Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрывает сущность и основное содержание свободных экономических зон, этапы их развития, цели, задачи и критерии создания. Весьма обширная глава посвящается механизму создания и классификации свободных экономических зон. В одной из глав по данной проблеме в Республике Беларусь рассматриваются формы и методы государственного регулирования СЭЗ широко используемые как в индустриально развитых, так и развивающихся странах, а также методика оценки эффективности создания и функционирования свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

« Правовой режим СЭЗ.» (на примере СЭЗ «Брест»)2004.RTF

— 485.10 Кб (Скачать)

В «Большом экономическом словаре» СЭЗ определяются как ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управления и функционирования.

Для организации управления СЭЗ большинство стран создает специальные государственные структуры, с помощью которых правительство проводит свою глобальную линию по их развитию, и которым в связи с этим передает определенные полномочия.

В кругу задач указанных государственных структур обычно входят:

о  Выработка концепции развития СЭС

о Принятие решений относительно создания конкретной зоны и определение ее границ

о Разработка планов развития зон и их практической реализации

о Решение вопросов создания соответствующей социально-производственной инфраструктуры зоны

о Выработка механизмов по привлечению капиталовложений в зоны с учетом национальных интересов

о  Координация связей между службами

о Определение круга вопросов, решение которых определяется в компетенцию местных органов управления

Таким образом, государственные структуры призваны законодательно обеспечит функционирование СЭЗ.

При разработке СЭЗ, как правило, используются опыт и схема следующих трех основных моделей:

/. Немецкая модель - среднее семейное предприятие функционирует в рыночных нишах и поддерживается долговременными кредитами на основе стабильного законодательства.

2. Модель США - опирается на создание новых предприятий, использующих наивысший технологический уровень и научные достижения.

3. Модель Северной Италии - соединяет проблемы реструктуризации с решением вопросов безработицы.

При создании СЭЗ важным является соблюдение единых требований, предъявляемых к свободным экономическим зонам, а именно:

* сбалансированность интересов государства, региона и субъектов СЭЗ;

* определенность размеров ожидаемого экономического, социального, экологического эффекта;

* определенность общих объемов и источников финансирования и привлечения как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Создание СЭЗ связано с развитием единого мирового хозяйства, суть которого состоит в том, что в условиях глобальных экономических связей любая территория при определенных условиях может быть включена в него, на каком бы уровне развития эта территория не находилась, она может стать местом размещения иностранных инвестиций.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

>   Существуют разные модели управления зоной

>   Выбор формы организации управления СЭЗ зависит от специфических условий экономического и социального развития страны образования

>  Форма организации управления СЭЗ находится в прямой зависимости от уровня государственных структур

>   Решение об образовании СЭЗ относится к компетенции государственных органов управления

>  Властные полномочия по непосредственному управлению зонами сосредоточены в муниципальных органах управления места расположения зон, которые решают все возникшие в деятельности СЭЗ административно-хозяйственные вопросы

*    В зависимости от учреждаемого типа зоны можно сочетать государственную и региональную формы управления СЭЗ

Учитывая изложенное, представляется, что свободные (специальные) экономические зоны - это часть территории государства с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, с определенным набором льгот и привилегий, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам в соответствии с определенным типом СЭЗ, особой системой регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг, осуществляемой на основе рассмотрения данной территории как территории, находящейся за пределами таможенной по отношению к праву импорта и с точки зрения финансового режима, особой целевой направленности, обусловленной экономическими, социальными, демографическими критериями и потребностями ее развития, основанной на рыночных принципах хозяйствования и с разноуровневой системой управления.

Данное определение наиболее полно раскрывает сущность и назначение большинства СЭЗ, отражает целевую направленность предоставляемых льгот и привилегий, заостряет внимание на том, что набор преференций определяется типом СЭЗ. Кроме того, в определении отражается механизм регулирования хозяйственных отношений резидентов зоны.

Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта или примыкающих к ним районов, выделенных из таможенной территории страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Такие зоны сохранились и до настоящего времени. В них товары хранятся на складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовываются, пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.

Использование подобных экономических зон позволяет поставщикам отложить реализацию товаров до повышения на них спроса и соответственно цен, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшем меньшей пошлины.

Исторически таким зонам предшествовало создание «свободных портов», иными словами, территорий беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Изначально «свободные порты» создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли.

Так, например, статус «свободных портов» имели Ливорно (1547г.), Генуя (1595г.), Венеция (1661г.), Марсель (1669г.). На территории России - Одесса (1817г.), Владивосток (1862г.), Батуми (1878г.). Некоторые порты имеют статус «свободный порт» и в наши дни. Например, в Швейцарии - это Букс, Женевский свободный порт, Лозаннский свободный порт, в Бразилии - Манаус, в Румынии - Супина и т.д.

Таким образом, первому этапу развития СЭЗ присущи наиболее простые, по своему хозяйственному механизму зоны («свободные порты», «зоны свободной торговли», «специальные таможенные зоны»). Что касается временной характеристики данного этапа, то, с определенной долей условности, его можно определить как середина ХУ1-го - 30-е годы XX столетия.

Второй этап развития СЭЗ (60-е - 70-е годы ХХ-го столетия) характеризуется упразднением «свободных портов», вследствие монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств, и созданием на их территориях, а также в других торговых центрах новых СЭЗ, где всё большее значение приобретала переработка товара. В начале 60-х годов свободные экономические зоны из собирающих центров и пунктов распределения все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров при льготных условиях их экспорта из зон. Основателями такого типа СЭЗ были англичане П. Халл и С. Хоув, а также американец С Бутлер, которые пришли к выводу, что государственное вмешательство при различного рода кризисных ситуациях не в состоянии предотвратить экономический упадок крупных промышленных центров, поэтому предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах, находящихся в тяжелом экономическом положении, необходимо предоставлять ряд льгот по налогообложению, менее жестко регламентировать их деятельность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного законодательства (например, в области банковских и страховых операций). В пределах таких зон банки могли свободно оперировать с любыми валютами и поддерживать отношения с клиентами, проживающими вне зоны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать контроль за валютным обменом, движением капиталов и т.д.

Третий этап развития СЭЗ начался в 80-е годы ХХ-го столетия благодаря ряду мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характерной чертой этого этапа можно считать создание зон комплексного назначения, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми сразу ставится несколько задач. Комплексные зоны представляют собой самые современные формы зон. Они являются зонами многоотраслевого назначения.

Четвертый этап (начинается с 90-х гг. ХХ-го века) характеризуется массовым созданием узкоспециализированных и научно-технических зон, которые являются наиболее прогрессивным типом СЭЗ, соединившим в себе научную и инновационную деятельность.

Для четвертого этапа также характерно возникновение транснациональных зон, которым предшествовало региональное экономическое сотрудничество сопредельных стран.

В обобщенном виде создание свободных экономических зон направлено на достижение таких целей, как:

* более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйствования;

* использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;

* привлечение передовой, по отношению к национальной,

технологии;

* активизация экономики путем привлечения иностранного

капитала;

* поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных запасов:

* насыщение внутреннего потребительского рынка высококачественными товарами;

* повышение уровня занятости населения и качественного состояния рабочей силы;

* обучение, подготовка и перепрофилирование квалифицированных национальных рабочих, специалистов и управленческих кадров;

* создание современной рыночной инфраструктуры;

* ускорение развития «депрессивных районов», освоение их природных ресурсов;

* привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

* приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.

Среди наиболее важных задач, решение которых возможно путем создания на определенной территории с выгодным географическим положением более льготных по сравнению с другими формами внешнеэкономической деятельности условий, следует отметить следующее:

* отработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки национальной экономики и ее интеграции в мирохозяйственные экономические отношения, адаптации к рыночным условиям хозяйствования для последующей трансформации на другие территории республики;

* привлечение в экономику региона иностранного капитала;

* создание инфраструктуры для расширения международных экономических связей, позволяющих использовать зону как «шлюз» между внутренней экономикой и мировым рынком;

* развитие промышленности, расширение объемов торговли и экспорта, увеличение притока валюты, внедрение передового управленческого опыта;

* повышение деловой активности, конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественной экономики, проведение модернизации действующих предприятий, содействие их реформированию с использованием передовых технологий организации и управления производством;

* развитие, ориентированных на экспорт и импортозамещение, производств, основанных на новых и высоких технологиях,

* развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена;

* повышение эффективности внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей результатов для широкого использования в экономике страны и на внешних рынках;

* вовлечение в производственную деятельность неиспользуемого имущества, нетрадиционных природных ресурсов и источников энергии, развитие и обеспечение эффективного использования имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры;

* проведение санации и реструктуризации отдельных объектов, повышение загрузки имеющихся производственных мощностей и занятости населения;

* практическое обучение национальных специалистов приемам и методам международного бизнеса;

* апробация на локальном уровне различных вариантов внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка.

Следует отметить, что требования, предъявляемые к размещению СЭЗ, прежде всего, зависят от задач, поставленных при формировании той или иной зоны.

К наиболее общим из них можно отнести:

* выгодное экономико-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам;

* благоприятные природно-климатические условия;

* наличие развитых транспортных коммуникаций;

* развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

* наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

* существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

В связи с этим территории, наиболее благоприятные для размещения  СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам (а в Беларуси, в том числе, и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

На основании рассмотренных выше этапов развития выделяют следующие этапы развития:

1.       Прединвестиционный период по времени длится около года и длится на два этапа. На первом этапе ведутся предварительные исследования, обосновывается возможность создания СЭЗ.

2.       Инвестиционный период. По времени и этапности этот период

совпадает с первым периодом. Первый этап этого периода называют условно переговорным. Ведутся переговоры с местными властями, местным населением. На втором этапе инвестиционного периода предполагается возведение инфраструктурных сооружений.

Информация о работе Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)