Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:29, лекция
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) выразила озабоченность резким ростом в Европе некоторых форм экстремизма, которые под прикрытием действующей в европейских странах системы обеспечения прав и свобод используются для достижения целей, противоречащих демократическим и правочеловеческим ценностям Европы, а в наиболее вопиющих случаях служат для оправдания и даже пропаганды насилия.
Введение…………………………………………………………………………
Раздел 1. Борьба с международным терроризмом и экстремизмом в Республике Казахстан.
1.1 Противодействие терроризму и экстремизму - приоритетное направление в обеспечении национальной безопасности страны…………..
Раздел 2. Международное сообщество по противодействию распространения терроризму…………………………
2.1 Международные конвенции и договоры по борьбе с терроризмом и экстремизмом……………………………………………………………………
2.2 Противодействие терроризму в рамках ШОС и ОДКБ………………….
2.3 Международный комитет по противодействию экстремизму…………..
2.4 Деятельность государственных органов в рамках национальных антитеррористических систем…………………………………………………
2.5 Зарубежные национальные организации, осуществляющие борьбу с международным терроризмом, и их компетенции…………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
3
5
11
17
23
24
27
32
35
Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.);
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.);
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.);
Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.);
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.);
Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) и др.
Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Монреаль, 1988);
Протокол о борьбе с незаконными актами, угрожающими безопасности платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 1988);
Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 1980);
Международная конвенция о борьбе с террористическими взрывами (Нью-Йорк, 1997);
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 1999);
Международная конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1991);
Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк 2005).
Другие конвенции:
Конвенции Международной организации
гражданской авиации о
Резолюция Советом Безопасности ООН №1269 (1999).
Резолюция Советом Безопасности ООН №1368 (2001).
Резолюция Советом Безопасности ООН №1373 (2001).
Европейская конвенция о борьбе с терроризмом.
Основные направления
борьбы с терроризмом сформулированы
в Резолюции Генеральной
Кроме этого Декларация провозгласила, что государства обязаны, в частности:
а) воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней;
в) обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;
с) стремиться к заключению специальных соглашений с этой | целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;
d) сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;
e) оперативно
предпринимать все необходимые
меры к претворению в жизнь
существующих международных
Когда к преступным актам терроризма имеет отношение само государство, с точки зрения современного международного права они приобретают особенно опасный характер. Поддержка со стороны государств действий террористических групп и отдельных террористов осуждается в ряде деклараций и резолюций ООН.
Наиболее же опасной формой терроризма является государственный терроризм, то есть использование потенциала государства, и прежде всего его вооруженных сил, в террористических целях, действия, предпринимаемые на государственном уровне с целью подрыва суверенитета и независимости других государств, а также воспрепятствования осуществлению права народов на самоопределение.
Однако после принятия в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 39/159, осудившей такую политику и практику в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами, концепция государственного терроризма не получила развития.
В Определении агрессии 1974 года такие действия государства, в частности засылка вооруженных банд, групп или наемников, которые применяют вооруженную силу против другого государства, отнесены к актам агрессии.
Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 году, не удалось выработать общеприемлемого определения международного терроризма. Объясняется это, прежде всего, различием взглядов на методы борьбы национально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в терроризме.
Показательно и название пункта повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН, который рассматривался в течение многих лет: «Меры по предотвращению международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей, или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучение коренных причин тех форм терроризма и актов насилия, которые проистекают из нищеты, безысходности, бед и отчаяния и побуждают некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен».
К таким причинам Специальным комитетом по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, нарушение политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и неофашизм, политическая, социальная и экономическая несправедливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страдания и др. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в резолюциях: 42/159 от 1 декабря 1987г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 от 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин международного терроризма, уделяя при этом «особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность».
На 51-й сессии в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9.12.1994) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. -1998. года и постановила учредить Специальный комитет для последовательного решения задач выработки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и рассмотрения способов дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенции, касающихся международного терроризма.
Кроме того, ведется обсуждение проекта Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму (Comprehensive Convention on International Terrorism), которая призвана собрать основные положении перечисленных правовых документов, дополнив их положениями, необходимость которых продиктована сегодняшней ситуацией.
За последние 40 лет были подписаны 3 европейские антитеррористические конвенции, а также 2 американские, 2 азиатские и 3 арабские . В 1992-1993 гг. было принято 3 Резолюции Совета Безопасности ООН, которые, в частности, закрепили право на обмен разведданными между государствами-членами, а также постановили создание Контртеррористического комитета на базе Совбеза ООН.
«Глобальная контртеррористическая стратегия» (The UN Global Counter-Terrorism Strategy), принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году, стала первым международным официальным документом, признавшим значительную роль гражданского общества в антитеррористической деятельности государств. Согласно Стратегии, гражданское общество реализует свою функцию через работу различных контртеррористических неправительственных организаций.
На региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др.
Одним из важнейших направлений в области борьбы с терроризмом является объединение усилий государств-участников СНГ.
Позитивным результатом сотрудничества стран СНГ является разработка и подписание ряда документов, которые создают необходимую юридическую базу для практической работы по противодействию терроризму, разработки сопряженного законодательства стран в борьбе с терроризмом.
Учитывая, что тенденция
к интернационализации
Для обеспечения координации и взаимодействия своих действий в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма 20-21 июня 2000 г. государствами-участниками СНГ было принято Решение о создании Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств, а также утверждена Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.
Главами стран СНГ утверждена Программа государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.
Несмотря на единодушие стран-членов ООН в оценке опасности терроризма, выстроить адекватную систему противодействия терроризму пока не удается.
Сегодня все же имеется противоречие между единым криминальным пространством и разрозненностью усилий правоохранительных органов различных государств в оперативно-розыскном и информационном обеспечении борьбы с терроризмом, которые пока еще не успевают за развитием криминальных процессов из-за слабого взаимодействия между многочисленными международными общественными организациями.
2.2 Противодействие терроризму в рамках ШОС и ОДКБ.
В 2001 году одновременно с Декларацией о создании Шанхайской организации сотрудничества была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, являющаяся одним из основополагающих документов Организации.
Подписанная 7 июня 2002 года Хартия Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) определила совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях в качестве одной из ключевых задач Организации.
В целях противодействия «трем злам» и во исполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС – постоянно действующий орган, предназначенный для координации и укрепления взаимодействия компетентных органов государств-членов Организации в указанной сфере. Исполнительный комитет (штаб-квартира) РАТС ШОС находится в Ташкенте (Узбекистан) и функционирует с 2004 года.
Соглашение о РАТС ШОС вступило в силу 14 ноября 2003 года. В 2003 году утверждены Регламент, структура и штатное расписание Исполкома РАТС. Совет РАТС ШОС является руководящим органом, который принимает решения обязательного характера по всем вопросам деятельности Структуры. Его заседания проходят, как правило, два раза в год. Членами Совета РАТС ШОС являются государства-члены Организации. Российская Федерация представлена в Совете первым заместителем Директора ФСБ С.М.Смирновым. Председательство в Совете РАТС ШОС осуществляется в течение одного года по принципу ротации и в порядке русского алфавита.
Последнее заседание Совета РАТС ШОС состоялось 21 сентября 2011 года в Пекине, 20-е заседание Совета РАТС состоится 27 марта 2012 года в Ташкенте.
Директором Исполкома РАТС ШОС на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года был назначен представитель Казахстана Д.М.Джуманбеков.
В 2005 году принято решение об учреждении института постоянных представителей государств-членов Шанхайской организации сотрудничества при РАТС ШОС.
Основными задачами РАТС ШОС являются:
-разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для государств-членов ШОС;
-формирование банка данных РАТС ШОС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования;
-содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений;
-участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подготовке кадров для антитеррористических формирований.
РАТС ШОС активно
развивает международные
За прошедшие годы согласованы и подписаны документы, создавшие солидную основу для деятельности РАТС ШОС, в т.ч.: