Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:36, доклад

Краткое описание

Депутатская деятельность, статус парламентариев различных стран имеют свои особенности. Они обусловлены историческими и национальными причинами, своеобразием законодательства, унитарной либо федеративной формой государственного устройства, наличием или отсутствием палат законодательного собрания.
Но одновременно здесь много общего: природа депутатского мандата, работа депутата в парламенте и в избирательном округе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..стр.
1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата……………………..стр.
2. Мандат члена парламента…….…………………………………………………..стр.
3. Права и обязанности члена парламента………………………………………….стр.
4. Депутатский иммунитет…………………………………………………….…….стр.
5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента……………….…..стр.
Заключение…………………………………………………………………………..стр.
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Доклад по КПЗС.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

     В результате рассмотрения вопроса в  комиссии Сейма может быть принято  постановление о вынесении депутату замечания, «постановке на вид», объявлении депутату выговора.

     В результате рассмотрения вопроса в  комиссии Сената может быть принято постановление о вынесении сенатору замечания, «постановке на вид».

     Регламенты  палат предусматривают имущественную  ответственность депутатов и сенаторов за нарушение ими обязанности присутствовать и участвовать в работе палаты и ее органов. Так, Регламент Сената устанавливает, что за каждое неоправданное отсутствие сенатора на пленарном заседании размер его основного вознаграждения уменьшается на 10 %, за отсутствие на заседании комиссии – на 5 %.

     Регламент Сейма в качестве основания для  привлечения депутата к ответственности указывает лишь неоправданное отсутствие на заседаниях постоянной комиссии, членом которой он избран.

     Маршал  Сейма может призвать депутата «говорить  по существу», если он в своем выступлении  отклоняется от повестки дня. После  двукратного призыва к депутату «говорить по существу» Маршал Сейма может лишить его права выступления. Маршал Сейма и Маршал Сената могут призвать парламентария «к порядку», если он нарушает порядок заседания. При совершении серьезного нарушения порядка заседания парламентарий призывается «к порядку с занесением в протокол». Маршал палаты может принять решение об удалении парламентария из зала заседания, если депутат или сенатор, получившие в ходе заседания замечания в форме призыва «к порядку с занесением в протокол» допустили повторное нарушение порядка. Парламентарий должен в таком случае покинуть зал заседания. Если он отказывается это сделать, Маршал палаты принимает решение об объявлении перерыва в заседании.

     В парламенте Болгарии, согласно Положению об организации и деятельности Народного собрания, по отношению к народным представителям могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

1) напоминание;

2) замечание;

3) порицание;

4) лишение слова;

5) отстранение от присутствия на заседании;

6)  отстранение от присутствия на двух или трех заседаниях.

     Напоминание делается председателем каждому  оратору, который отклонился от предмета обсуждения или нарушает порядок заседания каким бы то ни было образом.

     Замечание делается председателем народному  представителю, который после высказанного ему напоминания на этом заседании продолжает нарушать порядок. Замечание делается также народному представителю, который обратился к своему коллеге или коллегам с оскорбительными словами, жестами или угрозой.

     Порицание выносится председателем тому народному представителю, который, вопреки сделанному ему напоминанию или замечанию, продолжает нарушать порядок заседания или создавать беспорядок в зале.

     Председатель  лишает слова народного представителя:

      1) по отношению к которому во время его выступления уже были применены дисциплинарные меры:

напоминание, замечание  и порицание;

     2) который, после того как окончилось  время, определенное для его  выступления, продолжает говорить, вопреки предложению председателя закончить выступление.

     Председатель  может отстранить от присутствия  на заседании народного представителя, который:

     1) возражает: против примененной  по отношению к нему дисциплинарной  меры грубым и непристойным образом;

     2) не дает возможности продолжать  нормальную работу в зале заседания;

     3) голосует, используя чужую карточку.

     Председатель  может отстранить народного представителя  от присутствия на трех заседаниях, если он:

      1) оскорбляет Народное собрание  или главу государства;

      2) призывает к насилию в зале  или в помещении Народного собрания;

       3) вторично голосовал, используя чужую карточку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента 

     Члену парламента Франции  гарантируется следующее:

     В соответствии с Ордонансом от 13 декабря 19 жалованье члена парламента состоит из двух частей основной и дополнительной. Размер основной части жалованья определяется средней величиной жалованья государственных служащих высшей категории. К этой части жалованья прибавляются профессиональная и жилищная надбавки.

     Дополнительная  часть жалованья составляет одну четвертую основной и может быть сокращена в качестве дисциплинарной санкции за нарушение порядка заседания. Общая сумма жалованья члена парламента составляет около 40 тыс. франков в месяц. Кроме того, депутату предоставляется кредит примерно в 40 тыс. франков в месяц для содержания двух сотрудников и двух секретарей21.

     Жалованье члена парламента совмещается с  любыми гражданскими и военными пенсиями, наградными выплатами (за орден Почетного легиона и Военную медаль). В некоторых случаях оно может быть сокращено в связи с выполнением других функций (например, мэра Парижа).

     Парламентарии имеют налоговые льготы. Все их расходы из жалованья, связанные с жильем, использованием личного автомобиля и др. (а они составляют фактически около половины жалованья), не облагаются налогами22.

     Каждый  парламентарий имеет свой кабинет, вправе бесплатно пользоваться почтой, а также телефоном — в Париже и для связи со своим избирательным  округом. Парламентарий имеет право бесплатного проезда (или со значительной скидкой) па транспорте внутри страны, на питание по невысоким цепам в ресторане палаты и некоторые другие льготы.

     Члену парламента ФРГ гарантируется  следующее:

     Согласно  Основному закону, никому не могут  быть чинимы препятствия к принятию и осуществлению депутатского мандата; недопустимо предупреждение об увольнении с работы или увольнение на этом основании (абз. 2 ст. 48).

     Депутаты  имеют право на соразмерное обеспечивающее их независимость возмещение (абз. 3 ст. 48), бесплатное пользование всеми государственными транспортными средствами (абз. 3 ст. 48).

     Тот, кто выставил свою кандидатуру в  бундестаг, имеет право на отпуск, необходимый для подготовки своего избрания (абз. 1 ст. 48).

     В Основном законе также установлено, что депутаты имеют право не давать показаний относительно лиц, которые доверились им как депутатам либо доверили им какие-либо факты, а равно о самих таких фактах. В пределах такого права (на отказ от дачи показаний) не допускается выемка документов (ст. 47).

     Ряд положений Основного закона нашел  свое развитие в Регламенте бундестага. Гарантией независимости депутата является его норма, гласящая, что каждый депутат в своих выступлениях и действиях в ходе голосований и выборов руководствуется своими убеждениями и совестью (абз. 1§ 3).

     На  содействие деятельности депутата направлено и его положение о предоставлении отпуска депутату (только на определенное время) председателем бундестага (§ 14).

     Члену парламента Польши гарантируется  следующее:

     Польское  законодательство устанавливает определенные гарантии, способствующие нормальному исполнению парламентарием своих обязанностей. Парламентарий по своей просьбе получает по месту работы неоплачиваемый отпуск. В период такого отпуска на него распространяется все действующее правило социального обеспечения. Так, парламентарий и члены его семьи продолжают пользоваться ведомственными учреждениями здравоохранения, льготами по оплате проезда, правом на служебную жилую площадь23.

     Время исполнения парламентских обязанностей засчитывается в общий и специальный стаж при исчислении пенсионных выплат.

     В течение трех месяцев после окончания срока полномочий депутату или сенатору должно представиться равноценное рабочее место. Расторжение трудовых отношений с парламентарием, а также изменение условий и оплаты труда без его согласия незаконны. Это правило действует еще в течение двух лет. Депутаты и сенаторы получают командировочные выплаты для компенсации расходов, связанных с исполнением мандата. Эти выплаты не облагаются налогом и выплачиваются из государственного бюджета по статье расходов канцелярии соответствующих палат.

     Депутаты  и сенаторы, кроме того, бесплатно получают  официальные издания и публикации в соответствии с перечнем, установленным Президиумом Сената и Президиумом Сейма, а также все издания палат парламента.

     Депутаты  и сенаторы имеют право на бесплатный проезд и перелет в пределах Польши на государственных транспортных средствах, а также на бесплатный проезд в городском коммунальном общественном транспорте.

     Обеспечение условий, необходимых для нормальной работы депутатов и сенаторов, возлагается на президиумы палат и на канцелярии палат.

     Члену парламента Болгарии гарантируется следующее:

     Право на вознаграждение. Согласно Конституции Болгарии, народные представители получают за свою работу вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием.

     В бюджете Народного собрания, опубликованном в качестве приложения к Положению  об организации и деятельности Народного  собрания, установлено, что народные представители получают основное месячное вознаграждение, которое равно трем среднемесячным зарплатам лиц, занятых в народном хозяйстве. Сумма определяется на основе данных Национального статистического института. Основное месячное вознаграждение пересчитывается через каждые три месяца из расчета среднемесячной зарплаты за последний из предыдущих трех месяцев.

     Если  народный представитель выполняет  две или более двух функций, дающих право на увеличение основного месячного вознаграждения, то он получает самое высокое вознаграждение.

     В случаях, предусмотренных законодательством, народные представители получают дополнительное месячное вознаграждение. Так, дополнительное месячное вознаграждение выплачивается народному представителю — доктору наук в размере 30% от минимальной рабочей зарплаты, существующей в стране, а народному представителю – кандидату наук —20%.

     Удержания в случаях, предусмотренных законодательством, производится из основных окладов народных представителей.

     Народный  представитель не может получать иного вознаграждения на основании трудового договора или пенсию. Однако он может получать гонорары или вознаграждение на основании гражданского договора.

     Народный  представитель не имеет права  использовать свое служебное положение и имя для рекламы и другой деятельности, а также давать согласие на это финансовым, промышленным и торговым предприятиям и фирмам24.

     Народные  представители в течение одного месяца после их избрания представляют председателю Народного собрания декларацию о своем имущественном положении к моменту их избрания. Кроме того, ежегодно они представляют председателю Народного собрания копию декларации, поданной налоговой службе.

     Все дополнительные расходы, связанные  с инвалидностью народного представителя, когда ему требуется помощь со стороны специального лица, а также расходы на помощника идут за счет бюджета Народного собрания.

     Народный  представитель не может в этом своем качестве принимать подарки, имеющие стоимость более 1/5 от основного  его месячного вознаграждения. Подарки, которые стоят дороже, передаются Народному собранию.

     Бюджет  Народного собрания предусматривает  дополнительные расходы, связанные с деятельностью народных представителей, включая также расходы на оплату сотрудников, контор, консультаций и экспертизы, которые необходимы в связи с их работой в Народном собрании и в избирательных районах, в рамках 2/3 от их основного месячного вознаграждения, Народный представитель сообщает через каждые три месяца об этих своих расходах.

     Народные  представители имеют право получать определенные суммы для командировок в район, где они были избраны, за счет Народного собрания, если они не имеют в том районе постоянного местожительства.

     При отсутствии народного представителя  на пленарном заседании Народного собрания без уважительной причины из его вознаграждения удерживается сумма, равная 2/3 его вознаграждения за один день, а при его отсутствии на заседании комиссии — 1/3.

     Право на отпуск. Народные представители имеют право на оплачиваемый ежегодный отпуск в размере двух календарных месяцев, который в принципе совпадает с каникулами Народного собрания.

Информация о работе Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)