Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрывает сущность и основное содержание свободных экономических зон, этапы их развития, цели, задачи и критерии создания. Весьма обширная глава посвящается механизму создания и классификации свободных экономических зон. В одной из глав по данной проблеме в Республике Беларусь рассматриваются формы и методы государственного регулирования СЭЗ широко используемые как в индустриально развитых, так и развивающихся странах, а также методика оценки эффективности создания и функционирования свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

« Правовой режим СЭЗ.» (на примере СЭЗ «Брест»)2004.RTF

— 485.10 Кб (Скачать)

Численность работающих на предприятиях - резидентах зоны к концу 2002 года достигла 2 616 человек. В 2001 году их было 1 716 человек. Таким образом, только за 2002 год в СЭЗ «Брест» было создано 900 рабочих мест. При этом среднегодовая заработная плата одного работника в 2002году составила 887,6 тыс. руб.

Объем произведенной за 2002 год резидентами СЭЗ продукции (работ, услуг) в фактических ценах без налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других платежей из выручки составил 42,2 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2001 годом в сопоставимых ценах в 2,7 раза. На предприятиях зоны производится мебель, пищевая продукция, продукция электротехнической промышленности, продукция легкой промышленности, деревообработка, лакокрасочные изделия и др.

Белорусско-немецкое предприятие «Дельфа Буг» зарегистрировано в качестве резидента в августе 1997 года. Заявленный и сформированный  уставный фонд составляет -- 85000 немецких марок, в том числе Германия - 42500 немецких марок (ден. вклад), Беларусь - 42500 немецких марок (ден. вклад). Предприятие занимается производством карнизов, штор, декоративных изделий, пластмассовых деталей к карнизам. Работает цех литья по производству комплектующих. Производится 20 наименования   изделий из пластмассы. Функционирует участок по пошиву из пластмассы. Функционирует участок по пошиву штор, В производстве используется новое современное немецкое   оборудование, позволяющее изготавливать высококачественную' продукцию. Рассматривается вопрос о расширении производства путем строительства производственных цехов.

МЧП «Ингермебель» зарегистрировано в качестве СЭЗ в июле 1997 года. Заявленный и сформированные фонд составляет - 30405 долл. США (имущ, вклад - станки и оборудование для производства). Занимается производством мебели. Начали осваивать производство крашеных фасадов из МДФ. Такие фасады в Беларуси не производятся. Предполагается выпуск гнутых фасадов. Аналогов такого производства у   нас в стране нет. В настоящее время идет строительство производственного цеха 300 м. кв. и административно-бытового корпуса 200 м. кв., закуплено часть необходимого оборудования. Предприятие взяло в аренду 0,5 га   земли.

Российско-белорусское предприятие «ANREX» зарегистрировано в качестве резидента в октябре 1997 года Заявленный в качестве резидента в октябре 1997 года Заявленный и сформированный уставный фонд составляет-- 50000 долл. США, в том числе Россия - 47500 долл. США (ден. вклад), Беларусь 2500 долл. США (ден. вклад). Осуществляет производство мебели. Предприятие имеет современное оборудование из Польши, Бельгии, Италии 1998 и 2000 годов выпуска   (Клеезамочная    кромочная машина, вакуумный и мембранный прессы стоимостью 500000 немецких марок каждый). Предприятие производит фасады из МДФ. В Беларуси таких технологий нет. Инвестиции в оборудование составили 800 000 долл. США. Все оборудование компьютеризированное, ручной труд сведен до минимума. Экспорт продукции составляет 96% от общего объема реализации. СЭЗ было уплачено 0,2 млрд. руб. таможенных платежей.

Расходы СЭЗ «Брест» в 2002 году составили 295,0 млн. руб., из них 250,0 млн. руб. направлено на строительство инфраструктуры.

Остаточная стоимость основных средств (включая долгосрочно арендуемые) на конец 2002 года составляла 7,8 млн. руб., стоимость производственных запасов и затрат -103 млрд. руб. Сумма кредиторской задолженности составила 18,9 млрд. руб., в то время как дебиторской -10,5 млрд.руб.

Инвестиции в основной капитал предприятий - резидентов СЭЗ «Брест» составили в 2002 году 6 149,6 млн. руб., в том числе 1 389,1 млн. руб. - строительно-монтажные работы, 2 474,6 -оборудование. Прямые инвестиции из-за рубежа составили 651,9 млн. руб., в том числе взносы в уставный капитал -- 389,2 млн. руб., из них в денежной форме -184,7 млн. руб. (47%), в не денежной форме - 204,4 млн. руб. (53%).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1. Сведения об основных показателях деятельности СЭЗ «Брест»

 

 

 

Внешнеторговый оборот СЭЗ «Брест» составил в 2002 году 74,3 млн. долл. США и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 313 млн. долл. США или в 2,4 раза. При этом, (37,9 млн. долл. США) превысил экспорт (36,4 млн. долл. на 1,5 млн. долл. США). В 1999году отрицательно внешнеторгового баланса СЭЗ «Брест» составляло 1,7 млн. долл. США. Следует отметить, что значительную часть составляет так называемый «инвестиционный» импорт ввоз материалов, оборудования, которые необходимы для обустройства и налаживания работы предприятий. В дальнейшем, когда предприятия заработают, «инвестиционный» обернется экспортом продукции (работ, услуг).

Внешнеторговый оборот со странами СНГ и странами вне СНГ практически одинаковый [оборот со странами СНГ составляет 37,1 млн. долл. США (в 2001 году -14 млн. долл.) оборот со странами вне СНГ - 37,2 млн. долл. США (в 2001 году -173 млн. долл. США)] однако, тенденции его формирования разные. Если со странами СНГ преобладает экспорт 34,6 млн. долл. США или 933% от объема внешнеторгового оборота (в 2001 году-12,8 млн. долл. США или 91,4% от оборота), то со странами вне СНГ наоборот - доминирующее положение занимает импорт - 35,4 млн. долл. США или 95,2% от объема внешнеторгового оборота (в 2001 году-15,4 млн. долл. США или 89,0% от оборота). Основная часть экспорта продукции (товаров, работ, услуг) резидентов СЭЗ «Брест» приходится на Российскую Федерацию. При этом, доля России, в общем, экспорта в 2002 оду составила 98,8% (34,2 млн. долл.) увеличилась на 1,1% по сравнению с2001 годом. В 2001 году данный показатель составлял 97,7% (12,5 млн. долл. США).

Основу экспорта в 2002 году составили поставки в мебели - 26,0 млн. долл. США и колбасных изделий - 3,6 млн. долл. США. Из стран вне СНГ можно выделить Польшу -0,5 млн. долл. США (молоко и сливки сгущенные, казеин, лесоматериалы), Германию - 0,4 млн. долл. США (тракторы), Чешскую Республику - 0,1 млн. долл. США (лесоматериалы).

Среди экспортеров можно выделить СП «ANREX», СП «Red Whint», ИП «Инко», СП «Инволюкс», ИП «Белс». Выручка от экспорта, каждого из названных предприятий превысила 1 млн. долл. США.

Импортные операции характеризуются следующим данными. Основным импортером является Польша - 5,2. млн. США (плиты древесностружечные и древесноволокнистые, мебель и ее части). Кроме того, можно выделить Украину - 0,7 млн. долл. США (оборудование для сортировки, измельчения грунта, камня), Россию - 0,6 млн. долл. США (продукты переработки нефти, лекарственные средства, трубы и трубки, профили пустотелые из черных металлов).

В целом необходимо отметить, что постепенно роль свободной экономической зоны «Брест» во внешней торговлей Брестского региона возрастает, причем изменения происходят не за счет увеличения количества резидентов, а за счет резидентами СЭЗ своей хозяйственной деятельности.

 

Заключение

Республике Беларусь зоны создаются в период острого кризиса внутреннего инвестиционного процесс; Они не могут рассчитывать на крупномасштабны капитальные вложения со стороны государства. Поэтому залогом успеха является активная политика по ускоренному формированию в зоне рыночной экономической среды и, соответственно, активизация инвестиционной деятельности национального частного капитала.

Недостаток бюджетных средств и высокая степень неопределенности в отношении бизнеса, который можно привлечь в свободные экономические зоны, не позволяют идти по традиционному пути развития большинства СЭЗ, предусматривающему создание развитой инженерной и телекоммуникационной структуры. Строительство «под ключ» зданий и производственных помещений в ожидании потенциального инвестора, как свидетельствует мировой опыт, является дорогостоящим и рискованным мероприятием.

В связи с этим, в Беларуси пошли по пути поэтапного обустройства территории свободных экономических зон, суть которого заключается в первоочередном создании базового уровня инфраструктуры на отдельно выбранных территориях, которые представляют в миниатюре модель свободной экономической зоны и раскрывают для потенциальных инвесторов предоставляемые ею возможности. В рамках участков первоочередного освоения осуществляется подвод минимально необходимой инфраструктуры: энерго- и водоснабжения, канализации, связи, транспортных коммуникаций и др.

Отсутствие в стране развитых рынков земли и недвижимости, соответствующих нормативно-правовых проработок, предопределяет финансирование соответствующих объектов в основном за счет средств республиканского бюджета и фонда развития СЭЗ.

Анализ осуществляемых в свободных экономических зонах инвестиционных проектов, а также поступающих в Администрации зон предложений, свидетельствует о повышенном интересе к отечественным зонам преимущественно малого и среднего бизнеса. Преобладают проекты в таких отраслях, как легкая, пищевая и деревообрабатывающая промышленность с неглубокой степенью переработки израсходованного сырья.

В настоящее время в стране функционируют четыре свободных экономических зон, которые относятся к разряду комплексных зон. Однако сосредоточение одного типа зон отмечено рядом недостатков. Во-первых, в нем нет системности. Создается впечатление, что непроизводственные зоны менее важны, прибыльны и перспективны, чем производственные. Во-вторых, концепция «зоны совместного предпринимательства производственной направленности» получается расплывчатой, поскольку она вынужденно включает в себя несколько элементов, относящиеся к торговым зонам, в то время как конкретные вопросы этих специализированных зон в качестве самостоятельной структуры остаются неразработанными. В-третьих, комплексная зона--очень сложное экономическое образование. Для ее создания требуются предпосылки, которые есть далеко не везде.

Следует отметить, что созданные СЭЗ имеют достаточно выгодное экономико-географическое положение. Особое значение для развития отечественных СЭЗ имеет близость Беларуси со странами СНГ.

Вышеперечисленные доводы еще раз говорят о том, что свободные экономические зоны, созданные в республике, имеют хорошие предпосылки для успешного развития.

Актуальной является проблема создания научно-технических зон. Данные зоны могли бы обеспечить развитие научного потенциала республики и создать условия для международной торговли. В рамках действующего законодательства созданы достаточно благоприятные условия для развития научно-внедренческих зон в Беларуси и уже в ближайшие годы планируется создание 15-20 научно-технологических парков.

Четкое определение целей, выделение основных этапов на пути ее достижения и критериев, по которым можно было бы судить о степени реализации всей программы,  важнейшие условия достижения эффективности деятельности СЭЗ. Между тем ни в одном из известных проектов организации СЭЗ в нашей стране этому аспекту внимание не уделено. Общепринятой методологии не существует и за рубежом. Анализируя опыт действующих СЭЗ выявляются разнообразные критерии, по которым судят об успехе зоны: количество вновь созданных рабочих мест, объем привлеченных иностранных инвестиций, доля экспортной продукции в общем, объеме производства и др. Выделение промежуточных этапов необходимо, поскольку СЭЗ, как правило, представляют долгосрочный инвестиционный проект (часто в качестве расчетного срока берется период в 25 - 30 лет). Следует считаться с тем, что за это время зона пройдет стадии становления, зрелости и, возможно, угасания. Каждой из них соответствуют различные соотношения затрат и результатов, прибыльности, других параметров. Без учета этих обстоятельств невозможно просчитать последствия принятых решений.

На наш взгляд, методика оценки эффективности свободной экономической зоны должна включать шесть основных блоков:

1 Оценка бюджетной эффективности.

2. Оценка экономической эффективности.

3. Оценка социальной эффективности.

4. Сравнительная эффективность.

5. Оценка внешнеэкономической деятельности.

6. Оценка достижения целей.

Разработанная автором методика является универсальной и позволяет оценить эффективность, как создания, так и функционирования свободной экономической зоны.

Возрастающая конкуренция на рынке инвестиций, и особенно со стороны динамично развивающихся соседних государств Восточной Европы, успешно преодолевающих переходный период к рыночной экономике, предопределяет установление в рамках СЭЗ достаточно привлекательных, но одновременно жестких требований по привлечению инвестиций. В приоритетном порядке должны создаваться условия для привлечения инвестиций в сферы деятельности, ориентированные на кооперированные поставки от белорусских предприятий и предоставление им доступа к современным высокотехнологичным и наукоемким продукции и технологиям. Для этого необходима более глубокая дифференциация предоставляемых резидентам льгот и преференций по объему инвестиций, технологическому уровню производимой продукции, численности создаваемых рабочих мест, доле экспорта, глубине переработки продукции и т.д.

Результаты работы свободные экономические зоны свидетельствуют о поступательном увеличении их влияния на экономику страны, включая ее внешнеторговую деятельность, и характеризуются следующими данными.

По состоянию на 1 января 2001 года из 169 зарегистрированных в свободных экономических зонах Республики Беларусь резидентов осуществляли деятельность 144, в том числе 108 или 75.0% - предприятия с иностранными инвестициями.

Фактически внесено в уставный капитал с момента регистрации - 23,6 млн. долл. США, в том числе предприятиями с долевым участием иностранных инвестиций - 6,1 млн. долл. США, из них вклад иностранных инвесторов составил - 4,7 млн. долл. США, предприятиями полностью принадлежащие иностранным инвесторам - 7,1 млн. долл. США. Основными инвесторами являются Германия -5,8 млн. долл. США или 49,2% от общей суммы инвестированных в СЭЗ средств. Чешская республика-1,8 млн. долл. США или 133%. Израиль и Польша - по 0,9 млн. долл. США или по 7,6%, Российская Федерация - 0,5 млн. долл. США или 4,2%, Швейцария - 0,4 млн. долл. США или 3,4%.

За 2002 год в свободных экономических зонах было создано 1291 рабочих мест, резидентами зон было уплачено в бюджеты разных уровней 93 млрд. руб. налогов и неналоговых платежей

Внешнеторговый оборот свободных экономических зон Республики Беларусь составил в 2002  году 174,9 млн. долл. США, экспорт- 78,9 млн. долл. США, импорт - 96,0 млн. долл. США.

В заключение следует отметить, что создание стабильной и эффективной политической, экономической, законодательной и финансовой системы, ориентированной на поступательное продвижение страны по пути рыночных реформ, в том числе через отработку соответствующих механизмов в рамках свободных экономических зон с их одновременной и последовательной интеграцией в экономику республики, будет способствовать повышению конкурентоспособности белорусской экономики, позволит эффективно включиться в систему мирохозяйственных связей.

Информация о работе Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)