Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:36, доклад

Краткое описание

Депутатская деятельность, статус парламентариев различных стран имеют свои особенности. Они обусловлены историческими и национальными причинами, своеобразием законодательства, унитарной либо федеративной формой государственного устройства, наличием или отсутствием палат законодательного собрания.
Но одновременно здесь много общего: природа депутатского мандата, работа депутата в парламенте и в избирательном округе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..стр.
1. Акты, регламентирующие правовое положение депутата……………………..стр.
2. Мандат члена парламента…….…………………………………………………..стр.
3. Права и обязанности члена парламента………………………………………….стр.
4. Депутатский иммунитет…………………………………………………….…….стр.
5. Вознаграждения, гарантии и привилегии члена парламента……………….…..стр.
Заключение…………………………………………………………………………..стр.
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Доклад по КПЗС.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, Бундестаг образует другие постоянные комиссии и комитеты, которые считает необходимыми.

            Депутаты, являющиеся членами одной  и той же партии, образуют партийную  фракцию Бундестага (объединенная  фракция ХДС-ХСС состоит из двух групп депутатов - ХДС и ХСС, причем последняя пользуется относительной самостоятельностью внутри фракции). Фракцию может создать только такая группа депутатов, которая насчитывает не менее 5% от общего числа депутатов. Фракции не являются официальными органами Бундестага, но играют большую роль в его работе13. Они рассматривают основные вопросы перед их обсуждением на пленарных заседаниях палаты, формулируют законодательную политику партии, назначают докладчиков для выступления на пленарных заседаниях и в комитетах, определяют основное содержание этих выступлений, выделяют своих представителей для назначения на важнейшие посты в Бундестаге, определяют линию поведения депутатов при голосованиях, решают и другие вопросы.

       Партийной фракцией руководит  правление. В него входит председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. В каждой фракции образуются также рабочие группы по основным направлениям внутренней и внешней политики. Члены правления фракции и руководство рабочих групп образуют ядро фракции, состоящее из профессиональных политиков. Именно они определяют линию поведения фракции и парламентскую политику партии, занимают ответственные посты в Бундестаге и чаще всего выступают на его пленарных заседаниях и в комитетах. Остальные члены фракции, так называемые "заднескамеечники", особого влияния не имеют и лишь поддерживают политическую линию партии в Бундестаге14.

            По вопросам, относящимся к ведению  Европейского Союза, представители Бундесрата могут создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. При создании Европейской палаты учитывается представительство земель в Бундесрате, а также то, что, голоса земли могут подаваться только согласованно.

            Согласно поправке к Основному закону, принят ой в 1968 г., предусмотрена возможность создания нового органа, который может замещать парламент. Это так называемый совместный комитет, создаваемый на случай "чрезвычайного положения". Он состоит из 48 членов: на две трети из депутатов Бундестага и на одну треть из членов Бундесрата. 'Депутаты назначаются Бундестагом на основе пропорционального представительства фракций; они не могут входить в состав Федерального правительства. Каждая земля должна быть представлена одним членом Бундесрата, который назначается ею; эти члены не связаны указаниями правительств земель. В период "состояния обороны" совместный комитет замещает Бундестаг и Бундесрат и осуществляет принадлежащие им права. Лишь Основной закон 'не может быть отменен или частично изменен решением совместного комитета.

     В Польше. Вспомогательными органами Сейма и Сената служат комиссии, избираемые этими палатами. На комиссии возлагается основной объем предварительной и подготовительной работы над законопроектами в законодательном процессе. Конституция и регламенты предусматривают создание постоянных и чрезвычайных комиссий. Так регламент Сейма предусматривает создание 27 комиссий, а регламент Сената-14. В регламенте комиссии Сейма характеризуются как его контрольные органы в пределах, установленных Конституцией и законами.

     Чрезвычайные  комиссии создаются для рассмотрения отдельных вопросов, по завершении которого прекращают свое существование. Палаты определяют цели, принципы и  порядок деятельности этих комиссий.

     В ст. 111 Конституции предусмотрено право Сейма назначать следственную комиссию для расследования определенного дела. Её статус регулируется Законом от 21 января 1999 года «О следственной комиссии Сейма». В задачу этой комиссии входит рассмотрение специального вопроса, а не участие в законодательной работе, выяснение причин незаконных действий конкретных лиц и определения оснований для их привлечения к политической и даже к конституционной ответственности. Комиссия - независимый орган, не связанный мнением других комиссий. Она обязана представлять Сейму отчет о своей работе, и может внести предложение о привлечении конкретных лиц к ответственности перед Государственным трибуналом.

     Сенат не может создавать следственную комиссию. 

          Правовой статус депутата включает в себя не только вышеперечисленные права, но и обязанности. В общем виде они заключаются в следующем: депутат обязан участвовать в заседаниях палат парламента, комиссиях и комитетах, выполнять поручения парламента и его органов, работать над законопроектами и документами, выполнять ряд обязанностей в законодательном округе. Парламентарий должен обязательно участвовать в голосовании, соблюдать правила «парламентского этикета»15. Депутат обязан придерживаться уважительного поведения. Депутат призван показывать пример уважения к закону, действовать в его рамках. Вместе с тем депутат законодательного собрания обязан быть образцом нравственности и морали, профессионализма, честности, принципиальности и законопочитания. Круг обязанностей значительно ограниченнее, чем круг прав. 

            Обязанности членов парламента Франции. Собственно они заключаются в следующем:

- соблюдать дисциплину, не допускать выпады личного характера (ст. 58 Регламента);

- выступать только по существу предмета обсуждения во время дебатов (ст. 54 Регламента);

- участвовать в работе комиссии, членом которой он является (ст. 42 Регламента);

- представлять ежегодный письменный отчет о деятельности Европейской ассамблеи, если он участвует в ее работе (ст. 29 Регламента).

     Обязанности депутата бундестага и члена бундесрата парламента ФРГ. В Основном законе ФРГ нет положений об обязанностях депутата. В Регламенте бундестага установлено, что депутаты бундестага обязаны участвовать в работе бундестага (абз. 1 § 13).

     Нет в Основном законе и положений об обязанностях членов бундесрата16.

     По  смыслу § 28 Регламента бундесрата, устанавливающего, что бундесрат вправе принимать решения, если представлено большинство его голосов, члены бундесрата обязаны присутствовать на его заседании (в составе делегаций земель).

     Обязанности депутатов и сенаторов в парламенте Польше. Участие в работе палаты является правом и обязанностью депутатов и сенаторов. Они обязаны присутствовать и активно участвовать в заседаниях палаты, а также работе ее органов, в которые были избраны. При этом Регламент Сейма ограничивает право депутатов на избрание в комиссии Сейма членством не более чем в двух постоянных комиссиях.

     В Регламенте Сената установлено, что  сенатор не может без уважительных причин отказаться от работы в органах  Сената.

     Закон «Об обязанностях и правах депутатов  и сенаторов» содержит специальный раздел «Обязанности депутата и сенатора перед избирателями», одна из статей которого обязывает депутатов и сенаторов «принимать положения, предложения и заявления своих избирателей и их организаций, а также местных учреждений, рассматривать их и принимать во внимание в своей парламентской деятельности»

     Обязанности народного представителя  в Народном собрании Болгарии. За исполнение своих обязанностей народные представители получают вознаграждение (ст. 71 Конституции). Народные представители обязаны присутствовать на заседаниях Народного собрания и комиссий, в которые они избраны. Народный представитель обязан уведомить дежурных секретарей или руководство соответствующей Комиссии о необходимости уйти с заседания до его окончания или об опоздании на заседание. Также депутаты должны «давать отчет» о своей деятельности избирателям не реже одного раза в год по своей инициативе либо по требованию избирателей. Установив нарушения прав и законных интересов граждан и другие нарушения закона, народные представители обязаны предложить соответствующим государственным органам, хозяйственным организациям и их объединениям принять меры по их устранению, вплоть до отмены незаконных неправильных актов и действий.

4. Депутатский иммунитет 

     Депутат с момента утверждения его  полномочий наделяется особыми правами  и преимуществами, к числу которых относятся неответственность и неприкосновенность. Это депутатский иммунитет. Его смысл в том, что законодатель защищает депутата от произвольного судебного и уголовного преследования, гарантирует его неприкосновенность, создает необходимые условия для работы парламента. Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом, что предполагает освобождение их от ответственности за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских полномочий. Свобода слова защищает их от ответственности за результаты голосования в парламенте и его органах. Неприкосновенность депутатов призвана гарантировать им беспрепятственное осуществление их деятельности. Депутат не может без согласия парламента или его руководящих органов быть привлечен к ответственности или подвергнут аресту за совершение правонарушения, за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. По представлению следственных органов парламент может дать согласие либо простым, либо квалифицированным большинством голосов. 

     В парламенте Франции. Под парламентским иммунитетом понимается "совокупность правовых предписаний, которые обеспечивают членам парламента исключительный правовой режим по общему праву в их отношениях с правосудием в целях сохранения их свободы и независимости"17.

     Парламентский иммунитет включает неответственность и неприкосновенность парламентариев. В ст. 26 Конституции закреплено: "Ни один член Парламента не может подвергаться преследованию, розыскам, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за участие в голосовании при исполнении им своих функций" (ч. 1); "Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или аресту за уголовные преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления" (ч. 2).

     Неответственность члена парламента носит общий  характер, т.е. все его действия освобождаются от гражданской, уголовной и политической ответственности, даже после прекращения срока парламентского мандата. Следует подчеркнуть, что принцип неответственности парламентария не распространяется на его действия, совершенные не при исполнении депутатских обязанностей.

     В отличие от неответственности парламентская  неприкосновенность заключается в гарантиях освобождения  от уголовного  преследования,  предоставляемых члену парламента, за действия, не связанные с исполнением его депутатских обязанностей.

Информация о работе Правовое положение депутатов в парламентах европейских стран (на примере Франции, ФРГ, Болгарии и Польши)