Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:36, доклад

Краткое описание

Депутатская деятельность, статус парламентариев различных стран имеют свои особенности. Они обусловлены историческими и национальными причинами, своеобразием законодательства, унитарной либо федеративной формой государственного устройства, наличием или отсутствием палат законодательного собрания.
Но одновременно здесь много общего: природа депутатского мандата, работа депутата в парламенте и в избирательном округе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..стр.
1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата……………………..стр.
2. Мандат члена парламента…….…………………………………………………..стр.
3. Права и обязанности члена парламента………………………………………….стр.
4. Депутатский иммунитет…………………………………………………….…….стр.
5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента……………….…..стр.
Заключение…………………………………………………………………………..стр.
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Доклад по КПЗС.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

     Члены верхней палаты — сената — избираются сроком на 9 лет от департаментов коллегией выборщиков, куда входят члены парламента, избранные в департаменте, генеральные советники, представители муниципалитетов. Выборы проводятся в два тура. Для избрания в первом туре необходимо набрать абсолютное число голосов членов избирательной коллегии. Дли избрания во втором туре, к которому допускаются также лица, не участвовавшие в первом туре, достаточно относительного большинства. Одновременно с выборами депутатов и сенаторов избираются их заместители.

     Сенатором может быть избрано лицо, достигшее 30 лет, внесшее избирательный залог, установленный законом, который не возвращается, если на выборах, проводимых в округах по мажоритарной системе абсолютного большинства, он соберет менее 10 % голосов избирателей, а на выборах по пропорциональной системе – менее 5 %.

     Результаты  выборов члена парламента могут  быть оспорены в Конституционном совете. Избирательный кодекс Франции, который определяет порядок выборов членов парламента, называет лиц, которые не могут быть избраны в ту или иную палату парламента при определенных условиях, например, в силу своего служебного положения и по ряду других причин.

     В ФРГ. Бундестаг – это законодательный орган Федерации. Отечественная юридическая наука считает Бундестаг одной из палат германского парламента (другой является Бундесрат). Эта точка зрения не разделяется большинством немецких юристов, которые считают, что только Бундестаг можно именовать парламентом, так как только он представляет немецкий народ как единое целое3. Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной системе. Она устанавливается текущим законодательством. В настоящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.

           Избирательный закон устанавливает  определенное число депутатов Бундестага - 656 (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы; например, в 1997 г. их было 672). Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом (последние в сравнении с российскими несколько ограничены).

           При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система - так называемая «персонализированная пропорциональная»4. Половина депутатов Бундестага (328) избирается в избирательных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий.

     Каждый  избиратель на выборах в Бундестаг  имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос - за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга: избиратель вправе отдать свой "первый" голос кандидату от одной партии, а "второй" - земельному списку кандидатов от другой партии.

            В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства). Остальные 328 мест заполняются кандидатами из земельных списков партий.

            Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского Союза (ст. 50). Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель.

            Бундесрат, согласно Основному закону, состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают; каждая земля располагает в бундесрате не менее чем 3 голосами (ст. 51), имеет число мест, не точно пропорциональное количеству ее населения.

            Каждая земля располагает не  менее чем тремя голосами; земли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса, земли с населением свыше 6 млн. - 5 голосов, земли с населением свыше 7 млн. - 6 голосов. На конец 1997 г. земли Баден-Вюртем6ерг, Бавария, Нижняя Саксония и Северный Рейн-Вестфалия имели по 6 голосов, Гессен - 5, Бремен, Гамбург, Мекленбургерхняя Померания, Саар - по 3 голоса, остальные 7 земель имели по 4 голоса; всего в Бундесрате - 69 мест5.

            Каждая земля назначает столько членов в Бундесрате, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Практически членами Бундесрата обычно назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные министры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.

     В Польше. В состав Сейма избирается 460 депутатов, в состав Сената- 100 сенаторов. Закон от 28 мая 1993 года «О порядке выборов в Сейм Польской республики» устанавливает, что депутаты Сейма избираются путем проведения прямых, всеобщих, равных, пропорциональных выборов тайным голосованием. При этом 391 депутат избирается по окружным спискам кандидатов в многомандатных избирательных округах, а 69 – по всепольским спискам кандидатов.

     При распределении мандатов по окружным спискам учитывается списки избирательных комитетов, получившие не менее 5% признанных действительными в масштабе всей страны голосов. Коалиционные окружные списки партий и организаций должны получить не менее 8% признанных действительными голосов. При распределении мандатов между всепольскими списками кандидатов учитываются лишь окружные списки избирательных комитетов, которые получили не менее 7% признанных действительными в масштабе страны голосов.

     Закон  от 10 мая 1991 года «О выборах в Сенат  Польской республики» устанавливает, что выборы в Сенат проводятся на основании соответствующих предписаний Закона о выборах в Сейм. Как я уже отметила, выборы в обе палаты проводятся одновременно. Принципиальное отличие заключается в том, что 100 сенаторов избираются по избирательным округам, территорией которых являются воеводства. При этом не зависимо от численности населения  и соответственно от количества избирателей в каждом воеводстве избираются по два сенатора. Исключение установлено для Варшавского и Катовицкого воеводств, от которых избирается по три сенатора6.

     Избранным в Сейм или Сенат может быть каждый гражданин Польской Республики, обладающий активным избирательным правом и достигший 21 года. При этом с 1991 года введен дополнительный ценз, требующий постоянного проживания кандидата на территории Польской Республики на протяжении не менее 5 лет.

     Кандидатов  в депутаты и сенаторы могут выдвигать  сенаторы могут выдвигать избиратели, партии, политические и общественные организации, образующие для этого специальные комитеты. Кандидат в сенаторы не может баллотироваться более чем в одном избирательном округе. Кандидату в депутаты Сейма закон разрешает баллотироваться в одном избирательном округе и по одному окружному списку, а также по одному всепольскому списку.

     Запрещено одновременно баллотироваться в  Сейм и Сенат.

     В Болгарии. Народным представителем (т.е. депутатом или парламентарием) может быть избран дееспособный человек, достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (ст.65 Конституции).

Информация о работе Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)