Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:36, доклад

Краткое описание

Депутатская деятельность, статус парламентариев различных стран имеют свои особенности. Они обусловлены историческими и национальными причинами, своеобразием законодательства, унитарной либо федеративной формой государственного устройства, наличием или отсутствием палат законодательного собрания.
Но одновременно здесь много общего: природа депутатского мандата, работа депутата в парламенте и в избирательном округе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..стр.
1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата……………………..стр.
2. Мандат члена парламента…….…………………………………………………..стр.
3. Права и обязанности члена парламента………………………………………….стр.
4. Депутатский иммунитет…………………………………………………….…….стр.
5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента……………….…..стр.
Заключение…………………………………………………………………………..стр.
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Доклад по КПЗС.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

     В Болгарии. Народные представители могут вносить проекты решений и представлять предложения и замечания по внесенным проектам, выражать свое мнение и выступать с предложениями об их принятии или отклонении. Депутаты Народного собрания имеют право законодательной инициативы. Они принимают участие в работе постоянных комиссий Народного собрания при разработке и осуждении законопроектов, могут вносить предложения об изменениях в законодательстве также в органы, имеющие право законодательной инициативы.

     Законопроекты вместе с замечаниями к ним  и докладами Законодательной  комиссии, а также других постоянных комиссий предоставляются народным представителям не позднее, чем за 24 часа до начала заседания, на котором они будут рассматриваться.

     Народный  представитель, который внес законопроект, вправе забрать его до начала первого  голосования; он может это сделать  и после по решению Народного  собрания.

     1/4 часть от общего числа народных представителей обладает правом законодательной инициативы об изменении и дополнении Конституции. 

     Отношения с Правительством 

     Во  Франции. Конституционный закон №2008-724 от 23 июля 2008 «О реконструкции институтов пятой республики», ст. 24 «Парламент контролирует деятельность Правительства».

     Согласно  Конституции Франции 1958 года, Правительство  может для выполнения своей программы обратиться к Парламенту за разрешением осуществить путем издания ордонансов и в течении ограниченного срока мероприятия, обычно входящие в область законодательства. Если во время законодательной процедуры выявляется, что какое-либо положение или поправка не входит в область законодательства или противоречит полномочиям, то Правительство может заявить об их неприемлемости (ст. 41). Члены Парламента и члены Правительства имеют право вносить поправки. Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, Премьер-Министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства.

     Правительство может требовать выступления  в Собрании с заявлениями, сопровождаемыми обсуждением или без такового (ст. 132 Регламента Национального собрания).

     Депутат имеет право обращаться с устными и письменными вопросами к правительству и его членам. Устные вопросы депутат задает министру; вопросы, относящиеся к общей политике правительства, задаются премьер-министру. Устные вопросы должны быть кратко сформулированы и содержать лишь то, что строго необходимо для понимания вопроса.

     В ФРГ. Согласно Конституции ФРГ от 23 мая 1949 года, Федеральный канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального Президента (ст. 62). Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру тем, что большинством членов выберет ему преемника, и обратиться к Федеральному Президенту с просьбой увольнения Федерального канцлера. Федеральный Президент должен удовлетворить эту просьбу и назначить выбранное лицо.  Федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел.

     В отношении федерального канцлера федерального правительства бундестаг вправе:

   подписывать  предложения о выдвижении кандидатов  для выборов федерального канцлера, а также предложения о выражении  недоверия федеральному канцлеру (кворум — четверть всех депутатов бундестага или фракция, насчитывающая не менее четверти депутатов бундестага) (§ 4, абз. 1 § 97);

   требовать  обсуждения ответа федерального  правительства на общий запрос (§ 101), а в случае отклонения правительством полностью общего запроса или отказа дать на него ответ в течение трех ближайших недель — обсуждения такого подхода правительства (§ 102).

     Каждая  земля может ставить вопросы  федеральному правительству (наряду с  вопросами членов бундесрата по повестке дня — абз. 1 § 19), не связанные с предметом повестки дня (абз. 2 § 19).

      В Польше. В ст. 95 Конституции записано, что Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов. Члены Совета министров несут перед Сеймом солидарную и индивидуальную ответственность. Сейм может выразить Совету министров  и отдельному министру недоверие. Председатель и члены Совета Министров обязаны давать ответы на депутатские интерпелляции. Только Сейм участвует в формировании правительства.

      В отличие от депутатов, которые имеют  право на внесение интерполяций и  вопросов в адрес Правительства  и его членов, сенаторы наделены лишь правом на получение от членов Совета Министров11.

      Группа  в составе не менее 46 депутатов Сейма может внести предложение о кандидатуре на пост Председателя Совета Министров и о выражении вотума недоверия правительству.

     В Болгарии. Согласно ст. 84 Конституции, депутаты Народного собрания избирают и освобождают председателя Совета Министров и по его предложению Совет министров, производит изменения в правительстве по предложению его председателя, имеет право выразить недоверие правительству; создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению председателя Совета министров. 

     Международные отношения 

     Во  Франции. Ст. 128 Регламента Национального собрания « Если в собрание передан проект закона, разрешающего ратификацию международного договора или одобрения международного соглашения, не подлежащего ратификации, то голосование по статьям этих актов не проводиться». Собрание принимает или отклоняет проект закона или выносит решение об отсрочке.

     В ФРГ. Парламент ФРГ ратифицирует международные договоры, если они затрагивают  политические отношения федерации или вопросы компетенции федерации. Некоторые международные соглашения административного характера требуют согласия бундесрата.

     Обе палаты участвуют в заключении международных  договоров. Согласно ст. 59 Основного  закона, договоры, регулирующие политические отношения Федерации или относящиеся к предметам федерального законодательства, нуждаются в согласии или участии в их заключении законодательных корпораций, что осуществляется в форме федерального закона. Что же касается административных соглашений, то в отношении их соответственно действует предписание о федеральной администрации, а это означает возможное участие Бундесрата в их заключении. 

     Полномочия  организационного характера 

     Во  Франции. Участие члена парламента в деятельности специальных и постоянных комиссий. Собрание может принять решение об образовании специальной комиссии по предложению либо председателя постоянной комиссии, либо председателя фракции, либо не менее чем 30 депутатов (ст. 31 Регламента). Специальные комиссии состоят из 31 члена, назначаемых на основе пропорционального представительства фракций. Они не могут включать более 15 членов, состоящих на момент их образования в какой-либо из постоянных комиссий. В специальные комиссии могут входить не более двух членов из числа депутатов, не состоящих в какой-либо фракции (ст. 33 Регламента). Председатель Собрания устанавливает председателям фракций срок для представления ему фамилий предлагаемых ими кандидатов. Этот срок не может превышать двух полных дней в период сессии и пяти дней — в период между сессиями. Депутат, выбывший из фракции, в которую он входил при назначении в состав специальной комиссии, автоматически перестает быть членом этой комиссии (ст. 34 Регламента).

     Члены постоянных комиссий назначаются в  начале легислатуры и ежегодно в  начале очередной сессии в апреле. Фракции располагают в комиссиях  количеством мест, пропорциональным их численности в Собрании. Места, оставшиеся вакантными после этого распределения, предоставляются депутатам, не входящим в какую-либо фракцию. Кандидатуры на эти места при отсутствии соглашения определяются на основе преимущественного выбора по возрастному критерию (ст. 37 Регламента). Депутат может быть членом только одной постоянной комиссии. Депутаты Европейских ассамблей в период деятельности этих ассамблей и их комиссий, а также депутаты - члены какой-либо специальной комиссии по их просьбе могут быть освобождены от присутствия в постоянной  комиссии, в которую они входят12. Депутат, выбывший из фракции, в состав которой он входил при назначении в постоянную комиссию, автоматически перестает быть членом этой комиссии (ст. 38 Регламента).

     Депутаты  могут образовывать фракции по своей политической приверженности. Фракции не могут состоять менее чем из 20 депутатов, не считая присоединившихся депутатов. При своем образовании фракции представляют в канцелярию председателя Народного собрания политическую декларацию, подписанную членами фракции, с приложением списка членов, присоединившихся депутатов и с указанием фамилии председателя фракции. Депутат может быть членом только одной фракции. Депутаты, которые не принадлежат к фракциям, могут присоединиться к какой-либо из них по своему выбору с согласия бюро этой фракции, Фракции могут иметь административный секретариат, порядок комплектования и оплаты которого устанавливают они сами. Статус и условия материального обеспечения таких секретариатов и положения о доступе и о передвижении персонала этих секретариатов в Бурбонском дворце (резиденции Национального собрания) устанавливаются бюро Собрания на основании предложений квесторов и председателей фракций (ст. 20 Регламента).

     Изменения в составе фракций сообщаются председателю Собрания путем подачи заявления, подписанного или соответствующим депутатом, если речь идет о его выходе, или председателем фракции, если речь идет об исключении депутата из фракции, или депутатом и председателем фракции, если речь идет о вступлении во фракцию, либо о присоединении к ней (ст. 21). После образования фракций председатель Собрания совместно с их представителями проводит разделение зала заседаний на столько секторов, сколько имеется фракций, и определяет места в зале для депутатов, не входящих во фракцию (ст. 22).

     Регламент запрещает образование фракций, защищающих частные, местные или профессиональные интересы. Запрещается также образование в составе Национального собрания и деятельность в пределах Бурбонского дворца постоянных группировок, как бы они ни назывались, имеющих целью защиту названных интересов и влекущих для их членов принятие императивного мандата (ст. 23).

     Каждый  депутат принимает участие в формировании внутренних органов палаты. Основным таким органом Национального собрания является бюро, которое состоит из председателя, шести вице-председателей, трех квесторов и двенадцати секретарей (ст. 8 Регламента). На первом заседании легислатуры старейший по возрасту, депутат предлагает Национальному собранию избрать председателя. Председатель Национального собрания избирается тайным голосованием. Если в первых двух турах выборов никто не получит абсолютного большинства поданных голосов, то в третьем туре достаточно относительного большинства, а в случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат (ст. 9 Регламента). Другие члены бюро избираются в начале каждой легислатуры на заседании, следующем за выборами председателя; они переизбираются ежегодно на заседании, открывающем вторую очередную сессию. Председателю помогают шесть самых молодых членов Собрания, выполняющих функции секретарей. Выборы вице-председателей, квесторов и секретарей проводятся таким образом, чтобы бюро отражало политический состав Собрания. Список кандидатов на различные должности в бюро представляется в том виде, как это определит совместное собрание председателей фракций (ст. 10 Регламента).

     В начале легислатуры и ежегодно на втором заседании очередной сессии в апреле на основе пропорционального представительства фракций Собрание назначает особую комиссию из пятнадцати человек для контроля за финансовой деятельностью палаты (ст. 30 Регламента).

     Участие в деятельности парламентской  Ассамблеи и Консультативной  ассамблеи Европейского совета обеспечивается Национальным собранием через своих представителей, назначаемых в соответствии со специальной процедурой. Для избрания членов и заместителей членов Консультативной ассамблеи применяется раздельное и последовательное голосование. Представители Национального собрания совместно представляют в Комиссию по иностранным делам ежегодный письменный доклад о деятельности Европейской Ассамблеи, членами которой они являются. Этот доклад отпечатывается и распространяется (ст. 29 Регламента).

     В ФРГ. В соответствии со своим Регламентом Бундестаг образует комитеты и комиссии. Согласно Основному закону, некоторые комитеты он обязан создать, а некоторые образуются факультативно.

     Так ст. 44 устанавливает, что Бундестаг  имеет право, а по требованию ¼  своих членов обязан создать следственный комитет, который в публичном разбирательстве собирает требуемые доказательства.

     Ст. 45 Основного закона обязывает Бундестаг  создать комитет по делам Европейского Союза.

     Бундестаг может создать комитет по обороне  и комитет по иностранным делам. Комитет по обороне имеет также права следственного комитета и по требованию 1/4  своих членов обязан начать расследование по определенному делу.

     Бундестаг обязан создать комитет по петициям для рассмотрения просьб и жалоб, направляемых в Бундестаг. Полномочия комитета по рассмотрению и проверки жалоб устанавливаются особым федеральным законом. Это Закон о полномочиях комитета по петициям Германского бундестага от 1975 года, согласно которому комитет по возможности ежемесячно представляет Бундестагу доклад о рассмотренных петициях со своими рекомендациями. Комитет не является органом власти и не обладает надзорными правами, но вправе истребовать документы, справки и получать доступ в учреждения, заслушивать свидетелей и экспертов.

     Согласно  ст. 13 Основного закона Бундестаг  избирает комиссию для осуществления парламентского контроля за использованием на основании судебных решений технических средств акустического наблюдения за жилыми помещениями, в которых предположительно находятся лица, готовящие особо тяжкие преступления.

Информация о работе Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)