Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрывает сущность и основное содержание свободных экономических зон, этапы их развития, цели, задачи и критерии создания. Весьма обширная глава посвящается механизму создания и классификации свободных экономических зон. В одной из глав по данной проблеме в Республике Беларусь рассматриваются формы и методы государственного регулирования СЭЗ широко используемые как в индустриально развитых, так и развивающихся странах, а также методика оценки эффективности создания и функционирования свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

« Правовой режим СЭЗ.» (на примере СЭЗ «Брест»)2004.RTF

— 485.10 Кб (Скачать)

3.      Операционный период, как и предыдущий, делится на два этапа. Здесь различают стартовый этап и этап саморазвития зоны. В этот период идет процесс освоения производственного потенциала. Преимущества, объявленные инвестором в зоне, становится реальностью. Они реализуются в процессе производственной деятельности.

Мировой опыт показывает, что уже сложился довольно широкий спектр форм СЭЗ. При этом организационно-функциональная структура их достаточно многообразна. Многообразие форм предполагает их классификацию, в зависимости от определенных критериев.

Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их и краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. В научной литературе существуют различные классификации СЭЗ с использованием следующих критериев:

* Место расположение зоны в соответствии с географическим размещением относительно государственной границы;

* Место расположение зоны в соответствии с географическим размещением относительно других государств;

* Характер деятельности или функциональное предназначение;

* Степень интегрирования в мировую и национальную экономику;

* Отраслевой признак;

* Характер собственности.

Подводя итог первой главы, следует отметить, что создание СЭЗ связано с развитием единого мирового хозяйства, суть которого состоит в том, что в условиях глобальных экономических связей любая территория при определенных условиях может быть включена в него, на каком бы уровне развития эта территория не находилась, она может стать местом размещения иностранных инвестиций.

 

Глава 2:Нормативно-правовая база создания и функционирования СЭЗ в Республике Беларусь

Напряженное экономическое положение в Республике Беларусь свидетельствует о сложности проведения перестроенных процессов создания рыночной экономики.

Мировой опыт показывает, что наибольших успехов в привлечении прямых иностранных инвестиций добиваются те страны, которые в своей экономической политике ставят такую цель, как приоритетную, и используют для этого как можно более широкий набор мер.

Однако главным является создание привлекательного международного образа страны, представляющей инвестору лучшее, нежели другие страны, возможности. Это очень важно потому, что инвестирование во многом связано с психологическими установками. Решение инвестора всегда является результатом оценки соотношения сегодняшнего риска и будущей отдачи инвестиций.

Данное решение зависит в основном от наличия трех факторов:

> потенциала эффективности, обусловленного условиями конкретной страны (природными условиями, способностями национальной экономики к самонастройке, преодолению кризиса, состоянием платежного баланса, стабильностью валюты и т. д.)

> эффективности той или иной отрасли инвестирования, ее места в экономической системы, уровня конкуренции, степени наукоемкости и тд.

> эффективности предприятия инвестиций, особенностей его внутренней организации, специфики поведения на рынке.

Если первое условие от самого инвестора не зависит, то на два последних он в состоянии в определенной степени влиять.

Мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых  для привлечения иностранного капитала. Среди них особое внимание заслуживают следующие:

* налоговые стимулы - предоставление прямых налоговых льгот в виде отсрочки уплаты налогов при инвестировании капитала, упрощение системы налогообложения и снижение уровня налоговых ставок, разрешение ускоренной амортизации производственных фондов, освобождение от таможенных платежей

* финансовые стимулы - предоставление всякого рода субсидий, льготных займов и кредитов, необходимых гарантий для их получения

*нефинансовые стимулы - создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение организационной поддержки для эффективного функционирования частного капитала (информационной, административной инфраструктурой, создание современных средств, свободных экономических зон (таковыми считаются территории, в пределах которых применяются особые условия от частных источников как внутри страны, так  и из-за ее пределов.

Таким образом, это является важным первоначальным шагом, направленным на стимулирование инвестиций, который может быть далее распространен на экономику в целом и будет способствовать адаптации Беларуси к рыночной экономике. Создание СЭЗ особенно важно в условиях в целом отрицательной оценки инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

Создание СЭЗ связано с развитием единого мирового хозяйства, суть которого состоит в том, что в условиях глобальных экономических связей любая территория при определенных условиях может быть включена в него; на каком бы уровне развития эта территория не находилась, она может стать местом размещения иностранных инвестиций.

Свободная экономическая зона представляет собой часть территории, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности, отличный от режима остальной территории. Особый режим в СЭЗ поддерживается специальными правовыми мерами. Поэтому одним из наиболее важных вопросов создания свободных экономических зон и успешного их функционирования являются правовые начала их создания и функционирования, поскольку, в конечном счете, правовая база есть тем самым фундаментом, на котором и достигается высокий экономический эффект деятельности зоны - как для инвесторов, так и для государства в целом.

Законодательное регулирование общественных отношений в сфере создания и функционирования свободных экономических зон в Республике Беларусь, не смотря  на относительную новизну проблемы, уже имеет свою историю. Впервые вопрос о необходимости законодательного регулирования упомянутых отношений возник еще в середине 90-х годов.

Следует упомянуть, что первой попыткой правового регулирования в данной области были постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 1991 г. № 441 «О создании на территории Гродненской области Международного консорциума «Неман» и от 26 февраля 1992г. № 100 «О создании свободной экономической зоны в районе г. Бреста». Начальный опыт оказался не совсем удачным, и первое из данных постановлений было отменено до истечения календарного года с момента принятия, а второе получило практическое воплощение лишь после 1995 года.

20 марта 1996 года был принят Указ Президента Республики Беларусь № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь», которым фактически было положено начало процессу правового регулирования в данной сфере. В данном Указе дано определение понятия свободная экономическая зона; установлены органы, инициирующие ее создание; основные положения, относящиеся к правовому статусу зоны; права и обязанности администрации зоны и некоторые другие нормы. В соответствии с пунктом 2  Указана территории и в границах установленных Кабинетом Министров Республики Беларусь была создана первая свободная экономическая зона в стране - СЭЗ «Брест».

Важным шагом на пути формирования правовой основы развития СЭЗ в Беларуси является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 1997 года № 1415, которым была утверждена Концепция организации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.

В соответствии с Концепцией, основополагающими принципами создания СЭЗ в Республике Беларусь являются:

* стимулирование переработки продукции в пределах географической территории, на которой не применяются меры экономической политики к ввозимому сырью, материалам и оборудованию, и осуществляется переработка товаров в целях развития экспорта или импортозамещения;

* либерализация таможенных процедур в отношении товаров, не предназначенных для выпуска в свободное обращение на территории республики, а также банковской, страховой и иной деятельности на территории зоны;

* комплексное развитие регионов с эффективным использованием всех имеющихся ресурсов;

* равная защита и равные условия развития всех форм собственности;

* предоставление тарифных и нетарифных мер ограничения доступа производимой на территории СЭЗ продукции на внутренний рынок в целях недопущения использования резидентами зоны своего льготного статуса в конкурентной борьбе с национальными производителями товаров (работ, услуг);

* гармоничное сочетание республиканских и местных интересов, а также интересов субъектов хозяйствования на территории зоны.

Следует упомянуть также еще о двух Указах Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 года № 93 «О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон» и от 04.08.1999 № 458 «О создании свободной экономической зоны «Витебск». Названными Указами установлены сроки, на которые создаются СЭЗ (30,50 и 30 лет соответственно), а также закреплен комплексный характер данных зон, включающих в себя производственную, экспортную и свободную таможенную зоны. Впервые в тексте Указов содержаться прямые нормы налогового законодательства, закрепляющие перечень налогов для резидентов зон, ставки отдельных видов налогов, порядок уплаты и зачисления средств в соответствующие бюджеты.

Необходимость выхода на более высокий уровень правового регулирования в данной сфере, а именно принятия Закона, который, согласно теории права, обладает высшей юридической силой, обусловлено тем, что отношения, связанные с созданием, деятельностью и ликвидацией СЭЗ, затрагивают интересы достаточно широкого круга лиц.

Принятый в декабре 1998 года Закон «О свободных экономических зонах» заложил правовую основу функционирования СЭЗ в нашем государстве. Он определил правовые и организационные аспекты создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь, а также основные понятия, касающиеся СЭЗ.

В соответствии с Законом, свободная экономическая зона - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим  более  благоприятные,  чем  обычные,  условия  осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Специальный правовой режим в СЭЗ - совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в СЭЗ.

Резидент СЭЗ - зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ.

Кроме того, установлено, что резидент СЭЗ вправе заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ на территории Республики Беларусь с соблюдением общих правил, установленных законодательством Республики Беларусь.

Согласно Закону, законодательство о СЭЗ состоит из Закона «О свободных экономических зонах» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность СЭЗ. Иное законодательство применяется в СЭЗ с учетом особенностей, предусмотренных Законом и иными актами.

На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов, что определяется целями создания зоны и направлением инвестиционной деятельности в СЭЗ. В них могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности. Кроме того, СЭЗ могут сочетать в себе функции, свойственные нескольким функциональным типам СЭЗ (комплексная СЭЗ).

Свободные экономические зоны в Республике Беларусь создаются в целях:

* создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;

* внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

* содействия международной интеграции и сотрудничеству,

* гармоничного сочетания на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

В Законе (статья 7) определено, что в свободных экономических зонах не допускается деятельность, запрещенная законодательством Республики Беларусь, а также следующие виды деятельности:

* хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

* производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;

* производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических и иных сильнодействующих материалов;

* производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;

* производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива;

* производство табачных изделий;

* производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

* организация лотерей;

* подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания типографий, радио и телевидения;

* лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекциями, в том числе венерическими и заразными кожными болезнями, психическими болезнями в агрессивной форме;

* лечение животных с особо опасными болезнями;

* деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции. Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь, резиденты СЭЗ могут заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

Инициаторами создания СЭЗ выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые вносят в Совет Министров предложение о создании СЭЗ. Совет Министров рассматривает поступившие предложения и дает заключение о целесообразности создания СЭЗ. Окончательное рассмотрение и принятие решение о создании СЭЗ осуществляется Президентом Республики Беларусь.

* распределять и контролировать расходование средств на развитие инфраструктуры СЭЗ и охрану окружающей среды;

* вносить предложения в Совет Министров Республики Беларусь об изменении положения о СЭЗ;

Информация о работе Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)