Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:36, доклад

Краткое описание

Депутатская деятельность, статус парламентариев различных стран имеют свои особенности. Они обусловлены историческими и национальными причинами, своеобразием законодательства, унитарной либо федеративной формой государственного устройства, наличием или отсутствием палат законодательного собрания.
Но одновременно здесь много общего: природа депутатского мандата, работа депутата в парламенте и в избирательном округе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..стр.
1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата……………………..стр.
2. Мандат члена парламента…….…………………………………………………..стр.
3. Права и обязанности члена парламента………………………………………….стр.
4. Депутатский иммунитет…………………………………………………….…….стр.
5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента……………….…..стр.
Заключение…………………………………………………………………………..стр.
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Доклад по КПЗС.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

     В Болгарии. Полномочия народных представителей начинаются со дня их избрания и прекращаются в день истечения срока полномочий Народного собрания. Они могут прекратиться и досрочно в случаях:

     1) отзыва народного представителя; 

     2) заявления Народному собранию об отставке;

     3) вступления в силу приговора,  которым назначено наказание  в виде лишения свободы за  умышленное преступление, или когда исполнение наказания в виде лишения свободы не отложено;

     4) установления неизбранности или  несовместимости мандата;

     5) смерти. Решение о досрочном прекращении мандата народного представителя принимает Народное собрание (в случаях, указанных в пп. 2 и 3) и Конституционный суд (в случаях, указанных в п. 4).

     На  первом заседании вновь избранного Народного собрания народные представители дают следующую клятву: "Клянусь во имя Республики Болгарии соблюдать Конституцию и законы страны и во всех своих действиях руководствоваться интересами народа. Клянусь!" 

     Несовместимость мандата народного  представителя 

     Во Франции. Законодательно установлена несовместимость между мандатами депутата и сенатора; парламентским мандатом и членством в Конституционном совете; функциями члена Экономического и социального совета и Высшего совета магистратуры; парламентским мандатом и осуществлением публичных невыборных функций; парламентским мандатом и деятельностью в частных компаниях и обществах, пользующихся поддержкой государства (их перечень определен ст.ст. 146 — 153 законодательной части Избирательного кодекса).

     Кроме того, парламентариям законодательно запрещены некоторые виды профессиональной деятельности. Так, парламентарии-адвокаты не могут вести дела о преступлениях против государства и т.д.

     В ФРГ. В Основном законе установлено, что в законодательный орган федерации (по смыслу Основного закона — бундестаг) не может входить Федеральный президент (ст. 55).

     В законе о судьях записано, что "судья  не может одновременно осуществлять задачи, относящиеся к компетенции  судебной власти, и задачи, относящиеся  к компетенции законодательной власти" (абз. 1 § 4).

     В Законе о Федеральном конституционном  суде определено, что судьи не могут входить в состав бундестага и в состав бундесрата; при назначении судьями члены палат выводятся из их состава (абз. 3 § 3).

     В Регламенте бундесрата имеется специальный  § 2 "Несовместимость", устанавливающий, что члены  бундесрата не могут одновременно входить  в состав  бундестага; если член бундесрата был избран в бундестаг, он обязан сообщить президенту бундесрата в соответствующий срок, какую из двух обязанностей он с себя слагает.

     В Польше. Малая Конституция устанавливает, что депутаты и сенаторы не могут заниматься деятельностью, несовместимой с осуществлением мандата. Сфера конкретных ограничений равно, как санкции, установленные за нарушение данного правила, отнесены на усмотрение законодателя.

     При этом уже в самой Малой Конституции  принцип несовместимости конкретизирован следующим образом. Прежде всего, несовместимы мандаты депутата и сенатора. Кроме того, депутаты и сенаторы не могут совмещать свои полномочия с полномочиями судьи Конституционного или Государственного трибунала, судьи Верховного суда, Председателя Польского национального банка, Уполномоченного по правам граждан, председателя Верховной палаты контроля, посла или воеводы.

     Малая Конституция, не допуская совмещение поста  Президента Республики с мандатом депутата или сенатора, не содержит прямого  запрета на совмещение парламентского мандата с членством в Правительстве.

     Следует отметить, что правило несовместимости  мандата члена парламента в современной Польше не только отражает принятый Малой Конституцией принцип разделения властей, но и позволяет гарантировать возможность нормальной работы самого парламента, который после отказа сессионной формы деятельности превратился в постоянно действующий орган9.

     В Болгарии. Народный представитель не может занимать государственную должность или осуществлять деятельность, которая, согласно закону, несовместима с положением народного представителя.

     Народный  представитель, избранный министром, прекращает свои депутатские полномочия на время пребывания на посту министра. В этом случае он замещается в установленном законом порядке.

          В соответствии с Положением об организации и деятельности Народного собрания народного представителя, избранного членом Совета Министров, на время исполнения функции министра замещает следующий в избирательном списке кандидат. После освобождения от занимаемой должности министра полномочия его как народного представителя восстанавливаются, а полномочия того, кто его замещал, прекращаются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Права и обязанности члена парламента 

     Конституционные определения прав и обязанностей депутатов в рассматриваемых странах схожи, их детализация дана в законах о правовом статусе депутатов и регламентах палат. Прежде всего, депутаты обладают правом законодательной инициативы, они могут обращаться с запросами к министрам и другим лицам, а также органам. В частности, депутаты имеют право обращаться с запросом или вопросом во все органы парламента, правительства, к руководителям других органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории страны, независимо от подчинения и форм собственности. Данные учреждения обязаны сообщить о результатах рассмотрения запроса или вопроса. Депутаты могут ставить вопрос о недоверии к правительству, об объявлении импичмента президенту.

     Депутат имеет право участвовать в  заседаниях парламента (палаты), выступать в прениях, вносит законопроекты или предложения, предлагать поправки к законопроектам, участвовать в обсуждении и принятии бюджета и осуществлять иные полномочия. Депутат имеет право быть членом постоянных и временных парламентских комиссий и иных органов парламента. Он вправе участвовать в работе комиссий, членом которых он не является, но в которых обсуждается его предложение. В таком случае он обладает правом совещательного голоса. В некоторых странах депутаты, пробывшие на своем посту определенный срок, приобретают право на льготное пенсионное обеспечение. Ну, это, в общем, перейду к примерам. 

     Права члена парламента в законодательной  сфере 

     Во  Франции. Член парламента имеет право законодательной инициативы  (ст. 39 Конституции). Законодательное предложение, внесенное депутатом, передается в бюро Национального собрания или некоторым уполномоченным его членам. Если предложение неприемлемо на основании ст. 40 Конституции, то есть следствием его принятия явится сокращение государственных ресурсов или увеличение государственных расходов, оно отклоняется. В других случаях о внесении предложения объявляется в публичном заседании (ст. 81 Регламента). Внесенное законодательное предложение отпечатывается, распространяется и направляется в специальную комиссию Собрания, а при ее отсутствии — в компетентную постоянную комиссию (ст. 83 Регламента). Автор законодательного предложения или первый его подписавший может отозвать его в любой момент до принятия предложения в первом чтении. Если законодательное  предложение отзывается во время обсуждения на публичном заседании, но при этом вносится другим депутатом, то обсуждение продолжается. Законодательное предложение, отклоненное Собранием, не может быть вновь внесено до истечения годичного срока (ст. 84 Регламента).

     При обсуждении законопроектов, указанных  в ст. 11 Конституции, может быть внесено только одно предложение о передаче на референдум обсуждаемого проекта. Это предложение должно быть подписано не менее чем 1/10 частью членов Собрания (ст. 122 Регламента). Также у депутатов Национального собрания есть право вносить изменения в Конституцию (ст. 126 Регламента).

     Ст. 16 Регламента Сената «Все законы и законопредложения  направляются в постоянные комиссии, имеющие специальную компетенцию, Председателем Сената, также как  дела и документы, к ним относящиеся, за исключением случаев, когда Правительство требует направления в специально назначенную комиссию для их рассмотрения». Законопроекты, представленные от имени Правительства и внесенные в Бюро Сената, законопроекты и законопредложения, переданные из Национального собрания, законопредложения и законопроекты резолюции, представленные сенаторами, рассматриваются на публичном заседании (ст. 42 Регламента).

     В ФРГ. В Основном законе ФРГ закреплены преимущественно права группы депутатов бундестага; о правах отдельного депутата в нем почти ничего не говорится.

     В частности, установлено, что законопроекты  вносятся в бундестаг его членами (абз. 1 ст. 76):

     по  требованию трети членов бундестага председатель обязан созвать его "досрочно (абз. 3 ст. 39);

     по  предложению одной десятой части членов бундестага его заседания могут быть объявлены закрытыми (абз. 1 ст. 42);

     по  предложению одной четвертой  части членов бундестага эта палата обязана учредить следственный комитет (абз. 1 ст. 44);

     предложение о возбуждении перед Федеральным  конституционным судом обвинения против Федерального президента (в умышленном нарушении им Основного закона или иного федерального закона) должно быть представлено не менее чем одной четвертью голосов членов бундестага (абз. 1 ст. 61).

     В Регламенте бундестага, где имеется специальный раздел V "Депутаты бундестага" (§ 13 — 18), права отдельного депутата урегулированы довольно подробно. В частности, установлено, что:

     депутаты  бундестага вправе знакомиться со всеми  материалами, находящимися в бундестаге или в одном из его комитетов (§ 16);

     депутат бундестага в любое время может  ознакомиться с документами бундестага, касающимися его лично, а ознакомление иных депутатов, например в качестве докладчиков или председателей комитетов, с такими материалами возможно лишь с разрешения председателя и депутата бундестага, которого они касаются (абз. 1 § 16).

     Каждый  депутат бундестага может заявить  об отказе от участия в голосовании (абз. 2 § 31).

     Депутатские образования  (группы депутатов и  партийные фракции) имеют следующие права:

рекомендовать провести общие дебаты в первом чтении законопроектов (§ 79);

   предлагать  приступить ко второму чтению  законопроекта без передачи его  в комитет (абз. 2 § 80);

   потребовать  второе чтение законопроекта  открыть общими дебатами (абз. 1 § 81);

   подписывать  предложения о внесении изменений  в третьем чтении законопроекта  (абз. 1 § 85);

   требовать  отложить заключительное голосование  по законопроекту (если на втором чтении вносились изменения) до тех пор, пока решения не будут сведены в единый текст и розданы депутатам (§ 86);

   предложить  бундестагу потребовать созыва  посреднического комитета, если речь идет о законах, для принятия которых требуется согласие бундесрата (§ 89).

     В Польше. Во исполнение своих обязанностей депутат Сейма имеет право выражать свое мнение, а также вносить предложения по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Сейма и его органов; участвовать в подготовке проектов законов и постановлений в порядке депутатской инициативы, а также в рассмотрении проектов законов и постановлений Сейма; участвовать в дискуссии по каждому вопросу, рассматриваемому Сеймом или его Комиссией.

     Сенатор наделен аналогичными правами. Следует, однако, оговорить два принципиальных момента.

     Определяя участие депутата в законотворчестве, Малая Конституция наделяет его правом законодательной инициативы. Реализовывать это право депутат может в соответствии с Регламентом Сейма, внеся законопроект от имени комиссии, либо за подписью 15 депутатов.

     Сенаторы  же не рассматриваются как субъекты законодательной инициативы, поскольку в соответствующей статьи Малой Конституции такое право закреплено за Сенатом в целом10.

     Польское  законодательство закрепляет определенные права не только за каждым из парламентариев, но в ряде случаев за их группами. Так группа в составе 15 депутатов Сейма может: внести депутатский законопроект, внести проект постановления Сейма.

     На  основании Закона от 23 апреля 1992 года «О порядке подготовки и принятия Конституции Польской Республики» группе не  менее 56 членов принадлежит право законодательной инициативы в отношении представления Национальному собранию проекта новой Конституции.

Информация о работе Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)