Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:36, доклад

Краткое описание

Депутатская деятельность, статус парламентариев различных стран имеют свои особенности. Они обусловлены историческими и национальными причинами, своеобразием законодательства, унитарной либо федеративной формой государственного устройства, наличием или отсутствием палат законодательного собрания.
Но одновременно здесь много общего: природа депутатского мандата, работа депутата в парламенте и в избирательном округе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..стр.
1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата……………………..стр.
2. Мандат члена парламента…….…………………………………………………..стр.
3. Права и обязанности члена парламента………………………………………….стр.
4. Депутатский иммунитет…………………………………………………….…….стр.
5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента……………….…..стр.
Заключение…………………………………………………………………………..стр.
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Доклад по КПЗС.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

     Кандидат  в народные представители, находящийся  на государственной службе, прекращает ее исполнение после своей регистрации.

     Для проведения выборов в стране образуется 31 многомандатный избирательный округ. Выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе; распределение мандатов между партийными списками происходит по методу д”Онта.

     Законность  выборов может быть оспорена в  Конституционном суде в порядке, определенном законом. 

     Характеристика  мандата члена  парламента 

     Во  Франции. Мандат  члена парламента является общим, т.е. парламентарий представляет не избирательный округ, где он избран, а нацию в целом.

     Статья  27  Конституции  запрещает  императивный  мандат: «Любой императивный мандат является недействительным» (ст. 27), вследствие чего он не подлежит отзыву избирателями.

     В ФРГ. Мандат депутатов бундестага свободный; в соответствии с Основным законом депутаты являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести   (абз. 1 ст. 38);

     Мандат членов бундесрата — императивный, они связаны инструкциями своих правительств, голоса земли могут подаваться только согласованно, члены бундесрата могут быть отозваны правительством земли (абз. 1 - 3 ст. 51).

     В Польше.  Польский законодатель вместо прежнего жесткого принципа императивного мандата депутата верховного представительного органа ввел так называемый свободный представительный мандат, существующий в большинстве парламентов зарубежных государств.

     На  основе предписаний Малой Конституции  «депутат и сенатор являются представителями всей нации, они не связаны наказами избирателей и не могут быть ими отозваны»7.

     Практика  современного парламентаризма свидетельствует, однако, об определенной условности данного принципа. Парламентарии не могут не учитывать воли и интересов, как своих непосредственных избирателей, так и достаточно сложных в большинстве современных парламентов межпартийных и межфракционных отношений и приоритетов. Поэтому даже при отсутствии формальных правовых обязанностей перед своими избирателями и партийными фракциями парламентарии в большей или меньшей степени представляют и защищают их интересы.

     Принцип свободного мандата, закрепленный Малой  Конституцией, в значительной степени теряет свой категоричный характер при сопоставлении регламентации взаимоотношений  между парламентариями и их избирателями, существующей в других законодательных актах. При этом противоречивость современного польского законодательства, вероятно,- следствие, прежде всего «переходного» этапа его становления.

     Так, ст. 101 Конституции 1952 года устанавливается, что «депутат Сейма и сенатор обязаны давать отчет избирателям о своей работе, а также о деятельности органа, в который они избраны».

     В Болгарии. Согласно Конституции Болгарии, народные представители представляют не только своих избирателей, но и весь народ. Связывание их императивным мандатом является недействительным, т.е. императивный мандат запрещен (ст. 67). Народные представители действуют на основе Конституции и законов в соответствии со своей совестью и убеждениями.

     Согласно  Закону о народных представителях и  народных советниках, они выражают волю народа и своих избирателей  основе единства общенациональных интересов и интересов населения избирательного района.

     Народные  представители активно участвуют в определении и проведении в жизнь государственной политики. Они работают для осуществления научно-технической революции во всех областях социально-экономического развития, для повышения материального благосостояния народа и развития демократии. Они изучают проблемы, которые возникают в их избирательных районах, и вносят предложения в компетентные органы для их решения.

     Народные  представители поддерживают постоянные и непосредственные связи с трудящимися, содействуют их широкому привлечению к управлению, изучают общественное мнение и опираются на него в своей деятельности.

     Народные  представители принимают личное участие при даче и принятии наказов избирателей и обязаны приложить все свои усилия для их выполнения.

     Народные  представители руководствуются  в своей деятельности законами и решениями Народного собрания. Их деятельность направлена на сохранение законности, морали, на укрепление государственной, трудовой и общественной дисциплины. Народные представители защищают права и законные интересы граждан и организаций, содействуют воспитанию трудящихся в духе высокой сознательности и ответственности, созданию обстановки критики и самокритики и нетерпимости к отрицательным явлениям.

     Народные представители отвечают за свою деятельность перед избирателями соответствующего избирательного района и перед Народным собранием.

     Избиратели  могут отозвать народных представителей в любое время при условиях, определенных избирательным законом.

     Срок  действия мандата 

     Во  Франции. Действие мандата члена парламента начинается с момента оглашения председателем палаты списка избранных лиц, переданного ему правительством.

     Председатель  дает распоряжение о немедленной  публикации фамилий избранных и полного отчета о заседании. Сообщение об оспаривании результатов выборов и о решении Конституционного совета, отклонившего эти жалобы, делается старейшим по возрасту депутатом или председателем Собрания. Сообщение о решениях Конституционного совета, влекущих либо изменение объявленных результатов выборов, когда депутатский мандат передается на законных основаниях другому кандидату, либо аннулирование всех результатов оспоренных выборов, делается в начале первого заседания с указанием тех избирательных округов и фамилий лиц, чье избрание было признано недействительным. При избрании другого кандидата его фамилия сообщается Собранию немедленно по получении решения Конституционного совета. Если решение Конституционного совета об аннулировании выборов сообщено Председателю Собрания в период между сессиями, то Председатель констатирует это путем публикации извещения в Официальном вестнике и затем информирует Собрание на первом заседании следующей сессии. Такие же правила применяются при утрате права быть депутатом или при обязательной отставке, подтвержденной Конституционным советом (ст.ст. 2, 3, 4 Регламента).

     Прекращение действия мандата члена парламента бывает индивидуальным или коллективным. Индивидуальное прекращение мандата может быть вызвано: добровольным выходом члена парламента из его состава; отказом от мандата вследствие его несовместимости, а также вступлением в силу приговора, предусматривающего лишение пассивного избирательного права.

     Коллективное  прекращение мандата наступает  по истечении установленного законом  срока легислатуры палаты, а также  в связи с роспуском Национального  собрания.

     В ФРГ.  В  Законе о выборах в бундестаг имеется специальный раздел восьмой "Приобретение и утрата членства в бундестаге", где подробно регулируются соответствующая процедура.

     Согласно  § 45 данного Закона, избранный  кандидат становится депутатом бундестага с  момента  получения компетентным руководителем проведения выборов его заявления о согласии на избрание (этому предшествует процедура, предусмотренная § 41, 42, 43, 44, где, в частности, установлено, что окружная избирательная комиссия определяет, кто из кандидатов избран депутатом по данному избирательному округу, что руководитель проведения выборов в избирательном округе уведомляет депутата, избранного в данном избирательном округе, о необходимости в течение недели письменно подтвердить свое согласие на избрание и т.д. Аналогично поступают и с избранными по земельным спискам). Специально оговаривается, что если лицо, избранное депутатом, до истечения определенного законом срока не подаст соответствующего заявления или подаст заявление, неправильно оформленное, то такое лицо рассматривается как признавшее избрание; а заявление с оговоркой рассматривается как несогласие на избрание.

     В соответствии с § 1 Регламента бундесрата правительства земель сообщают президенту бундесрата фамилии членов бундесрата, дату их назначения членами бундесрата и правительств земель, а также дату прекращения их членства.

     Поскольку, согласно Основному закону, бундестаг  избирается на 4 года, то и срок полномочий его депутатов составляет 4 года.

     Легислатура бундестага (по общему правилу) оканчивается с созывом нового бундестага (он должен собраться не позднее чем на 30-й день после его избрания), следовательно, и срок полномочий депутатов истекает с созывом нового бундестага (ст. 39 Основного закона, § 45 Закона о выборах).

     Возможно и досрочное прекращение полномочий всех депутатов — вследствие роспуска бундестага (абз. 1 ст. 39, абз. 4 ст. 63, абз. 1 ст. 68 Основного закона).

     Срок  полномочий бундесрата, его членов в Основном законе не установлен.

     Конституция страны устанавливает, что "бундестагу принадлежит проверка правильности выборов депутатов" (абз. 1 ст. 41). Бундестаг решает также и вопрос об утрате депутатом членства в бундестаге (абз. 1 ст. 41). Такие решения могут быть обжалованы в Федеральный конституционный суд (абз. 2 ст. 41).

     В Федеральном законе о выборах  в  бундестаг (§ 46) четко перечислены основания утраты депутатом членства в этой  палате. Таковыми являются:

1)  недействительность мандата;

2) заново проведенный  подсчет голосов избирателей;

3)  утрата депутатом одной из  предпосылок его постоянного пассивною избирательного права;

4)  личный отказ;

5) признание Федеральным  конституционным судом (в соответствии с Основным законом) неконституционными партии, к которой принадлежит  депутат, или ее отдельных организаций.

     Определены  также порядок принятия решения  о членстве в бундестаге (абз. 1 §47) и момент, с которого депутат выбывает из состава палаты: если принимается  решение об утрате членства (на основе проверки правильности выборов), то с  момента вступления этого  решения в законную силу; если принимается решение о лишении депутата членства, то с момента принятия этого решения.

     В соответствии с Регламентом бундесрата правительства земель сообщают президенту бундесрата о моменте прекращения членства в бундесрате конкретного лица (§ 1).

     В Польше. Срок действия мандатов депутатов и сенаторов одинаков и равен четырем годам. Условием вступления члена парламента в свои права является принесение присяги. Депутаты и сенаторы обязаны на первом заседании палаты принести присягу соответственно перед Маршалом – сеньором Сейма и Маршалом – сеньором Сената8.

     Процедура принесения присяги депутатами и  сенаторами  также одинакова. После  зачтения текста присяги каждый из депутатов и сенаторов встает и произносит: «Клянусь!».

     Прекращение мандата члена парламента может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. В первом случае речь идет либо об истечении срока созыва самого парламента, либо о самороспуске или досрочном роспуске Сейма, а это означает одновременный роспуск Сената.

     В качестве оснований прекращения  мандата депутата Закон «О выборах  в Сейм Польской Республики» рассматривает:

     - отказ от принесения депутатской  присяги

     - утрата пассивного избирательного  права

     - отказ от мандата

     - смерть

     - занятие депутатом либо назначение на должность судьи Конституционного трибунала, судьи Государственного трибунала, Судьи Верховного суда, председателя Польского национального банка, Уполномоченного по правам граждан, председателя Верховной палаты контроля, посла, а также воеводы.

     Прекращение мандата утверждает Маршал Сейма. При  это прекращение мандата депутата, занимающего ко дню выборов одну из перечисленных должностей, наступает, если он в течение семи дней после получения уведомления об избрании депутатом не внесет на имя Маршала Сейма заявление об отставке  с этой должности. Прекращение мандата депутата, назначенного в период созыва на одну из указанных должностей. Наступает в день соответствующего назначения.

     Решение о прекращении мандата может  принять и Верховный суд после рассмотрения протеста, внесенного в отношении действительности избрания депутата. Прекращение мандата наступает в таком случае в день опубликования принятого Верховным судом решения о недействительности избрания депутата.

     Закон «О выборах в Сенат Польской Республики» определил следующие основания прекращения мандата сенатора:

     - констатация недействительности  выборов сенатора

     - отказ от принесения присяги

     - утрата пассивного избирательного  права

     - отказ от мандата

     - смерть.

     Прекращение мандата сенатора утверждает Сенат. Малая Конституция предусматривает так же, как и в отношении депутатов Сейма, возможность прекращения мандата сенатора по решению Верховного суда, принятому после рассмотрения протеста в отношении действительности выборов либо правильности избрания сенатора.

Информация о работе Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)