Международные нормативные правовые акты о противодействии распространению экстремизма и международного терроризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:29, лекция

Краткое описание

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) выразила озабоченность резким ростом в Европе некоторых форм экстремизма, которые под прикрытием действующей в европейских странах системы обеспечения прав и свобод используются для достижения целей, противоречащих демократическим и правочеловеческим ценностям Европы, а в наиболее вопиющих случаях служат для оправдания и даже пропаганды насилия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
Раздел 1. Борьба с международным терроризмом и экстремизмом в Республике Казахстан.
1.1 Противодействие терроризму и экстремизму - приоритетное направление в обеспечении национальной безопасности страны…………..
Раздел 2. Международное сообщество по противодействию распространения терроризму…………………………
2.1 Международные конвенции и договоры по борьбе с терроризмом и экстремизмом……………………………………………………………………
2.2 Противодействие терроризму в рамках ШОС и ОДКБ………………….
2.3 Международный комитет по противодействию экстремизму…………..
2.4 Деятельность государственных органов в рамках национальных антитеррористических систем…………………………………………………
2.5 Зарубежные национальные организации, осуществляющие борьбу с международным терроризмом, и их компетенции…………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
3



5



11
17
23

24

27
32
35

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ МПА.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ

 

Международные нормативные правовые акты

о противодействии распространению экстремизма и международного терроризма.

 

 

                                                                                                                                            

                                                                        

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………

Раздел 1. Борьба с международным терроризмом и экстремизмом в Республике Казахстан.

1.1 Противодействие терроризму  и экстремизму - приоритетное направление в обеспечении национальной безопасности страны…………..

Раздел 2. Международное сообщество по противодействию распространения терроризму…………………………

2.1 Международные конвенции и  договоры по борьбе с терроризмом  и экстремизмом……………………………………………………………………

2.2 Противодействие терроризму  в рамках ШОС и ОДКБ………………….

2.3 Международный  комитет по противодействию экстремизму…………..

2.4 Деятельность  государственных органов в рамках  национальных антитеррористических  систем…………………………………………………

2.5 Зарубежные национальные организации, осуществляющие борьбу с    международным терроризмом, и их компетенции…………………………..

Заключение……………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………..

3

 

 

 

5

 

 

 

11

17

23

 

24

 

27

32

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблемы, стоящие  перед государствами ШОС

и СНГ в сфере  противодействия экстремизму и

терроризму, являются одинаково актуальными

для всех и могут  эффективно решаться только

коллективными усилиями...

Н. Назарбаев 

 

Человечество, пережив период холодной войны в прошлом веке, столкнулось с новой общемировой проблемой, с агрессивным проявлением международного экстремизма и терроризма.

Терроризм, а  также его последствия являются одной из основных и наиболее опасных  проблем, с которыми сталкивается современный мир.

Казахстан является активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное  сдерживание. Борьбу с международным  терроризмом, религиозным экстремизмом. Наркоторговлей и другими современными угрозами. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев является одним из инициаторов создания антитеррористического центра СНГ.

Экстремизм  и терроризм за последнее десятилетие приобрел международный масштаб.

Выйдя за рамки  государственных границ, экстремизм и терроризм представляет опасность для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств и в целом для международной безопасности. В связи с этим активизация экстремистских проявлений все чаще привлекает внимание международной общественности. К проблеме экстремизма обращаются на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Совета Безопасности ООН, во время встреч на высшем уровне между Россией и США, Англией, Германией и другими странами.

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) выразила озабоченность резким ростом в Европе некоторых форм экстремизма, которые под прикрытием действующей в европейских странах системы обеспечения прав и свобод используются для достижения целей, противоречащих демократическим и правочеловеческим ценностям Европы, а в наиболее вопиющих случаях служат для оправдания и даже пропаганды насилия.

В рамках деятельности по активизации борьбы с этим явлением 1997 год был объявлен Европейским  годом по борьбе с расизмом, 2001 год - Международным годом мобилизации  усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, а 2007 год - Годом равных возможностей для всех.

Изучение и  ознакомление с международным опытом противодействия экстремизму и терроризму, требованиями международных нормативных актов позволит: найти наиболее приемлемые, заслуживающие внимания правовые нормы и институты для включения в правовую систему Республики Казахстан.

1. БОРЬБА С  МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ И  ЭКСТРЕМИЗМОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.

 

1.1 Противодействие терроризму и экстремизму - приоритетное направление в обеспечении национальной безопасности страны.

Противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений  в обеспечении национальной безопасности страны.

Казахстан решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этим явлением. Казахстан неукоснительно выполняет требования Резолюции СБ ООН и ежегодно представляет Национальный доклад о проделанной работе в Контртеррористический Комитет ООН. Поддержано создание и принято активное участие в деятельности Международной контртеррористической коалиции.

Казахстан присоединился  к четырнадцати международным универсальным  инструментами по борьбе с терроризмом. В настоящее время Казахстаном проводятся внутригосударственные процедуры по ратификации 2-х протоколов и поправок к ним (Протокол к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 2005 года; Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 2005 года).

Казахстан считает, что  международное сотрудничество в  борьбе с терроризмом должно осуществляться в полном соответствии с нормами международного права, а также поддерживает дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов, в том числе в отношении принятия Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.

В декабре 2003 года распоряжением Президента РК создан Антитеррористический центр для более эффективной работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма. На АТЦ возложена координация деятельности всех специальных, правоохранительных и иных ведомств по борьбе с терроризмом.

На территории Казахстана запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер. Организации признаются террористическими, если их уставные цели и деятельность противоречат Конституции и Законам  Республики Казахстан и международным договорам, участником которых является Республика Казахстан; в случае, если существует потенциальная опасность активизации функционирования этих организаций по дестабилизации обстановки в государствах центрально-азиатского региона.

В национальный список террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территории Республики Казахстан, включены 16 зарубежных структур («Аль-Каида», «Асбат аль-Ансар», «Братья-мусульмане», «Боз гурд», «Жамаат  моджахедов Центральной Азии», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Талибан», «Лашкар-и-Тайба», «Хизб-ут-Тахрир», «Таблигиджамаат» и «Общество социальных реформ», «АУМ Синрикё», «Организация освобождения Восточного Туркестана»,  «Джунд-аль-Халифат (Солдаты халифата)»).

Понимая, что борьба с  международным терроризмом и  экстремизмом требует взаимодействия государств на всех уровнях (глобальном, региональном и двустороннем), республикой  подписан ряд международных и межгосударственных договоров и соглашений в данной сфере.

Большое значение придается  развитию регионального сотрудничества, представленного в настоящее  время деятельностью Антитеррористического  центра Содружества Независимых  Государств, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, а также в рамках предпринимаемых мер в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом Организации Договора о коллективной безопасности.

Осуществляется практическое взаимодействие государств-участников СНГ, входящих в состав созданного по инициативе Президента Казахстана в 2000 году Антитеррористического центра. Определен порядок организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории стран Содружества. Механизм его функционирования успешно апробирован в ходе крупномасштабного совместного учения специальных служб и органов безопасности стран Содружества «Каспий-Антитеррор-2005», состоявшегося в Казахстане в августе 2005 года.

Состоявшееся в период 25-28 января 2005 г. в г.Алматы при поддержке инициативы глав государств СНГ IV Специальное заседание Контртеррористического Комитета Совета Безопасности ООН, свидетельствует о признании международным сообществом важной роли, которую играют страны Содружества в борьбе против международного терроризма. Показательным выступает взаимодействие государств-членов Содружества в рамках Договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом от 1999 года.

Весомым компонентом  обеспечения безопасности и стабильности, региональным и общемировым политическим фактором становится основанная 15 июня 2001 года «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС). В рамках регионального и субрегионального контртеррористического сотрудничества реализованы мероприятия по укреплению правовых основ противодействия терроризму в формате ШОС. Подписаны конвенция ШОС против терроризма, а также соглашения ШОС о подготовке кадров для антитеррористических формирований и о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Ратифицировано Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Утверждена Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом на 2010-2012 годы.

В рамках ШОС с 1 января 2004 года действует Исполком Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в г.Ташкенте. С момента создания Региональной антитеррористической структурой ШОС налажено взаимодействие с региональным  представительством Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии.

Политическое решение  проблем обеспечения безопасности на азиатском континенте также связывается  с казахстанской инициативой  по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Саммиты которого прошли в 2002 и 2006 годах в г.Алматы. Проведенные в рамках СВМДА за последние два года встречи высокого уровня уже стали важным шагом в создании действенного механизма безопасности в Азии. С принятием в 2002 году «Декларации об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями» и 2004 году «Каталога мер доверия» и  сотрудничество в этой области приобретает все более системный и углубленный характер.

В формате Организации  Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) подписано Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР), к задачам которых отнесена и борьба с терроризмом. Соответствующими нормативными правовыми актами регламентированы организационные аспекты создания КСОР. Принят Перечень организаций, признанных террористическими и экстремистскими на территориях государств-участников ОДКБ.

Страны центрально-азиатского региона открыты и активно  сотрудничают в вопросах реализации организуемых международным сообществом  мер в борьбе с международным  терроризмом с Контртеррористическим Комитетом Совета Безопасности ООН, по соответствующим программам с НАТО/СЕАП, ОБСЕ.

Повышение профессионального  уровня подготовки казахстанских специалистов, осуществляющих борьбу с терроризмом  и экстремизмом, является составной частью международного сотрудничества и осуществляется в специализированных центрах России, Китая, Австрии, Германии, Египта.

Последовательно  реализуется  единая государственная антитеррористическая  политика.  

В этих целях  поэтапно совершенствуется национальное законодательство в области борьбы с терроризмом и экстремизмом.

13 июля 1999 года  в Республике Казахстан был принят Закон «О противодействии терроризму».

10 февраля 2000 года издан Указ Президента  Республики Казахстан «О мерах  по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма».

19 февраля 2002 года принят Закон Республики  Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по  вопросам борьбы с терроризмом».

18 февраля 2005 года  принят Закон «О противодействии экстремизму», в котором определяются правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, национальной безопасности.

В рамках проводимой конституционной  реформы Законом Республики Казахстан  внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные  акты по вопросам смертной казни, в том числе ее применения за совершение террористических преступлений, перечень которых уточнен в Уголовном кодексе.

В соответствии с решениями  Совета Безопасности ООН в стране налажена система противодействия  отмыванию денег и финансированию террористических организаций. Принят Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым создан соответствующий уполномоченный орган – Комитет финансового мониторинга Министерства финансов.

Информация о работе Международные нормативные правовые акты о противодействии распространению экстремизма и международного терроризма