Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрывает сущность и основное содержание свободных экономических зон, этапы их развития, цели, задачи и критерии создания. Весьма обширная глава посвящается механизму создания и классификации свободных экономических зон. В одной из глав по данной проблеме в Республике Беларусь рассматриваются формы и методы государственного регулирования СЭЗ широко используемые как в индустриально развитых, так и развивающихся странах, а также методика оценки эффективности создания и функционирования свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

« Правовой режим СЭЗ.» (на примере СЭЗ «Брест»)2004.RTF

— 485.10 Кб (Скачать)

Ограничение ресурсного и экологического характера предопределяют ориентацию на размещение в свободной экономической зоне «Брест» предприятий с ресурсосберегающей безотходной технологией.

Уже сегодня в зоне функционируют предприятия по вторичной переработке сырья, производству стройматериалов, мебели, легкой и пищевой промышленности. Планируется строительство широкой сети таможенных складов, сервисного обслуживания, банковских и страховых услуг. При этом будут использоваться уже существующие складские, транспортные и энергетические сооружения и коммуникации. Предполагается строительство современных офисов и гостиниц, мотелей и ресторанов, торговых предприятий и жилых зданий.

Генеральным планом развития г. Бреста предусмотрено непосредственное примыкание к этой зоне обводного речного канала с размещением грузового речного порта международного класса, на базе которого предполагается разместить высокомеханизированные терминалы по разгрузке, сортировке и хранению грузов, а также обводной скоростной автомагистрали Москва-Кельн.

Вышеперечисленные доводы еще раз говорят о том, что СЭЗ «Брест» имеет хорошие шансы для успешного развития в будущем. Непосредственно сама территория, выбранная для размещения СЭЗ, находится в северо-западной части города Бреста на землях Брестского района, самого города и аэропорта «Брест». Данная территория утверждена решением Брестского облисполкома № 596 от 24.03.97г. Она представляет собой специально отведенный, незастроенный участок земли площадью 7081 та. СЭЗ граничит с Республикой Польша - по реке Буг на протяжении 10 км. С южной стороны примыкает к г. Бресту и отделена от него железнодорожной магистралью Брест - Белосток - Калининград,

СЭЗ «Брест» занимает территорию земель и междуречья Западного Буга и Лесной. Если вывесть отсюда площади городской застройки (235 га), аэропорт (222 га), остальную часть те занимают пашни, луга, леса. В том числе прекрасная экологически чистая зона отдыха по реке Лесной, ценные леса. Леса суходольные, заливные со старицами, фрагментами коренных и возрождены дубрав на грядах, а также ольшаниками и ивняками по берегам рек, сохраняющее свой облик близкий к первозданному.

Администрация СЭЗ из-за скудности государственных инвестиций в инженерную инфраструктуру зоны не смогла, до настоящего времени, довести до конца обеспечение первых земельных участков в районе аэропорта всем необходимым.

Иностранные инвесторы в инфрастуктуру свободной экономической зоны пока денег не вкладывают. Они ИЩУТ выгодное место вложения капитала с готовой инфраструктурой. Поэтому администрация СЭЗ вошла в государственные органы с предложением включить в зону территории акционерных обществ «Брестский электромеханический завод» и «Брестский радиотехнический завод», государственных заводов: электролампового, «Цветотрона», завода сельскохозяйственного машиностроения, областного объединения по производственно-техническому обслуживанию агропромышленного комплекса «Брестагропромтехника», которые располагают обширными незадействованными производственными площадями с достаточно развитой инженерной инфраструктурой насчитывающими около 174 тысяч квадратных метров.

В связи с хронической нехваткой средств для обновления производства сами предприятия включить эти площади в технологический процесс не могут. Солидных инвесторов, которые бы помогли это сделать, у них также нет.

Включение же территорий этих предприятий в свободную экономическую зону позволит им сдавать пустующие площади небольшим предприятиям - резидентам СЭЗ, которые после ремонта или несложной реконструкции создадут рабочие места, начнут выпускать продукцию. Сюда смогут вернуться многие из тех, кто здесь работал раньше. За счет поступающей арендной платы, а это примерно два доллара за каждый квадратный метр площадей, они смогут решать свои проблемы. Арифметика здесь элементарно проста. Сдача резидентам СЭЗ в аренду, скажем, 100 тысяч квадратных метров свободных площадей принесет названным предприятиям 200 тыс. долл. США в месяц. В год это уже составит 2,4 млн. долл. США.

Свободная экономическая зона в результате реализации таких решений не будет больше упускать желающих вложить здесь капиталы иностранных инвесторов. А через новых резидентов укрепит свой имидж и может вскоре стать привлекательной не только для малого и среднего, но, надеемся, и для крупного бизнеса. Вместе с зоной в выигрыше окажутся и город, и государство, которым без иностранных инвестиций быстро не подняться. Брест решил бы сначала некоторые социальные (новые рабочие места), а в ближайшей перспективе и экономические проблемы благодаря поступающим налогам и платежам. Государство при передаче в аренду резидентам зоны пустующих производственных площадей предприятий никаких расходов не понесет. А как только на них развернется производство, получит налоги и прочие платежи. Но главная выгода состоит в том, что в страну пойдут инвестиции, современные технологии, а предприятия получат возможность обновить производство.

Брестский областной исполнительный комитет, учитывая приведенные доводы и в цепях более полного и эффективного использования имущества и территории предприятий г. Бреста принял решение (Решение от 23 ноября 2000 года № 637 «Об изменении границ земель свободной экономической зоны «Брест») о включении в границы СЭЗ «Брест» земельных участков, занимаемых открытым акционерным обществом «Брестский электромеханический завод» площадью 453 га, открытым акционерным обществом «Брестский радиотехнический завод» -15,2 га, государственным предприятием «Брестский электроламповый завод» - 22,4 га, государственным предприятием «Завод Цветотрон» - 41,8 га, государственным предприятием «Брестский машиностроительный завод» - 26,8 га, Брестским областным объединением по производственно-техническому обслуживанию агропромышленного комплекса «Брестоблагропромтехника» -4,5 га, государственным предприятием «Специальное конструкторское бюро Запад» - 0,5 га, открытым акционерным обществом «Брестсельмаш» - 7,8 га, Брестским комбинатом безалкогольных напитков -113 га, Брестским авторемонтным заводом - 5,2 га.

Названным решением утверждены уточненные границы земель свободной экономической зоны «Брест» общей площадью 7262 гектара, в том числе: земель города Бреста -316 га. Брестского района - 6946 га, из них: колхоза «Пограничник» - 4310 га, совхоза «Брестский» - 959 га, сельскохозяйственного товарищества Лесное» - 66 га, совхоза тепличного комбината «Берест Клейниковского сельского Совета депутатов - 414 га, производственного лесохозяйственного объединения земель других юридических и физических лиц - 674 га.

Дело остается за решением правительства, которое внести изменения в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 августа 19% г. № 559 «Об утверждении положения о свободной экономической зоне «Брест» в части установления новых границ свободной экономической зоны «Брест».

Свободная экономическая зона «Брест» создана на срок 50 лет и является комплексной зоной, соединяющей функции экспортной, производственной, свободной таможенной, рекреационной, страховой и банковской зон.

Органом управления на территории свободной экономической зоны является администрация.

Все виды государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, резидентов СЭЗ, а также представительств нерезидентов на территории свободной экономической зоны осуществляются администрацией СЭЗ «Брест».

На территории СЭЗ действует специальный правовой режим в отношении таможенных, валютных, налоговых, трудовых и других норм.

СЭЗ «Брест» имеет статус свободной таможенной зоны. В ней в установленном порядке проводится обязательное таможенное оформление товаров и иного имущества, ввозимых на территорию СЭЗ, а также вывозимых с ее территории. Таможенные процедуры в отношении товаров, ввозимых на территорию свободной экономической зоны и вывозимых с этой территории, производятся в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь. При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СЭЗ «Брест» таможенные платежи за исключением сборов на таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. При вывозе товаров с территории СЭЗ на остальную часть таможенной Республики Беларусь таможенные платежи взимаются, и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. Продукция (работы, услуги) собственной производства резидентов СЭЗ «Брест», вывозимая за пределы зоны, освобождается от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление.

На продукцию (работы, услуги) собственного производства резидентов СЭЗ не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование при вывозе их за пределы республики, за исключением товаров, по которым Республика Беларусь имеет международные обязательства

Под продукцией собственного производства понимается продукция, непосредственно изготовленная с использованием собственных или арендованных основных фондов, необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, приобретенных за счет собственных и заемных средств, если в результате выполненных работ изменилась позиция готового изделия, описанного в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, по одному из первых шести знаков девятизначного кода.

На территории СЭЗ «Брест» действует льготный порядок налогообложения.

Налоговые льготы, предусмотренные Положением о СЭЗ «Брест», за исключением деятельности, связанной с игорным бизнесом распространяются на резидентов зоны с момента заключения с Администрацией договора об условиях деятельности в СЭЗ.

Резиденты СЭЗ «Брест» уплачивают 15-процентный налог на прибыль и доходы, подоходный налог с граждан, 10-процентный налог на добавленную стоимость, экологический налог, взносы на государственное и социальное страхование, государственные пошлины и сборы, акциз.

Приоритетные по профилю деятельности предприятия - резиденты СЭЗ дополнительно могут освобождаться от уплаты налога на прибыль и других налогов в порядке, установленном законодательством по предложению Администрации.

Резиденты зоны, прибыль которых образуется за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых пяти лете момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год.

Резиденты СЭЗ, поставляющие не менее 70% своей продукции, произведенной в СЭЗ «Брест», на экспорт, в последующие пять лет, уплачивают налог на прибыль в размере 50% от ставки налога.

В течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам СЭЗ «Брест», не подлежат налогообложению.

Объявленный в учредительных документах предприятия резидента СЭЗ «Брест» уставный фонд должен быть сформирован каждым участником не менее чем на 50% в течение первого года со дня регистрации в качестве резидента СЭЗ и объеме - до истечения двух лет со дня указанной регистрации.

Иностранные юридические лица, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянно представительство, уплачивают налог по доходам в размерах \ предусмотренных налоговым законодательством Республики Беларусь. Иностранные юридические лица уплачиваю ставке 5% от доходов по использованию или предоставлению права использования промышленного, коммерческого опыта, дивидендам, долговым обязательствам.

Резиденты свободной экономической зоны «Брест» освобождаются от обязательной продажи на Межбанковской валютной бирже средств  в свободно конвертируемой валюте и русских рублях, полученных от экспорта товаров (работ, услуг).

Арендная плата за землю устанавливается администрацией согласно законодательству Республики Беларусь с учетом места размещения объекта, размера, вида вкладываемых инвестиций и оговаривается условиями договора между инвестором и администрацией.

В целях стимулирования развития свободного предпринимательства в СЭЗ «Брест» филиал Национального банка, расположенный в зоне, правомочен, давать разрешения на операции с наличной (безналичной) иностранной валютой, определять особый порядок расходования на территории зоны и перемещения за рубеж.

На предприятиях-резидентах СЭЗ «Брест» вопросы отношений и социальные гарантии регулируются согласно действующему законодательству Республики Беларусь коллективными и индивидуальными трудовыми договорами (контрактам и). Минимальная заработная плата в СЭЗ устанавливается не ниже 120% от минимальной заработной платы в Республике Беларусь.

Иностранным работникам гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов, полученных ими на территорию СЭЗ «Брест».

На территории СЭЗ действует упрощенная система въезда и пребывания иностранных граждан, лиц без гражданства.

По состоянию на 1.01.2003 г. в СЭЗ «Брест» было зарегистрировано 87 резидентов, что на 13 резидентов больше чем год назад. Из 87 резидентов СЭЗ 63 - предприятия с иностранными инвестициями, в том числе СП - 24, ИП - 39.

Общая сумма заявленного уставного фонда резидентами СЭЗ составила 113 млн. долл. США, в том числе предприятиями с долевым участием иностранных инвестиций - 3,5 млн. долл. США, предприятиями полностью принадлежащие иностранным инвесторам - 7,6 млн. долл. США. Фактически внесено в уставный капитал с момента регистрации - 33 млн. долл. США, в том числе предприятиями с долевым участием иностранных инвестиций -1,1 млн. долл. США, предприятиями полностью принадлежащие иностранным инвесторам -- 23 млн. долл. США. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями представлено из Польши --17 (объявленный уставный фонд 4,1 млн. долл. США), Германии -12 (0,5 млн. долл. США и 0,4 млн. нем. марок), России -12 (0,5 млн. долл. США), Чехии -10 (0,7 млн. долл. США). Действуют также предприятия из Израиля, США, Кипра, Мальты, Ирландии, Испании, Франции, Норвегии, Италии, Великобритании и др.

Помимо уставного фонда, предприятиями «заявлены инвестиции на сумму 80,2 млн. долл. США и 50,7 млн. нем. марок.

Количество резидентов, осуществляющих в 2002 году хозяйственную деятельность, составило 72 и увеличилось по сравнению с прошлым годом на 20% (количество действующих резидентов в 2001 году составляло 60). Из 72 осуществляющих хозяйственную деятельность резидентов зоны 57 или около 80% занимается производством. Производством пищевых продуктов занимается 9 субъектов хозяйствования, деревообработкой и производством изделий из древесины - 7, производством машин и оборудования - 5, производством мебели -- 13. Строительством занимаются 3 резидента СЭЗ, оптовой и розничной торговлей - 6, транспортной деятельностью - 6.

Информация о работе Правовой режим СЭЗ (на примере СЭЗ «Брест»)