк, культ, гум-х). 4) центр для согласования действий наций для достижения общих целей.

Принципы (ст 2): суверенное рав-во гос-в; неприменения силы при угрозе; мирное урегулир-е споров; невмешат-во в дела, входящие во внутр. компетенцию гос-ва;  сотруд-во гос-в, самоопред-ние народов, тер-ная целостность, уважение прав чел-ка, добросовестное выполнение м/н обяз-в.

Члены ООН: 1. первоночальные (51 гос); 2. принятые. М.б принято любое миролюбивое гос-во, к-ое примет обяз-ти по уставу и желает их выполнять. Все гос-ва на добровольной основе.

Процедура вступления: 1) заява на вступление, 2) рекомен-ция СБ, 3) резолюция ген ассамблеи ООН. Член м.б исключен за систематич-ое нарушение принципов устава, и процедуры. Наст. время - 191 гос-во.

Главные органы: 1) ген ассамблея, 2) совет безоп-сти, 3) экон и соц совет, 4)совет по опеке, 5) м/н суд, 6) секретариат. Кажд м. иметь вспопогат-ый орган. Штаб-кв – Нью-Йорк, офиц яз: англ, фр, арабск, рус, китай, испан, генсек – Кофи Аннан.

 

26. Генеральная  Ассамблея ООН.

- сессионный орган (каждый 3 вторник сентября). М. созываться спец сессии, по треб СБ ООН или больш-ва членов ООН (в теч 15 дней). М.б чрезвыч сессии – в связи с угрозой миру, акт агрессии, по требованию СБ или больш-ва членов (в теч 24 часа). Каждое гос-во направляет своего представителя, каждая делегация – 1 голос.

Компетенция:

а) любые вопросы в пределах устава, даже  отнесённые к комп-ции др органов.

б) принимать новых членов,

в)рекомендации по вопросам,

г) избир-ет непостоянных членов СБ, членов ЭКОСОС и совета по опеке,

д) назн-ет судей м/н суда,

е)назн-ет генсека ООН по реком-ции СБ,

ж) утвержд-ет бюджет,

з) рассмат-ет вопросы о взносах  членов ООН. Процедура принятия реш-я: по важн ? -  квалиф больш-во (2/3), др ? – простым (1/2+1).

 

27. Совет  безопасности ООН.

- постоянно действ-щий орган. Состоит из 15 гос-в (5 постоян+10 непост), избир-ся на 2 года. СБ действует от имени и в интересах всех гос-в-членов ООН.

Компетенция:

а)отвечает за м/н мир и безоп-сть;

б)расследует любые ситуации к-ые м. привести к прениям или спорам м/у гос-ми, квалиф-ет ситуацию как угрозу миру или нарушение мира или акт агрессии.

В завис-сти от квалиф-й принимает  меры:

1) временные (резолюции, в к-ых  напоминает о необх-сти соблюдать  принцип мирного разрешения споров, процедуры, методы);

2 ) меры, не связ-ые с использ-ем вооруж-х сил (санкции – полный/частичный перерыв в экон отнош, прекращение сообщений ж/д, возд, морск). Резолюции носят обязат-ый хар-р,  создаётся комитет по санкциям. Если ф/л, ю/л под юрисд-й гос-ва –члена ООН нарушает резолюцию, то комитет информирует гос-во, а оно принимает меры;

3) меры, связые с использованием  воор-х сил (объед-е воор силы  ООН).

Принятие решений: важные – 9 членов (постоянных 5), др – любые 9. Если гос-во воздерживается, то голосование м. пройти, а если оно против, то накладывается вето.

 

28. Международный  суд ООН.

- главный суд орган ООН в Гааге. Осущ-т свою деят-ть на основе устава, к-ый вкл-ет в себя статут м/н суда. Споры м/у гос-ми: нарушение МП, возмещение ущерба, наруш-е конкретных м/н дог-в. Суд дает консультативные закл-я. 15 независимых судей, к-ые избир-ся и работают в личном кач-ве, не явл представителями гос-в.

Юрисдикция: споры м.б рассмотрены только когда стороны признают юрисдикцию суда.

Признание м.б выражено:

1) в любое время гос-во может  заявить, что признают юрисдикцию  суда обяз-ной, но м.б искл некот споры,

2) в конкретном м/н дог-ре могут  предусмотреть, что споры по  поводу принятия м/н дог-а будут  рассм-ся м/н судом. Гос-во может сделать оговорку, что не признает, но она м.б снята,

3) по конкретному спору. Любой  спор с согласия сторон м.б передан в м/н суд. Юрисд-я факульт-я, т.е не все споры, а только с согласия. Решение суда обязательно. 

 

29. Секретариат  ООН.

- состоит их генерального секретаря и такого персонала, к-ый м. потребоваться для орг-ции. Генсек назнач-ся Ген. Ассамблеей по рекомендации Совета Безоп-сти сроком на 5 лет и признан главным административным должностным лицом орг-ции. Сотрудники персонала Секретариата (8600 чел-к) в кач-ве м/н должностных лиц ответствеены т. перед орг-цией.

Полномочия Генсека явл-ся в основном исполнительно-распорядительными, связаны с реализацией решений ГА ООН, СБ ООН и др. органов ООН, а также с обслуживанием их д-ти. Он м. доводить до сведения СБ ООН о любых вопросах, к-ые м. угрожать поддержанию м/н мира и безоп-сти. Он присутствует на заседаниях ГА, СБ, др. органов ООН, в работе м/н конференций и совещаний.

Генсек назн-ет замов и др. должностных  лиц Секретариата, возглавляющих  разл. упр-ия, департаменты, бюро. В числе  основных подразделений – депертаменты по полит-ким вопросам, по вопросам разоружения, по эк-ким и соц-ым вопросам, по делам ГА ООН, по координации гуманитарной д-ти и др.

С 1992 г. функционирует департамент  операций по поддержанию мира.

 

30. СБСЕ-ОБСЕ.

ОБСЕ - орг-я по безоп-сти и сотруд-ву в Европе. Регион-ая, но пон-я региона нигде не закреплено. После 2 МВ Европ. континент разделился на Зап.Европу и Вост.Европу. Стояла проблема создания с/мы коллективной безоп-сти в Европе. В конце 60-х гг.  – необходимость созыва конференции «Совещание по безоп-сти и сотруд-ву в Европе». СБСЕ (совещание) – обсудили круг участников. Определено 3 этапа конф-ции, место проведения, повестка дня: вопросы безопасности, сотруд-во, шаги после совещания. Этапы: 1. 1973 – Хельсинки на ур-не МИДов) 2. 1973-75 – в Женеве, 3. 1975 – Хельсинки на высшем ур-не, на ур-не глав гос-в и глав правит-в. 01.08.75 заключительный акт по безопасности и сотр-ву. 1990 во Франции решение о создании стр-ры орг-в. 1994 в Будапеште решили назвать ОБСЕ.

Органы ОБСЕ. 1) встреча – высший орган; 2) совет министров – 1 раз в год. Может рассматривать любые вопросы безопасности и сотруд-ва – универсальная комп-ция. Обяз-сти: вопросы по подготовке встреч по реализации принятых решений, 3) руководящий совет – 2 раза в год. Текущие проблемы (политика, бюджет, принципы д-ти); 4) Конст-й совет – представ-во гос-в; 5) центры по предотвращению конфликтов (воен ?, созд банка данных); 6) бюро по демокр институтам и правам чел-ка; 7) верховный комиссар по делам нац-ых меньшинств; 8) парламентская ассамблея – обеспечение сближения зак-ва разных гос-в. 1999 встреча в Стамбуле – хартия безопасности для новой Европы. Надо разработать учредит-ый док-т, к-ый упорядочивает д-ть орг-в.

 

 

 

31. СНГ. 

Распад СССР 8.12.1991 г. Белоруссия, Украина, Россия. В тот же день было принято  соглаш-е о создании СНГ, к-ое подписано т. 3-мя гос-ми.

21.12.1991. – протокол, к-ый был подписан, кроме Грузии, всеми бывшими респ-ками  СССР (12).

22.01.1993 г. – принятие Устава  СНГ, вступил в силу 22.01.1994 г.  Состав – 12 респ-к.

Осн. цели:

  • сотруд-во во всех сферах;
  • создание единого эк-го простр-ва;
  • обеспечение и защита прав чел-ка;
  • обеспечение своб. общения м/у гражданами гос-в – членов СНГ;
  • поддержание м/н мира и безоп-сти, включая меры по разоружению;
  • мирное разреш-е споров и конфликтов м/у гос-ми содруж-ва;
  • осущ-ние правовой помощи м/у гос-ми-членами СНГ.

Структура СНГ:

1. Совет глав гос-в – сессионный орган. На ур-не глав гос-в СНГ решает принцип. вопросы, касающиеся д-ти СНГ.

2. Совет глав прав-в – сессионный орган. На ур-не глав прав-в координирует сотруд-во ОИВ гос-в- членов СНГ.

3. Совет министров ин. дел – сессионный орган. Осущ-ет координацию внешнепол-кой д-ти гос-в-членов СНГ.

4. Координац.-консультационный комитет действует постоянно. Осущ-ет текущую д-ть СНГ. Подготавливает предложения и проекты док-тов в рамках д-ти СНГ.

5. Экон. суд рассм-ет споры м/у гос-ми-членами СНГ, вытекающие из дог-ров эк-го хар-ра, и даёт толкование положениям такого дог-ра.

6. Комиссия по правам человека разрабатывает проекты м/н дог-ров в области прав чел-ка. М. рассм-ть инд. обращения → рекомендат-ый хар-р реш-ий.

7. Межпарламентская ассамблея – сессионный орган. Работают делегации нац-х парламентов. Ввели только в 1994 г. Заседания – в С-П.

8. Секретариат – адм.-тех. орган. Обеспечивает работу всех остальных органов СНГ. Возглавляет секретарь. Выступает от имени и в интересах СНГ с др. м/н орг-циями и др. гос-ми. Он нах-ся в Минске.

Офиц-ый язык – русский.

 

32. Совет  Европы.

Создан зап-евр гос-ми в 1949, открыт для др евр гос-в. Осущ-т д-ть на основе устава. Компетенция: рассмат-ет вопросы, представляющие общий интерес, посвящённых соц-эк, культурной сфере, вопросы науки, образования, прав сфера, адм-ые вопросы, обеспечения защиты прав чел-ка, любые вопросы, кроме военных. Могут входить гос-ва, к-ые принимают обяз-ва по уставу.

Требования к кандидатам: 1) должен признавать верховенство права, 2) каждое гос-во обеспечивает всем лицам, находящимся на его тер-и права и свободы, т.е подписать конвенцию о правах и осн свободах чел-ка. Гос-во м.б исключено из СЕ, если нарушает обяз-ва по уставу, если не гарантирует права и свободы на своей тер-и. Членство в СЕ м.б приостанов-но. РФ – член СЕ 1992.

Процедура принятия гос-в : заявление на вступление, изучение гос-ва.

Стр-ра органов СЕ:

- Комитет министров

- Парламентская ассамблея (ПА)

- Конгресс местных и региональных  властей

- Уполномоченный по правам чел-ка

- Секретариат.

ПА СЕ инициировала вопрос о приостановлении  членства РФ  в СЕ, но реш-е не было принято комитетом министров.

1. ПА СЕ – напр-ся делегация  (2-18 чел-к,  в РФ – 12). Орган  сессионный, широкая компетенция,  принимает декларации по любым  вопросам.

2. Комитет министров – непол-кий  орган, наблюдает за гос-ми-участниками  по выполнению ими обяз-в перед СЕ. Контролирует исп-ие реш-ий Евр.суда по правам чел-ка.

3. Конгресс местных и регион-ых  властей (создан в 1994г., не был  предусмотрен в стр-ре СЕ изначально). Координирует д-ть, способствует  сотруднич-ву в данной сфере  у S-ов  - гос-в-членов СЕ и  АТЕ.

4. Уполномоч-ый по правам чел-ка – введён с 1995 г., изучает ситуации грубого и массового наруш-я прав чел-ка в гос-вах-членах СЕ, оформляет доклад и напр-ет в ПА СЕ. Если было нарушено, то:

  • прекратить членство
  • приостановит членство
  • погрозить пальцем.

5. Секретариат – адм.-тех. орган, обеспечивающий работой всех остальных органов, возглавляемый ген. секретарём.

Офиц-ые языки СЕ – фр., англ.

 

33. Европейский  союз: история создания

Декларация Шумана – объединение  угля и стали. Сначала д.б. входить  Франция и Германия, что заинтересовало др.гос-ва. 1950 – конференция, посвящённая  учреждению объедин-я (Италия + Бенилюкс), был принят дог-р о создании Евр. объединения угля и стали, вступил в 1952 г.  1956 г. – конференция в целях учреждения ЕС и Евроатома – дог-р вступил в силу в 1957г. Гл.цель ЕС – создание общего рынка (3 этапа в 12 лет). Общий рынок – простр-во без внутр. границ, в котор

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"