Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:36, доклад

Краткое описание

Депутатская деятельность, статус парламентариев различных стран имеют свои особенности. Они обусловлены историческими и национальными причинами, своеобразием законодательства, унитарной либо федеративной формой государственного устройства, наличием или отсутствием палат законодательного собрания.
Но одновременно здесь много общего: природа депутатского мандата, работа депутата в парламенте и в избирательном округе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..стр.
1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата……………………..стр.
2. Мандат члена парламента…….…………………………………………………..стр.
3. Права и обязанности члена парламента………………………………………….стр.
4. Депутатский иммунитет…………………………………………………….…….стр.
5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента……………….…..стр.
Заключение…………………………………………………………………………..стр.
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Доклад по КПЗС.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

     В период между сессиями парламента для ареста или преследования депутата требуется согласие бюро палаты. Во время сессии только палата может лишить депутата или сенатора неприкосновенности и даже и случае задержания его на месте преступления проголосовать о  приостановлении преследования.

     В парламенте ФРГ. В Основном законе имеется ст. 46, в которой установлено, что депутат  (бундестага)  ни в какое время  не  может быть  подвергнут преследованию в судебном или служебном порядке или иначе привлечен к ответственности вне бундестага за свое голосование или высказывание в бундестаге или и одном из его комитетов; исключение составляют клеветнические оскорбления (абз. 1). Привлечение депутата к ответственности или его арест за уголовно наказуемое деяние возможны лишь с согласия бундестага, за исключением случаев задержания при совершении деяния или в течение следующего дня (абз. 2). Согласие бундестага требуется на любое иное ограничение личной свободы депутата или на возбуждение против него производства согласно ст. 18 Основного закона (записано, что тот, кто злоупотребляет такими закрепленными в Конституции основными правами, как свобода мнений, в особенности свобода печати, свобода преподавания, свобода собрании, свобода объединения, тайна переписки, почтовой и телесвязи, собственность или право убежища для борьбы против основ свободного демократического строя, лишается этих основных прав; лишение этих прав и его объем определяются Федеральным конституционным судом). Причем любое уголовное производство и любое производство на основании ст. 18, любой арест и любое прочее ограничение личной свободы депутата должны быть приостановлены по требованию бундестага (ст. 46).

     Процедура рассмотрения вопросов, связанных с  иммунитетом депутатов, в общем  виде определена в Регламенте бундестага (§ 107).

     Норм  об иммунитете и индемнитете (в его  германском понимании) членов бундесрата Основной закон ФРГ и Регламент бундесрата не содержат.

     В парламенте Польши. Малая Конституция закрепляет, что «депутат и сенатор не могут быть привлечены к ответственности за действия, являющиеся следствием осуществления их мандата». При этом данное правило действует как в течение срока полномочий парламентария, так и после его окончания. Единственное ограничение, установленное Малой Конституцией, лишает парламентария привилегии неответственности, если его действия «нарушают личные интересы других». Ответственность не должна наступать за мнения, высказанные при обсуждении вопросов на пленарных заседаниях и заседаниях органов парламента, а также за участие (не участие) в голосовании и за избранную при этом позицию.

     Депутаты  и сенаторы не могут быть привлечены к уголовной ответственности, не могут быть арестованы или задержаны без согласия соответственно Сейма или Сената, выраженного большинством в 2/3 голосов в присутствии не менее половины от общего числа депутатов.

     Развивая  вышеуказанное положение Малой Конституции, Закон «Об обязанностях и правах депутатов и сенаторов» устанавливает, что парламентарий не может быть привлечен без согласия палаты ни к уголовно-судебной, ни к административной ответственности, ни арестован. Причем запрет на арест означает запрет на задержание либо ограничение иным способом  депутатской или сенатской неприкосновенности. Принцип парламентского иммунитета не означает отсутствия какой-либо ответственности со стороны депутата и сенатора за свои действия. Прежде всего, они связаны обязанностью соблюдать правила парламентской дисциплины, определенные регламентом каждой из палат18.

     В парламенте Болгарии. Неответственность. Согласно ст. 69 Конституции Болгарии, народные представители не несут уголовной ответственности за высказанные ими мнения и за свое полосование в Народном собрании.

     Неприкосновенность. В соответствии с Конституцией Болгарии народные представители не могут быть задержаны и против них не может быть возбуждено уголовное преследование, кроме как за тяжкие преступления (только с разрешения Народного собрания, а когда оно не заседает — с разрешения председателя Народного собрания). Разрешения на задержание не требуется, если народный представитель застигнут при совершении тяжкого преступления, но об этом незамедлительно извещается Народное собрание, а если оно не заседает, — то председатель Народного собрания.

     Положение «Об организации и деятельности Народного собрания» устанавливает, что, когда налицо достаточные данные, доказывающие совершение народным представителем тяжкого преступления, Главный прокурор направляет Народному собранию мотивированное требование о разрешении на возбуждение уголовного преследования, а если оно не заседает — его председателю. Требование Главного прокурора рассматривается Народным собранием, решение принимается на первом заседании по истечении 48 часов. Если народный представитель присутствует на заседании, то он может потребовать, чтобы Народное собрание выслушало его объяснение. Народное собрание должно его выслушать.

     Если Народное собрание не заседает, разрешение на возбуждение уголовного преследования народного представителя дается его председателем по истечении 48 часов со времени поступления требования Главного прокурора. Разрешение, данное председателем, выносится на одобрение народных представителей на первом заседании Народного собрания.

     После получения требования о разрешении на возбуждение уголовного преследования народного представителя Народное собрание может избрать анкетную комиссию для изучения данных о совершенном преступлении и информирования Народного собрания.

     Если  уголовное преследование завершается  вынесением народному представителю приговора, согласно которому он приговаривается к лишению свободы или если исполнение приговора не откладывается, Народное собрание принимает решение о досрочном прекращении полномочий народного представителя. 

     Дисциплинарная  ответственность депутата 

     Парламентарий не несет ответственности за действия и высказывания, непосредственно связанные с его парламентской деятельностью как в период осуществления его парламентской деятельностью, так и после истечения его срока19. Предполагается, что депутат высказывается на пленарных заседаниях, в органах парламента и вне его стен, но в связи с депутатской деятельностью в соответствии со своим волеизъявлением, что он голосует, руководствуясь своими внутренними убеждениями, и за это он не должен нести ни уголовной, ни какой-либо иной ответственности. В действительности депутат связан партийной дисциплиной, обязательствами перед определенными регламентарными правилами, жесткими требованиями соблюдения государственной тайны. 

     В парламенте Франции. К члену парламента могут применяться следующие дисциплинарные санкции:

     призыв  к порядку;

     призыв  к порядку с занесением в протокол;

     порицание;

     порицание с временным исключением (ст. 70 Регламента).

     Призвать  к порядку может только председатель палаты, к порядку может быть призван любой нарушающий его депутат. Призван к порядку с занесением в протокол может быть любой депутат, уже призванный к порядку на том же заседании, а так же депутат, который обратился к одному или нескольким своим коллегам с оскорблением, провокационным заявлением или угрозой. Кроме того, указанное наказание может  повлечь лишение депутата на месяц четвертой части жалованья парламентария.

     Порицание может быть выражено любому депутату, который, будучи призван к порядку, не подчинялся председателю, а также  инициатору шумных беспорядков в Собрании.

     Выражение порицания с временным удалением  из дворца Собрания применяется в отношении депутата, который:

     возражал  против вынесенного простого порицания  или дважды подвергался этому  наказанию;

     призывал  к насилию в публичном заседании;

     оскорблял Собрание или его председателя;

     оскорблял, выступал с провокационными заявлениями или угрозами в адрес Президента Республики, премьер-министра, членов правительства и органон, предусмотренных Конституцией.

     В этом случае депутату запрещается участвовать  в работе палаты и появляться во дворце Собрания в течение 15 дней с момента наложения наказания.

     Если  депутат отказывается подчиниться  приказу председателя покинуть Собрание, то заседание приостанавливается. В этом случае, а также когда выражение порицания с временным исключением применяется к депутату во второй раз, срок удаления продляется до 30 дней.

     При совершении депутатом насильственных действий по отношению к одному или нескольким коллегам председатель может предложить бюро палаты в качестве наказания выражение порицания с временным исключением. В отсутствие председателя такое же наказание может потребовать в письменном виде от бюро любой депутат.

     Кроме указанных санкций, депутат (сенатор) может быть: лишен слова председателем палаты за отклонение от предмета обсуждения (ст. 54 Регламента); исключен из состава комиссии за неучастие в работе более одной трети ее заседаний в период сессии (при отсутствии на заседаниях его заместителя) без уважительных причин и лишен права входить в какую-либо комиссию в течение года (ст. 42 Регламента); частично лишен вознаграждения (ст.ст. 42, 76 Регламента); лишен парламентского иммунитета (ст. 80 Регламента).

     В парламенте ФРГ. Основной закон, по сути, не содержит положений об ответственности депутата в парламенте.

     Согласно  Регламенту бундестага, существуют следующие формы ответственности депутата:

     депутат-оратор, выступающий более установленного времени для выступления, должен быть (после первого напоминания) лишен слова председателем бундестага (абз. 1 и 3 § 35);

     депутат-оратор может быть призван председателем  бундестага говорить по существу обсуждаемого вопроса (§ 36);

     депутаты, нарушающие порядок, могут быть поименно призваны председателем бундестага к его соблюдению, причем последующие ораторы не вправе обсуждать призыв соблюдать порядок и повод для такого призыва (§ 36).

     Более того, предусмотрена и такая форма ответственности, как лишение слова, если оратору три раза было указано на необходимость говорить по существу или три раза он был призван к соблюдению порядка (причем во второй раз он был предупрежден о последствиях третьего нарушения обязанности говорить по существу или соблюдать порядок). В дальнейшем председатель не имеет права предоставлять слово этому депутату для выступления по обсуждаемому вопросу в ходе данных дебатов (§ 37).

     В Регламенте установлена и ответственность  в виде удаления с заседания депутатов бундестага. Ввиду грубых нарушений порядка председатель может удалить депутата из зала до конца заседания, даже не призывая его предварительно к соблюдению порядка. До окончания заседания председатель должен объявить, на сколько дней заседаний депутат удален. Удаление возможно на срок до 30 дней (абз. 1 § 38). Согласно Регламенту, удаленный депутат должен немедленно покинуть зал заседаний; если депутат не выполняет это требование, председатель указывает ему, что своим поведением он может вызвать удаление с заседания на более длительный срок (абз. 2 § 38).

     Депутат в течение срока, на который он удален с заседания, не имеет права  также участвовать в заседаниях комитетов (абз. 3 § 38). При этом удаленный  депутат не считается находящимся в отпуске; он не имеет права вносить свое имя в список присутствующих (абз. 5 § 38).

     Если  удаленный депутат пытается противоправно  принять участие в заседаниях бундестага или его комитетов, то его предупреждает председатель бундестага о возможности удаления на более длительный срок (абз. 4 § 38).

     Вместе  с тем Регламентом предусмотрена  возможность депутата, которого это касается, до начала следующего пленарного заседания подать в письменном виде обоснованный протест по поводу призыва  к соблюдению порядка или по поводу удаления с заседания. Рассмотрение протеста должно быть включено в повестку дня этого заседания; бундестаг выносит решение по данному вопросу без обсуждения. Однако протест не имеет приостанавливающего действия (§ 39).

     Норм  об ответственности члена бундесрата Основной закон и Регламент бундесрата не содержат.

     В парламенте Польши. Вопросы ответственности депутатов и сенаторов регулируются нормами регламентов каждой из палат. Причем в регламенте Сейма структурно выделен особый раздел «Дисциплинарное производство в отношении депутатов, а также по поводу привлечения депутатов к ответственности за  преступления либо проступки, либо об аресте и задержании депутатов». Процедура рассмотрения дела о дисциплинарной ответственности депутатов и сенаторов одинакова. При возникновении сомнения о ненадлежащем поведении либо в случае невыполнением парламентария своих обязанностей президиум соответствующей палаты передает вопрос на рассмотрение постоянной комиссии палаты по вопросам регламента и депутатских (сенаторских) дел20.

Информация о работе Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)