Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, шпаргалка

Краткое описание

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 107.70 Кб (Скачать)

ом осущ-ся 4 свободы:  1. свобода движения товаров – устранение м/у гос-ми тамож-х сборов и колич-ных ограничений на экспорт и импорт. В 1968 г. был создан таможенный союз – уст-ен единый тариф для 3-х стран. Общий рынок сформировался т. в 1994 г. 2. свобода движения лиц – свобода движ-я раб. силы и право на жит-во и экон. д-ть гр-нам одного гос-ва – члена ЕЭС в др.гос-ве – члене ЕС. 3. свобода движ-я услуг. 4. свобода движ-я капиталов не связана с оплатой товаров и услуг. Включает прямые инвестиции, предоставление займов, кредитов,  приобрет-е недвиж-сти, вложения ЦБ.

1970 г – создание Евр.банка, единая ден. валюта – ЭКЮ.1999–введено евро при расчётах, 2002-евро в нал. обращении.  Вошли в ЕС: 1979 –GB, Дания, Сев.Ирландия; 1986 г  -Португалия, Испания. 1981 г – Греция. 1986 г – принят единый Евр. акт – осн. этап по созданию ЕС, содержит нов. пол-ия по поводу сотруднич-ва гос-в-членов ЕС – т.е. соц-ая пол-ка, вопросы труда и охраны здоровья. 1992 г – Маастрикт – дог-р о создании ЕС, вступил в 1993. Сфера ЕС: безопасности; ПОО и органы юстиции; Охрана прав гр-н. Институт гр-ва ЕС – субсидиарный, т.е. сущ-ет параллельно сущ-щим гр-вам гос-в. реш-я, к-ые приним-ся в сфере ЕС, обязательны т. для тех гос-в, к-ые их одобрили. 1997 г – Амстердамский дог-р, вступил в силу 1.05.99. Приняты 3 новых члена ЕС (Австрия, Швеция, Финляндия), предполаг-ся принятие 5 членов: Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония. Особое внимание – правам и свободам чел-ка. Введена должность уполномоч-го по правам чел-ка и комиссия по петициям. 2 Шенгенских соглаш-я в Амст.дог-ре перестали быть самостоят-ми. Они были направлены на введение единой визы на тер-ии стран-членов ЕС. В них рассм-ся вопрос о предоставлении пол-го убежища. Взаимное признание виз. Полицейское сотруднич-во – Европол – сод-ит картотеку сведений о террор. д-ти и о лицах, соверш-х транснац-ые прест-ия: угон возд. судна, захват заложника. Ведомство координирует вопросы в области предоставления права помощи по уг.делам. Штаб-квартира ЕС – Люксембург, Брюссель, Страсбург. Офиц-ые языки – англ., нем., французский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. ЕС: главные  органы и их компетенция

Евр. Совет –сессионный орган, не менее 2 р. в год. Собирается на ур-не глав гос-в или глав прав-в. Решает вопросы д-ти ЕС: о принятии нов. членов, нов. учр. док-тов, о переходе к нов.этапу, осущ-ет рук-во внеш.пол-кой и пол-кой безоп-сти, контролирует сотруд-во органов полиции и судов уг.- правовой сферы. Реш-я обязательны т. для гос-в-членов ЕС. Ст.4 Амстерд.дог-ра – институты ЕС. Особ-сти инст-тов: отвечают за текущую д-ть ЕС и способствуют выполнению задач в области функционир-я и развития общего рынка. Совет ЕС – зак.ф-ция, принимает норм.акты, к-ые имеют прямое значение, т.е. распростр-ся на ФЛ и ЮЛ гос-в-членов ЕС.Принятие реш-я на основе консенсуса или квалиф-ым больш-вом голосов, причём для голосования – процедура взвешенных голосов, т.е. каждое гос-во имеет опр.число голосов, кол-во к-ых зависит от роли гос-ва в интеграционных процессах, от населения, от экон. показателей. ФРГ, Фр., Вел., Италия – по 10; Люксембург – 2. Всего 87, для принятия акта - 62 голоса.

Европейская комиссия – постоянно действующий исп. орган. 20 комиссаров, избир-ся на 5 лет, треб-я: гр-во ЕС, высокая проф. квалиф-я, опыт, действия в интересах ЕС. Полномочия: Разработка проектов актов и бюджета ЕС; реком-ции по любому вопросу, входящему в сферу действия Евр. сооб-в: исполнение учр.док-в ЕС и норм. актов, принимаемых институтами ЕС. Если гос-во нарушает свои обяз-ва по док-там, то комиссия напр-ет предупреждение. Если гос-во не отреагирует, то комиссия м. обратиться в суд ЕС. Она представляет ЕС в м/н отн-ях с др. м/н орг-циями и др. гос-ми. Подотчётна Европарламенту, к-ый в случае неэф-ной работы комиссии м. принять реш-е о вынесении недоверия → ее роспуск.

Европарламент – сессион.орган, в нём представлены нац.парламенты. Макс. числ-сть 700 чел-к. В настоящее время – 626. От каждого гос-ва – опр.число депутатов. Выборы -прямым и всеобщим голосованием в соотв. с нац. избир. зак-вом. Полномочия: утв-ет / отклоняет проекты норм.актов, к-ые представляются комиссией ЕС, внесение изменений и поправок; принимает /отклоняет проект бюджета, отчёт об исполнении бюджета. 3. контролирует д-ть Еврокомиссии и Совета ЕС.

Суд ЕС обеспечивает применение права сооб-в поср-вом единообразного толкования и принятия учредит-х док-тов. Образован в 1952 г. состав – 15 судей и 8 ген. адвокатов – д/л суда, к-ые изучают дело и готовят его к рассм-ию. Суд рассм-ет: споры м/у гос-ми-членами ЕС; м/у институтами ЕС; м/у гос-ми-членами и институтами; выносит реш-я по обращ-ям нац-ых судов в случае необходимости толкова-ния положений учр. дог-ров ЕС или норм.-пр. актами ЕС, либо когда нац. суд обращ-ся с сомнениями по вопросам противоречия актов ЕС к.-л. док-там; даёт толкование или заключение по запросам к.-л. института ЕС.

 

35. ПВС: пон-е, ист-ки. Российское зак-во по вопросам внешних сношений.

– сов-сть норм, рег-щих статус и  ф-ции гос-ых заруб. органов внешних сношений.

Органы – это органы гос-ва, посредством  к-ых осущ-ся его связи с др. гос-ми и иными субъектами МП:

а) внутригос-ые (общей компетенции – глава гос-ва, парламент, прав-во или спец-ые – фед.мин-ва и ведомства);

б) зарубежные (постоянные: дипломатические представит-ва, консульские учреждение, представит-ва гос-в при м/н межправительственных орг-циях; временные:  спец. миссии, делегации на м/н конференциях).

Источники: м/н договоры и м/н обычаи.

В 1961 и 1963 гг. были проведены дипломатич. конференции, в рез-те к-ых были приняты:

1. Венская конвенция о дипл. сношениях  (1961),

2. Венская конвенция о консульских  сношениях (1963), 

3. конвенция о спец. миссиях 1969 г., 

4. конвенция о предотвращении  и наказании прест-ий против  лиц, пользующихся м/н защитой, в т.ч. дипл. агентов (1973),

5. конвенция о представ-вах гос-в  в их отн-ях с м/н орг-циями универс-го хар-ра (1975).

Все эти дог-ры универсальные, но для  тех гос-в, к-ые не подписали данный дог-р, действует м/н обычай.

Правовое пол-ие и порядок д-ти органов внешних сношений в соотв. с нормами МП регламентир-ся актами нац-го зак-ва, в числе к-ых К РФ, ФЗ «О м/н дог-рах РФ», отдельные статьи др. ФЗ, Положение о МИДе РФ, утв-ное Указом През-та РФ, Положение о Посольстве РФ, Положение о Консульском учреждении РФ, Положение о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном гос-ве, положение о постоянном представит-ве РФ при м/н орг-ции 1999г.  През-т РФ в соотв-вии с К РФ осущ-ет рук-во внешней пол-кой РФ, ведёт переговоры и подписывает м/н дог-ры, подписывает ратиф-ые грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нём дипл-ких представителей. Фед. собрание принимает з-ны, в т.ч по вопросам м/н отн-ий, ратификации и денонсации м/н дог-ров, статуса и защиты гос.границы РФ, войны и мира. Прав-во РФ подготавливает и заключает м/н дог-ры, именуемые межправит-ми, обеспечивает представит-во в ин.гос-вах.

 

36. Дипломатическое  представительство

Установление ДО между гос-ми и  учреж-е постоян.диплом. пред-тв осущ-ся по взаимному согласию. Гос-ва устан-ют ДО, а затем открываются ДП (пост. органы внешних сношений). Далее гос-во самост-но опр-ет ур-нь, на к-ом будут установлены эти отн-ия: высший – посольства, к-ые возглавляются классом послов и нунциев, аккредитуемых при главах гос-в, и других глав пред-тв эквивалентного ранга; спец. дипл. миссии – возглавляются классом посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах гос-тв; спец. дипл. миссии – возгл-ся поверенным в дела, аккредитуемым при МИДах.  Гос-во, к-ое открывает ДП, аккредитирующее гос-во, гос-во, в к-ом открывается ДП – гос-во пребывания. Внутр. стр-ра ДП: порядок уст-я должностей опред-ся зак-вом аккредитирующего гос-ва. Персонал ДП: дипл. персонал (лица, имеющие дипл. ранг – агенты, воен.атташе), адм.-тех. персонал и обслуживающий персонал.   "Частный домашний работник" есть лицо, выполняющее обязанности домработника у сотрудника предст-ва и не являющееся служащим аккред.гос-ва. Числ-сть раб-ков ДП опред-ет аккредитирующее гос-во. Однако Венская конвенция разрешает принимающему гос-ву рекомендовать числ-сть. По достижении договоренности об обмене ДП и об их уровне возникает необходимость в формировании ДП. Стадии назначения главы ДП: запрос агремана (согласие гос-ва принять конкр.лицо в кач-ве главы иностр. ДП, возможен немотивированный отказ), назначение на должность, прибытие в страну, офиц.вступление в должность после вручения верительной грамоты. В РФ: през-т РФ после соотв-щих консультаций с комитетами и комиссиями ФС РФ. Вручается верительная грамота – док-т, к-ый подтверждает его полномочия. Вступление в должность происходит в соотв. с тем порядком, к-ый предусмотрен в стране пребывания (РФ – вручение верительной грамоты през-ту). Для всех остальных членов диплом-го персонала утв-ия не треб-ся. Ф-ции ДП: представляет инт-сы аккредитирующего гос-ва; защищает инт-сы аккредитирующего гос-ва, его ФЛ и ЮЛ; осущ-ет ведение переговоров с прав-вом гос-ва пребывания; способствует развитию и поддержанию друж-ых отн-ий м/у аккредитирующим гос-вом и гос-вом пребывания; собирает всеми законными способами инф-цию о гос-ве пребывания. Венская конвенция 1961, ст.3: ДП могут осущ-ть ф-ции консульства, когда в гос-ве пребывания нет консульства аккредитирующего гос-ва. Для этого в ДП создаётся консульский отдел.  Осн-ия прекращ-я д-ти ДП: разрыв диплом-х отн-ий; воор. конфликт; исчезновение одной из сторон в кач-ве S-та МП, признание персоной нон грата  или в случае дисмисла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Консульские  учреждения (КУ).

Венская конвенция о консульских  сношениях (1963): "Консульское учреждение" (уровни) -любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство.  Уст-е консульских отн-й м\у гос-ми осущ-ся по взаимному согласию. Согласие, данное на уст-е дипл. отн-й м\у двумя гос-ми, означает, если иное не оговорено, согласие на установление конс. отн-й. Разрыв дипл.отн-й не влечет за собой разрыва конс-х. Виды: консульские отделы ДП-тв и самост.консульские учреждения. КУ м.б. открыто на тер-и гос-ва пребывания т. с согласия этого гос-ва. Назначение и допущение глав КУ: главы назначаются представляемым гос-м и допускаются к выполнению своих ф-ций гос-вом пребывания.  Представляемое гос-во снабжает главу КУ консульским патентом, составляемым при каждом назначении, удостоверяющим его должность и указывающим его ФИО, категорию или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение КУ. Если гос-во пребывания согласно, представляемое гос-во м.вместо патента послать гос-ву пребывания уведомление о назначении. Глава КУ допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны гос-ва пребывания, называемым экзекватурой, какую бы форму такое разрешение ни имело. Консульскими функциями являются: а) защита интересов представляемого гос-ва и его гр-н (ФЛ и ЮЛ; б) выдача паспортов и виз; в) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражд.состояния;  г) охрана интересов несовершеннолетних и лиц, не обладающих полной дееспособностью, к-рые явл. гр-ми представляемого гос-а; разъяснение зак-ва страны пребывания; осущ-е легализации ин. док-тов – последовательное удостоверение подписей и печатей на док-те. Функции прекращаются: а) по уведомлению государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются; b) по аннулировании экзекватуры; с) по уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала. Или воор. Конфликт, закрытие консульства, выход тер-ии, на к-ой нах-ся консульский округ из-под суверенитета гос-ва пребывания.

 

38. Привилегии  и иммунитеты ДП и КУ

– те, к-ые ин-цам не предоставляются. Иммунитеты – изъятие из-под юрисдикции гос-ва пребывания. Они предоставляются  не для личных выгод, а с целью  создать благоприятные усл-ия для  осущ-ния ф-ций ДП.  1.Помещения представительства неприкосновенны. Власти гос-ва пребывания не м. вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы предс-ва. На гос-ве пребывания лежит обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений пред-ва от всякого вторжения или нанесения ущерба.   Помещения пред-ва, предметы их обстановки, ср-ва передвижения предс-ва пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исп-ных действий. Неприкосновенна корреспонденция и архивы (почта не может быть вскрыта, неограниченна по весу и количеству). Налоговый иммунитет:  освоб-ся от уплаты всех налогов и сборов (хотя Венская конвенция указывает, что за конкр. услуги должны платить). Освобождаются от уплаты таможенных сборов и пошлин (им-во ДП – мебель, авто и т.д.).  КУ (ВК о консульских сношениях 1963 г.): помещения консульских учреждений неприкосновенны. Однако ВК говорит о том, что согласие главы консульского учрежд-я предполагается на доступ в помещение властей гос-ва пребывания в случае пожара и иного чрезвыч-го бедствия, требующих безотлагательных мер;     корреспонденция и архивы неприкосновенны. Если есть  основания полагать, что консульская почта сод-ит запрещённые к ввозу или вывозу предметы, то можно вскрыть. еприкосн-сть транспорта и им-ва.Освоб-ся от таможенных сборов.Освоб-ся от налогов. Если ДТП, то иски о возмещении ущерба.

 

39. Привилегии  и иммунитеты конс. и дипл. агентов

– те, к-ые ин-цам не предоставляются. Иммунитеты – изъя-тие из-под юрисдикции гос-ва пребывания. Они предостав-ляются не для личных выгод, а с целью создать благопри-ятные усл-ия для осущ-ния ф-ций ДП. Дипл. агенты: не-прикосн-сть жилища; полный иммунитет от уг. и адм. юрис-дикции гос-ва пребывания. Если ДА совершил прест-е или адм. правонар-е, то гос-во пребывания м. объявить его персоной non grata. После этого аккредитирующее гос-во должно в разумный срок отозвать дипл-го агента. Если в разумный срок не отзывает, то гос-во пребывания начина-ет процедуру дисмисла – отказывается признавать его дипл. агентом → он станет обычным иностранцем;    час-тичный гр. иммунитет: а)м. предъявить иск в отн-ии недви-ж-сти дипл. агента, к-ый нах-ся в его част. соб-сти; б) ст. 42 Венской конвенции запрещает дипл. агенту заниматься ком. д-тью; в) – можно предъявить встречный иск;  г)нало-говые привилегии – осв-ие от уплаты всех прямых налогов;  таможенные льготы – им-во осв-ся от таможенных сборов и пошлин. Личный багаж не подлежит досмотру, но если есть основания полагать, что личный багаж сод-ит запре-щённые предметы или док-ты к ввозу или вывозу в дан. стране, то можно досмотреть.  Вместе с дипл. агентами такими привилегиями пользуются члены их семей: д. проживать вместе с ним; не д.б. гр-нами дан. гос-ва и постоянно проживать в дан. гос-ве. Члены адм.-тех-го и функц-го персонала обладают данными иммунитетами при осущ-нии своих полномочий. Привилегии и иммунитеты консульских агентов носят функц-ый хар-р, есть имму-нитет от гр., адм.юрисдикции. Иммунитет от УО имеет особ-сть: за сов-ие тяжкого прест-я консульский агент м.б. привлечён к отв-сти, но это может произойти т. на основе пост-ия компетентного органа. Когда устанавл-ся конс. отн-ия, гос-ва закл-ют двусторон-ние конс. конвенции. Эти конвенции м. устан-ть иначе вопрос о привилегиях и иммунитетах конс.агентов. Если есть такие конвенции, то их пол-я имеют приоритет над ВК 1963 г. По этим конвен-циям прив. и им-ты дипл. агентов м.б. прирав-нены к прив. и иммун-м конс. агентов. Конс. агенты д. являться для дачи показаний в соотв. органы в отличие от дипл. агентов, для к-ых это явл-ся правом. Если консульский агент всё-таки не явился, то принуд-го привода не м.б. Конс. агенты имеют привилегию от там. и нал.сборов. У адм.-тех-го и обслужи-вающего персонала иммунитеты и привилегии распростр-ся на их д-ть. Также не должны быть гр-нами гос-ва пребывания и не д. в нём постоянно проживать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Международное  гуманитарное право

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"