Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрывает сущность и основное содержание свободных экономических зон, этапы их развития, цели, задачи и критерии создания. Весьма обширная глава посвящается механизму создания и классификации свободных экономических зон. В одной из глав по данной проблеме в Республике Беларусь рассматриваются формы и методы государственного регулирования СЭЗ широко используемые как в индустриально развитых, так и развивающихся странах, а также методика оценки эффективности создания и функционирования свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

« Правовой режим СЭЗ.» (на примере СЭЗ «Брест»)2004.RTF

— 485.10 Кб (Скачать)

 

 

Введение.

В сложившееся сегодня в Республике Беларусь напряженное экономическое положение, которое характеризуется отсутствием достаточных финансовых и валютных ресурсов, снижением научного потенциала, потерей зарубежных рынков сбыта, снижением эффективности производства, повышением уровня цен, свидетельствуют о сложности проведения перестроенных процессов, словленных созданием рыночной экономики.

Кризис на финансовом рынке сдерживает инвестирование перспективных крупномасштабных программ. Средств государственного бюджета и кредитных возможностей собственной банковской системы явно недостаточно и поэтому особо актуально встает вопрос привлечения в республику иностранных инвестиций.

Практика   государств   со   сложившейся   рыночной   экономикой свидетельствует, что иностранные капиталовложения способны компенсировать недостачу внутренних инвестиций и принести стране значительные экономические выгоды, включая передачу технологий, создание рабочих мест, развитие экспорта путем создания СЭЗ в государстве.

Республика Беларусь обладает достаточно большим потенциалом для расширения притока иностранного капитала: выгодное географическое положение, наличие   квалифицированной   рабочей   силы,   относительно   развитая производственная инфраструктура, неплохой научный потенциал, незначительная внешняя задолженность. Однако необходимо отметить, что темпы притока иностранных инвестиций в национальную экономику явно низкие, в первую очередь, по причине отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, низких темпов приватизации, нестабильности и противоречивости нормативно-правовой базы.

Одним из основных путей решения этой проблемы является создание в стране благоприятного инвестиционного климата, которое   возможно   при реализации    следующих    направлений: обеспечение макроэкономического равновесия с помощью жесткой денежно-кредитной политики; повышения темпов демонополизации и приватизации, обеспечение жесткой финансовой дисциплины и строгой   имущественной ответственности;   снижение   налоговой нагрузки, упрощение системы налогообложения и адаптация ее к международным нормам; создание особо благоприятных условий для   иностранных   инвестиций   в наукоемкие      экспортно-ориентированные производства; совершенствование нормативно-правовой базы, развитие страхования иностранных инвестиций, предоставление правовых гарантий иностранным инвесторам и др.

Практика свидетельствует, что для того, чтобы привлечь зарубежного инвестора, мало предоставить ему существенные льготные условия, не менее важно поэтапно и планомерно проводить политику открытой экономики, формировать положительный имидж страны, обеспечить благоприятный инвестиционный климат и политическую стабильность, развивать научный и финансовый потенциал.

Преодоление инвестиционного кризиса требует принятия особых, нестандартных решений, способных принципиально повлиять на улучшение положения в данной сфере. К числу таких нетрадиционных решений, которые уже в ближайшее время могут дать положительный эффект, следует отнести создание «экстерриториальных» формирований, имеющих особый режим деятельности, свободных экономических зон.

Именно свободные экономические зоны с их льготным валютным, налоговым и таможенным режимами способны сыграть важнейшую роль в привлечении инвестиций в экономику страны, стимулировании новейших достижений науки и техники, прогрессивных технологий, либерализации и активизации внешнеэкономической деятельности страны.

Мировой опыт подтверждает, что свободные экономические зоны являются эффективной мерой для привлечения в страну иностранных инвестиций и создания льготных условий их функционирования. В соответствии с целями и задачами, решаемыми в каждом конкретном случае, создаются зоны соответствующих видов и форм.

В настоящее время, свободные экономические зоны функционируют на всех континентах как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой.

Многолетняя позитивная мировая практика зарубежных стран по созданию и функционированию СЭЗ свидетельствует об эффективности применения подобного метода оздоровления экономики и проведения в жизнь новых экономических идей на изолированных участках территории принимающих их стран.

Свободная экономическая зона представляет собой часть территории, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности, отличный от режима остальной территории. Особый режим в СЭЗ поддерживается специальными правовыми мерами, поэтому одним из наиболее важных вопросов создания свободных экономических зон и успешного их функционирования являются правовые начала их создания и функционирования, поскольку, в конечном счете, правовая база есть тем самым фундаментом, на котором и достигается высокий экономический эффект деятельности зоны - как для инвесторов, так и для государства в целом.

Обычно, свободные экономические зоны создаются с целью привлечения в экономику принимающей страны зарубежных капиталовложений в форме передовой технологии, валютных поступлений, иных форм вложения капитала для насыщения внутреннего потребительского рынка, создания современной рыночной инфраструктуры, ускоренного развития «депрессивных районов», создания дополнительных рабочих мест, а также приобретения передового опыта в сфере управления экономикой, и современного международного предпринимательства. В настоящее время и Республика Беларусь занята решением подобных экономических проблем.

В целом, оценивая инвестиционный климат Беларуси по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличия рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам наша страна уступает сегодня большинству стран мира.

Кардинальное изменение инвестиционного климата в целом по Беларуси в ближайшее время представляется весьма проблематичным. Но для ограниченных территорий внутри страны эта задача выглядит выполнимой. Такими территориями могут стать свободные экономические зоны.

Учитывая, что на современном этапе перед нашей страной стоят сходные проблемы в экономической сфере, решаемые иностранными государствами, в том числе с помощью образования свободных экономических зон, такие как модификация национальной техники и технологии, повышение экспортного потенциала, пополнение валютных резервов, компенсация дефицита собственных финансовых ресурсов, Беларусь также пошла по пути учреждения на своей территории свободных экономических зон.

В настоящее время в стране уже функционируют СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ротон» и СЭЗ «Витебск». Созданы научно-технологические парки и инкубаторы поддержки малого и среднего бизнеса. Для инвесторов предоставлены существенные налоговые, таможенные, валютные и финансовые льготы. В целях развития свободных экономических зон выделяются государственные субсидии.

Однако неразвитая инфраструктура и нестабильная экономическая ситуация в стране, а также фактическое отсутствие комплексной научной концепции создания и развития СЭЗ существенно снижают эффективное освоение и развитие свободных экономических зон. Так, недостаточность финансовых средств, относительная неразвитость рынка ссудных капиталов, малопривлекательный инвестиционный климат снижают стимулы внедрения новых производств с участием иностранных предпринимателей даже при значительных преференциях в СЭЗ.

Цель данной курсовой работы раскрывает сущность и основное содержание свободных экономических зон, этапы их развития, цели, задачи и критерии создания.         Весьма обширная глава посвящается механизму создания и классификации свободных экономических зон. В одной из глав по данной проблеме в Республике Беларусь рассматриваются формы и методы государственного регулирования СЭЗ широко используемые как в индустриально развитых, так и развивающихся странах, а также методика оценки эффективности создания и функционирования свободных экономических зон.

Подробно раскрывает правовые основы создания и функционирования свободных экономических зон в Республике Беларусь, а также прямые и косвенные методы их государственного регулирования.

Большое место отводится и особенностям финансово-хозяйственного механизма СЭЗ «Брест».

Фактический материал отечественной практики, содержащийся в данной курсовой работе, его анализ и выводы позволяют расширить наши познания в сложном механизме образования и функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.

Данная работа содержит введение, заключение, три глава, список используемой литературы и состоит из_______ страниц.

 

Глава 1: Свободные экономические зоны:

сущность, этапы развития, цели и предпосылки создания

В мировой хозяйственной практике свободные экономические зоны явление далеко не новое. В начале века первые зоны свободной торговли были созданы в США, Польше, Мексике. В 70-е годы процесс создания свободных экономических зон получил широкое распространение.

В середине девяностых годов в мире существовало более 4000 свободных экономических зон (от таможенных зон до технопарков и оффшорных зон) с численностью работающих в них более 3 млн. человек. Свободные экономические зоны функционируют как в промышленно развитых (США, Англия, Япония, Германия), так и в развивающихся странах, начиная с «новых индустриальных стран» и до весьма слаборазвитых (Шри-Ланка, Гватемала и др.). Имеются такие зоны в странах Восточной Европы, в том числе в государствах СНГ, а также Китае, Вьетнаме. По прогнозам зарубежных специалистов к началу третьего тысячелетия на СЭЗ будет приходиться около 1/3 мирового оборота продукции.

Роль свободных экономических зон в международной торговле в последнее время все больше возрастает. Они представляют собой определенные территории, где возможно создание особо благоприятного экономического режима  для деятельности иностранного капитала. Обычно такие зоны создаются на приморских побережьях, в приграничных районах, реже - в других районах страны.

Свободные экономические зоны в настоящее время являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей. Это одна из новых, получивших широкое распространение в последние десятилетия, форма международного разделения труда. Они представляют собой четко территориально ограниченные районы со специфическими таможенным и торговым режимами, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и специалистов. Свободные экономические зоны, имея различные организационные формы и целевое предназначение, могут широко варьироваться по своему названию - «свободные таможенные территории», «экспортные   зоны»,   «зоны   свободной   торговли»,   «зоны   совместного предпринимательства», «промышленно-торговые зоны» и прочие.

При всем их многообразии речь идет, по существу, о создании хозяйственного явления, имеющее беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенную обособленность в торговле и валютно-финансовом отношении от остальной территории принимающих стран, тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала.

В. Игнатов и В. Бутов, авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны», дают свое определение этих экономических формирований: «СЭЗ ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующих решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».

По мнению Т.П. Данько и З.М. Округа, свободные экономические зоны должны рассматриваться в следующих аспектах:

* с точки зрения конкретной экономики - организационных форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в ее пределах;

* с точки зрения экономических отношений производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного в СЭЗ;

* с точки зрения способности к расширению и распределению ее границ на другие, связанные с ней хозяйственные сферы, отрасли, территории.

Названные авторы сформулировали следующее определение свободной экономической зоны: «Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения. способных к диффузионному расширению ее границ».

Такое определение СЭЗ воплотило в себя территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения, цели и специальный механизм регулирования.

Однако в нем не оговаривается, что включает в себя механизм регулирования, и не раскрывается сущность и содержание механизма управления СЭЗ.

В.И. Варнаков считает, что «свободные экономические зоны можно трактовать как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы, так как СЭЗ - это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, охватывающая широкий спектр институциональных изменений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования, который должен служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ определенного национального пространства, а не механизмом компенсации отсутствующих в этом пространстве факторов развития».

Информация о работе Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)