Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы раскрывает сущность и основное содержание свободных экономических зон, этапы их развития, цели, задачи и критерии создания. Весьма обширная глава посвящается механизму создания и классификации свободных экономических зон. В одной из глав по данной проблеме в Республике Беларусь рассматриваются формы и методы государственного регулирования СЭЗ широко используемые как в индустриально развитых, так и развивающихся странах, а также методика оценки эффективности создания и функционирования свободных экономических зон.
* вносить предложения в местные исполнительные и распорядительные органы об изменении границ СЭЗ;
* создавать по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь фонд развития СЭЗ;
* осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Администрация СЭЗ обязана:
* организовывать работу по развитию СЭЗ совместно с органами местного управления и самоуправления;
* контролировать соблюдение резидентами СЭЗ положения о СЭЗ, договора об условиях деятельности в СЭЗ, законодательства об охране окружающей среды и иного законодательства Республики Беларусь;
* оказывать содействие в работе таможенных, контролирующих и правоохранительных органов Республики Беларусь.
СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, входящий в состав республиканского бюджета. Финансирование создания и развития СЭЗ, в том числе производственной, транспортной и иной инфраструктуры, осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который формируется из республиканского бюджета и других источников.
В целях финансирования инфраструктуры СЭЗ, проведения рекламно-издательской деятельности, стимулирования оплаты труда работников администрации СЭЗ и других направлений может создаваться фонд развития СЭЗ, управление которым осуществляется советом фонда. Источники формирования фонда развития СЭЗ, направления его расходования, структура и полномочия совета фонда определяются в положении о фонде развития СЭЗ.
Отдельная глава Закона посвящена вопросам регулирования налоговых, таможенных, валютно-финансовых и трудовых отношений. Так, в ней определяется, что виды и ставки налогов, действующих на территории СЭЗ, особенности льготного налогообложения устанавливаются Президентом либо по его поручению Советом Министров.
Таким образом, дифференцированный подход в предоставлении подобных привилегий позволяет взвешенно подойти к определению специального правового режима для каждой конкретной зоны.
Особенности таможенного регулирования в СЭЗ закреплены в статье 17. Определено, что территория СЭЗ является таможенной территорией Республики Беларусь, но при этом пользоваться режимом свободной таможенной зоны могут только резиденты СЭЗ.
Это означает, что:
1) при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются;
2) при ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров;
3) при вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отношении товаров, не происходящих с территории СЭЗ, взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кроме того. Законом определено, что территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ и определяться внутри СЭЗ администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Очень важно, что в Законе закреплено положение о системе государственных гарантий инвесторам. На территории СЭЗ:
* гарантируются закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности;
* не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования;
* не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.
На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях.
Закон Республики Беларусь от 14 ноября 1991 года N 1242 «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» устанавливает следующие гарантии для иностранных инвесторов:
В случае, если акты законодательством Республики Беларусь принятые после регистрации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия для деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий, то инвесторам, предприятию с иностранными инвестициями и (или) иностранными инвестициями в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее надень регистрации предприятия с иностранными инвестициями.
Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций, кроме как по приговору или решению суда, а также по решению суда, а также по мотивам общественной необходимости, при соблюдении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным компенсированием отчужденного имущества. В любом случае инфляция, экономические нужды государства, включая дефицит государственного бюджета и его иностранный долг, не считают мотивом общественной необходимости.
Законом определено, что своевременность компенсации означает, что она должна выплачиваться без задержки; адекватности компенсации означает, что она должна быть равна фактической стоимости принудительно отчужденных инвестиций на момент, непосредственно предшествовавший осуществлению принудительного отчуждения или его публичному объявлению в зависимости от того, что из них имело место, а также выплачиваться с включением процентов, исчисленных согласно курса соответствующей валюты на Лондонском межбанковском рынке за период с даты принудительного отчуждения до даты фактической выплаты компенсаций, эффективность компенсаций означает, что она может переводиться за границу без ограничений. За перевод суммы компенсации за границу налоги и другие удержания не взимаются.
Убытки, причиненные иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение о принудительном отчуждении.
Государственные органы и их должностные лица при издании актов, принятии решений, даче указаний, касающихся иностранного инвестора, должны действовать в пределах своей компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь.
После уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им доходов, полученных от использования их инвестиций, гарантируется:
* использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку на территории Республики Беларусь
* использование их на покупку другой валюту на внутреннем рынке Республики Беларусь
* беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну
Финансирование создания и развития свободных экономических зон в Республики Беларусь осуществляется за счет средств бюджета и фонда развития СЭЗ. Бюджеты свободных экономических зон входят в состав республиканского бюджета и отражают доходы и расходы, которыми распоряжается администрация СЭЗ. Доходная часть бюджетов свободных экономических зон формируется за счет уплачиваемых резидентами зоны следующих видов налогов:
* налог на доходы и прибыль,
* налог на добавленную стоимость, акцизы.
Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2000 год» доходы бюджетов СЭЗ «Брест» были запланированы на 40,8 тыс. руб., а в2001 году-101555тыс.руб.
Очевидно, что этих средств явно недостаточно для начального обустройства СЭЗ. Поэтому необходимо, по опыту зарубежных СЭЗ, изыскивать иные источники финансирования инфраструктуры зоны. Другим источником финансирования свободных экономических зон является фонд развития..
Контроль за целевым использованием средств фонда осуществляется советом фонда, а также органами, осуществляющими контроль за целевым использованием этих средств.
Согласно пункта 13 положения о СЭЗ «Брест», не могут быть зарегистрированы в качестве резидентов зоны государственные предприятия, учреждения и организации энергетики, железнодорожного, воздушного и другого материального транспорта.
Положениями предусмотрено, что в случае нарушения сроков формирования уставного фонда субъектов хозяйствования обязаны уплатить налоги в полном объеме за тот период, на протяжении которого они пользовались льготами. На резидентов СЭЗ «Брест» данное положение не распространяется. Положением о СЭЗ «Брест» предусмотрено, что минимальная заработная плата в зоне устанавливается на уровне 120-ти процентов от минимальной заработной платы в Республике Беларусь. В других СЭЗ таких норм не существует. Пунктом 42 Положения о СЭЗ «Брест» предусмотрено, что СЭЗ имеет статус свободной экономической зоны. На резидентов свободных экономических зон распространяется действующее налоговое законодательство Республике Беларусь. Резиденты СЭЗ «Брест» в течение 5 лет не уплачивают налог на дивиденды. Это означает, что:
1. Дивиденды, причитающиеся резиденту не облагаются налогом на доходы в течение 5 лет -таким образом, государство стимулирует вложение свободных средств резидентов зоны в создание новых предприятий, то есть осуществление инвестиционной деятельности.
2. Льготы по налогу на доходы представляется каждому из учредителей резидентов зон - этим государство пытается привлечь инвесторов для создания предприятий на территории СЭЗ.
Должностные лица резидентов СЭЗ несут ответственность за нарушение порядка и сроков постановки на налоговый учет. Инспекции Государственного налогового комитета в отношении резидентов зоны используют все права, предусмотренные Законами Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».
Резиденты СЭЗ «Брест», поставляющие не менее 70 % продукции собственного производства, произведенной в СЭЗ «Брест», на экспорт в последующие пять лет, уплачивают налог на прибыль в размере 50% ставки налога по прибыли (7,5%).
Что касается сборов, устанавливаемых местными органами власти, то подход по их установлению в свободных экономических зонах различен. Так, в Бресте местные советы депутатов делегировали администрации СЭЗ «Брест» право устанавливать местные налоги, сборы и пошлины в соответствии с действующим законодательством. Поэтому, администрация самостоятельно решает устанавливать или не устанавливать дополнительные сборы с резидентов СЭЗ. Таким образом, для свободных экономических зон более предпочтительным является порядок установления местных налогов и сборов, действующий в СЭЗ «Брест».
Подводя итог данной главы, следует отметить, что в Республике Беларусь создана нормативно-правовая база, которая позволила привлечь большое количество инвесторов. Однако следует обратить внимание на отсутствие четкий нормативно-правовой базы образования и функционирования зон. Принятый 7 декабря 1998 года Закон «О свободных экономических зонах», как в большинстве белорусских законодательных актов, изобилует большое количество отсылочных норм. Правительством по созданию и функционированию зон, носящие, далеко не второстепенное значение, фактически не работают или работают не в полном объеме, так как вступают в противоречие с действующим законодательством. В первую очередь это касается налогообложения.
В соответствии с действующим законодательством, не допускается увеличения перечня и ставок налогов на период функционирования СЭЗ. Юридически - специальный правовой режим, действующий на территории СЭЗ. Остаются стабильным, фактически ежегодное внесение изменений в налоговое законодательство, непосредственно влияет на условия хозяйственной деятельности их резидентов.
К наиболее существенным изменениям, произошедшим в налогообложение резидентов свободных экономических зон за последние три год, следует отнести:
Глава 3: Особенности финансово-хозяйственного механизма СЭЗ «Брест» Республики Беларусь.
СЭЗ «Брест» создана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» от 20 марта 1996 года №114.
Основным документом, определяющим условия функционирования резидентов в свободной экономической зоне, является Положение о СЭЗ «Брест», утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 августа 1996 года № 559.
Свободная экономическая зона «Брест» имеет выгодное экономико-географическое положение.
Брест является центром транзитных сообщений. С юга на север и с запада на восток Брест пересекают железнодорожные пути, снабженные системой перевода на стандарт европейской колеи. Разветвленная сеть автомобильных дорог делает город доступным пассажирскому и грузовому сообщению со странами Балтики, близкого и вне СНГ. Особое значение имеет проходящий через Брест транзитный коридор № 2 Лондон - Берлин - Варшава - Минск - Москва (г. Брест входит в основной транзитный коридор, который предусмотрен Программой развития европейский транспортной системы утвержденной, в январе 1995 года конференции глав государств Европейского Союза).
В Брестском регионе находится также международный всепогодный аэропорт «Брест» 1-ой категории с взлетно-посадочной полосой длиной 2600 метров, что позволяет принимать и обслуживать тяжелые авиалайнеры типа «Боинг-747», «ТУ-154», «ИЛ-76», «ИЛ-86», а также водная транспортная артерия, которая связывает порт города посредством Днепро-Бугского канала с Черным морем.
При выборе стратегии зоны и определении ее отраслей специализации учитывались имеющиеся ограничения ресурсного и экологического характера, В частности. Брестская область не имеет крупных месторождений полезных ископаемых. Имеются лишь небольшие месторождения тугоплавких глин, мела, кирпичных глин и балластных песков, запасы торфа и белого угля.
Информация о работе Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)