Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:36, доклад

Краткое описание

Депутатская деятельность, статус парламентариев различных стран имеют свои особенности. Они обусловлены историческими и национальными причинами, своеобразием законодательства, унитарной либо федеративной формой государственного устройства, наличием или отсутствием палат законодательного собрания.
Но одновременно здесь много общего: природа депутатского мандата, работа депутата в парламенте и в избирательном округе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..стр.
1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата……………………..стр.
2. Мандат члена парламента…….…………………………………………………..стр.
3. Права и обязанности члена парламента………………………………………….стр.
4. Депутатский иммунитет…………………………………………………….…….стр.
5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента……………….…..стр.
Заключение…………………………………………………………………………..стр.
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Доклад по КПЗС.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Уральская государственная юридическая академия

Институт  юстиции 

Кафедра иностранного (государственного) и международного права 
 
 
 
 
 

Правовое  положение депутатов в парламентах  европейских стран

(на примере  Франции, ФРГ, Болгарии и Польши) 

Доклад 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса

 Кушина  Е. А.

Группа 315 

Научный руководитель: д.ю.н., профессор

Савицкий  П. И. 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………..стр.  

1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата……………………..стр.  

2. Мандат члена парламента…….…………………………………………………..стр. 

3. Права и обязанности члена парламента………………………………………….стр. 

4. Депутатский иммунитет…………………………………………………….…….стр. 

5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента……………….…..стр. 

Заключение…………………………………………………………………………..стр. 

Список  используемой литературы………………………………….…………….стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Депутатская деятельность, статус парламентариев различных стран имеют свои особенности. Они обусловлены историческими и национальными причинами, своеобразием законодательства, унитарной либо федеративной формой государственного устройства, наличием или отсутствием палат законодательного собрания.

     Но  одновременно здесь много общего: природа депутатского мандата, работа депутата в парламенте и в избирательном округе.

     Правовой  статус депутата – это его права  и обязанности, а также определенные законодательством формы и гарантии депутатской деятельности. Воля избирателей является источником полномочий депутата, который представляет их интересы в законодательном собрании.

     Представительные  учреждения были известны еще рабовладельческому и феодальному государствам. Но идея народного представительства как  политическая доктрина формируется  в эпоху разложения феодального строя. Прародительница современных парламентов считается Великобритания, истоки парламентаризма которой уходят в далекое прошлое. К этому же времени относится появление представительного органа – Генеральные Кортесы в Королевстве Испания.

     В монархической Франции, которая в XV-XVI веках приобрела сословно-представительный характер, стали созываться Генеральные штаты – совещательный орган при короле. Каждое сословие избирало своих депутатов. Они были порученцами, мандатариями своих избирателей и обязаны были строго следовать их инструкциям.

     Так было в период борьбы за власть, с  приходом к которой устанавливаются  уже иные отношения депутата с  избирателями – согласно которым  депутат не подотчетен и не подконтролен своим избирателям и не может быть отозван из представительного органа власти (принцип свободного мандата).

     Депутаты  парламента должны выражать общую волю народа, воплощенную в законах. Разумеется, общая воля не есть простая арифметическая сумма интересов отдельных групп  избирателей. Воля избирателей одного или несколько округов может не совпадать с интересами большинства, не отражать позитивных тенденций общественной жизни. Депутаты и парламент должны выражать не свою волю, не волю округов и регионов, а народную и общую волю. Эта задача чрезвычайно сложная. Умение знать проблемы отдельных групп населения, способность обобщать и отражать интересы всех, видеть перспективы развития общества – должны характеризовать депутата как политика, законодателя и представителя народа. Именно поэтому я хочу рассмотреть  выбранную мною тему.

     Идея  народного суверенитета, согласно которой  власть исходит от народа и принадлежит  народу, лежит в основе демократического устройства общества. Избрание представителей есть один из способов осуществления народом своей власти. Народ передает право на осуществление государственной власти своим избранникам, депутатам. Воля народа – источник полномочий депутата. Правовая основа статуса депутата – конституция и законы, выражающие волю и интересы населения, потребности общественного развития.

     Конституции, специальные законы, в немалой  степени сложившиеся традиции и  обычаи определяют основные формы деятельности депутатов, коллегиально осуществляющие представительные и законодательные полномочия парламента. В силу этого депутаты наделяются правами и обязанностями, которые дают им возможность наилучшим образом осуществлять функции парламента, вести законодательную работу.

     Детализация конституционных норм о статусе  депутатов осуществляется в специальных  законах, регламентах палат, смысл  и назначение которых состоит в создании оптимальных условий для законодательной деятельности, для работы парламентов и депутатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата 

     Правовой  статус члена французского парламента регулируется положениями Конституции от 4 октября 1958 года, Ордонансами: № 59-998 от 24 октября 1958 года об условиях избрания и несовместимости мандата члена парламента; № 58-1065 от 7 ноября 1958 года о составе и сроке полномочий Национального Собрания; №58-1066 от 7 ноября 1958 года о праве парламентариев делегировать свой голос в исключительных случаях; № 58-1100 от 17 ноября 1958 года о деятельности парламентских палат; № 58-1210 от 13 декабря 1958 года, регулирующим порядок вознаграждения деятельности члена парламента, и другими актами, а также положениями Регламента Национального Собрания и сената.

     Нормы, регулирующие правовой статус членов парламента ФРГ, закреплены в: Основном законе ФРГ от 23 мая 1949 года (раздел III «Бундестаг», раздел IV «Бундесрат», раздел VII «Законодательство Франции» и иные разделы Конституции страны). Федеральном законе о выборах в бундестаг от 1975 года. Регламент бундестага от 18 декабря 1986 года. Регламент бундесрата от 10 июня 1988 года. Закон о вознаграждении членов бундестага от1986 года.

     Основы  правового статуса  депутатов Сейма  и сенаторов Польши определены положениями Конституционного закона от 17 октября 1992 года «О взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властями Польской республики, а также о территориальном самоуправлении», так называемой Малой конституцией, отменившей значительной части действие Конституции Польской республики 1952 года. Однако в числе оставшихся в силе разделов Основного закона 1952 года действует раздел 9 «Принципы выборов в Сейм, Сенат, а также выборов Президента Польской республики».

     Кроме того, принципы получения мандата  польского парламента, а также  основания его досрочного прекращения установлены двумя законами: Законом от 28 мая 1993 года «Положение о выборах в Сейм Польской республики» и Законом от 10 мая 1991 года «Положение о выборах в Сенат Польской республики».

     Одним из важнейших источников правовой регламентации  статуса члена польского парламента является Закон от 31 июля 1985 года «Об обязанностях и правах депутатов и сенаторов», действующий в редакции от 28 февраля 1991 года.

     Каждая  из палат польского парламента определяет статус своих членов также соответственно в Законе от 30 июля 1992 года «Регламент Сейма Польской республики» и Законе от 23 ноября 1990 года «Регламент Сената Польской республики»

     Отдельные стороны правового статуса члена  польского парламента получили отражение  в Законе от 5 июля 1992 года «Об ограничении  права на ведение хозяйственной деятельности лиц, осуществляющие публичные функции» и Законе от 14 декабря 1982 года «О пенсионном обеспечении работников и их семей».

     На  основе всего вышенаписанного, можно  сделать вывод о том, что законодатель четко определил правовые границы деятельности члена парламента.

     В Болгарии правовой статус депутата Народного Собрания Республики Болгарии регламентируется Конституцией Республики Болгарии от 13 июля 1991 года, Положением об организации и деятельности Народного Собрания Республики Болгарии от 19 декабря 1991 года, Законом о народных представителях и народных советниках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Мандат члена парламента 

     Мандат  члена парламента рассматривается  в доктринальном понимании как  одно из средств обеспечения независимости  парламентария при исполнении его  функций. Депутаты осуществляют свои полномочия на профессиональной, постоянной основе, наделены свободным мандатом и рассматриваются как представители всего народа. Определяя правовое положение депутата как представителя всего народа, основные законы отмечают, что депутат должен заботиться об интересах не только своих избирателей, но и всей нации, учитывая при этом интересы государства. Так, по Конституции Болгарии «народные представители представляют не только своих избирателей, но и весь народ. Императивный мандат не действителен» (ст. 67).

     Свободный мандат предполагает, что депутат не может быть отозван избирателями округа, он независим от них, от партии, членом которой является, от должностных лиц или государственных органов. Однако свободный мандат не означает отсутствия связи депутата со своими избирателями. Он поддерживает отношения как с избирателями, так и с местными органами данного округа, оказывая им всяческую помощь и поддержку. Кроме того, будучи членом той или иной партии, депутат соблюдает правила партийной дисциплины и, как показывает практика, чаще всего согласовывает свои действия с руководством партии или партийной фракции.

     Официально  депутат преступает к исполнению своих обязанностей после утверждения его полномочий парламентом. Проверка их осуществляется специальной мандатной парламентской комиссией, судом или иным уполномоченным органом.

     В разных странах к депутатам предъявляются  различные требования. Безусловным признается требование гражданства данного государства. Возрастной ценз депутата в одних странах приравнен к цензу избирателя, в других – более высокий. Так, для члена Национального собрания Франции он составляет 23 года.

     Депутаты  – профессиональные парламентарии. Поэтому, как правило, они не могут  одновременно находится на невыборных государственных должностях, а также занимать другие выборные должности, например членов органов местного самоуправления. Но в некоторых странах депутат может быть избран еще только в один выборный орган. В тоже время парламентарии вправе сочетать депутатские обязанности со своей профессиональной деятельностью, но с определенными ограничениями1.

     В последнее время в связи с  широким распространением лоббизма, т.е. прямого воздействия на депутатов со стороны отдельных лиц и различных группировок в целях проведения через парламент выгодных для этих лиц и группировок законов, в регламентах некоторых парламентов или в специально принятых законах были введены особые требования, предъявляемые к депутатам. Например, член Национального собрания Франции сразу же после своего избрания должен предъявить финансовые счета, определяющие расходы на его предвыборную компанию (в противном случае Конституционный совет объявит его избрание недействительным). Затем в течение 12 дней депутат обязан представить «декларацию чести», т.е. сведения о размерах своего личного состояния. Тоже самое требуется от него по окончанию срока мандата. В ФРГ в соответствии с «кодексом члена Бундестага» каждый депутат обязан сообщать данные о своем прежнем участии или сотрудничестве с теми или иными союзами и равным образом своевременно заявлять обо всех нынешних соглашениях, контрактах с фирмами и т.д.   

     Способ  приобретения мандата 

     Во  Франции. Члены обеих палат парламента — Национального собрания и сената избираются. Согласно Избирательному Кодексу Франции «каждый француз и француженка, достигшие 23 полных лет, могут выдвинуть свою кандидатуру и быть избранным с учетом положений о недееспособности или неизбираемости, предусмотренных законом». Депутаты Национального собрания избираются путем всеобщих, прямых выборов на 5 лет по мажоритарной системе абсолютного большинства по одномандатным избирательным округам в два тура. Для избрания депутатом в первом туре кандидату необходимо набрать абсолютное число голосов избирателей, при условии, что за него проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей. Для избрания во втором туре, к которому допускаются дна кандидата, получившие наибольшее число голосов, до статочно относительного большинства голосов, которое должно составить не менее 12,5% от числа избирателей, внесенных в списки2.

Информация о работе Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)