Международные нормативные правовые акты о противодействии распространению экстремизма и международного терроризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:29, лекция

Краткое описание

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) выразила озабоченность резким ростом в Европе некоторых форм экстремизма, которые под прикрытием действующей в европейских странах системы обеспечения прав и свобод используются для достижения целей, противоречащих демократическим и правочеловеческим ценностям Европы, а в наиболее вопиющих случаях служат для оправдания и даже пропаганды насилия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
Раздел 1. Борьба с международным терроризмом и экстремизмом в Республике Казахстан.
1.1 Противодействие терроризму и экстремизму - приоритетное направление в обеспечении национальной безопасности страны…………..
Раздел 2. Международное сообщество по противодействию распространения терроризму…………………………
2.1 Международные конвенции и договоры по борьбе с терроризмом и экстремизмом……………………………………………………………………
2.2 Противодействие терроризму в рамках ШОС и ОДКБ………………….
2.3 Международный комитет по противодействию экстремизму…………..
2.4 Деятельность государственных органов в рамках национальных антитеррористических систем…………………………………………………
2.5 Зарубежные национальные организации, осуществляющие борьбу с международным терроризмом, и их компетенции…………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
3



5



11
17
23

24

27
32
35

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ МПА.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

- Концепция сотрудничества  государств-членов ШОС в борьбе  с терроризмом, сепаратизмом и  экстремизмом;

- Программа сотрудничества  государств-членов ШОС в борьбе  с терроризмом, сепаратизмом и  экстремизмом на 2010-2012 годы;

- Соглашение о сотрудничестве  в области выявления и перекрытия  каналов проникновения лиц, причастных  к террористической, сепаратистской  и экстремистской деятельности;

- Соглашение о подготовке  кадров для антитеррористических  формирований государств-членов ШОС;

Важной вехой в развитии нормативной правовой базы Шанхайской организации сотрудничества по противодействию терроризму стала подписанная на саммите глав государств-членов ШОС в Екатеринбурге 16 июня 2009 года Конвенция ШОС против терроризма, в которой закреплены направления противодействия терроризму, формы и методы борьбы с ним с учетом положений Глобальной контртеррористической стратегии ООН и профильных конвенций ООН и резолюций Совета Безопасности ООН.

С учетом того, что террористические организации в настоящее время для достижения своих целей широко используют информационные технологии, на саммите государств-членов ШОС в 2009 году было подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, в котором вопросы противодействия кибертерроризму являются одними из основных.

Большое внимание РАТС ШОС уделяет  практической составляющей в сфере  противодействия терроризму. Так, в  целях организации международного розыска лиц, причастных к террористической, экстремистской и сепаратистской деятельности на пространстве государств-членов ШОС, на базе «Списка лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера» ведется формирование «Единого разыскного реестра органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС».

Большое значение придается вопросам координации действий спецслужб, в том числе при проведении контртеррористических операций различного характера. В сентябре 2008 года состоялись антитеррористические учения «Волгоград-Антитеррор–2008», целью которых была отработка взаимодействия в защите экологически опасных объектов инфраструктуры. 17-19 апреля 2009 года в Таджикистане состоялись совместные командно-штабные антитеррористические учения «Норак-Антитеррор-2009», которые были посвящены совместным действиям на случай проникновения экстремистов из Афганистана. 16-26 августа 2010 года на территории России в два этапа прошли совместные антитеррористические учения органов безопасности государств-членов ШОС «Саратов-Антитеррор-2010», в которых приняли участие сотрудники правоохранительных органов и спецслужб России, Киргизии и Казахстана. (Индия, Пакистан и Иран участвовали в качестве наблюдателей). В ходе учений проверялась эффективность взаимодействия оперативно-розыскных подразделений спецслужб государств-членов ШОС, действенность системы административных, режимных, предупредительно-профилактических и иных антитеррористических мер. На учениях отрабатывались методики по пресечению террористических актов на объектах проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, что особенно было актуально в связи с подготовкой крупных спортивных мероприятий в Китае, Казахстане и России.

С 5 по 8 мая 2011 года при координирующей роли РАТС ШОС с участием сотрудников  антитеррористических подразделений  МОБ Китая, Управления МОБ СУАР КНР, а также ГКНБ Киргизской Республики и ГКНБ Республики Таджикистан на территории КНР было успешно проведено совместное учение спецслужб и правоохранительных органов государств-членов ШОС «Тянь-Шань-2011». Учение в Китае продемонстрировало высокий уровень профессиональной подготовки руководящего и оперативного состава специальных служб и правоохранительных органов государств-членов ШОС при проведении широкомасштабных специальных операций в условиях возникновения массовых беспорядков и связанных с ними террористических актов.

В связи с тем, что трансграничная преступность является неотъемлемой составляющей терроризма и экстремизма, в Организации запущен механизм сотрудничества министерств внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС по противодействию организованной трансграничной преступности и обеспечению общественной безопасности. В этих целях на совещании Министров внутренних дел государств-членов ШОС 18 мая 2009 года в Екатеринбурге был подписан Протокол о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной преступностью. Кроме того были приняты решения приступить к созданию Центра ШОС по сбору и анализу информации о противоправной внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц на территории государств-членов Организации, а также разработать рамочное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью. В ходе Ташкентского саммита ШОС (11 июня 2010 года) это Соглашение было подписано. В настоящее время прорабатываются вопросы его практической реализации.

Одним из направлений сотрудничества в сфере антитеррора стали регулярные контакты военных ведомств государств-членов Организации. Механизм совещаний министров обороны был запущен в 2002 году. С 2006 года эти встречи проходят ежегодно.

Оборонные ведомства  активно сотрудничают в проведении совместных антитеррористических учений вооруженных сил. В августе 2003 года в сопредельных районах Казахстана и Китая были проведены антитеррористические учения «Взаимодействие–2003», в которых приняли участие свыше 1000 военнослужащих Казахстана, Китая, Киргизии, России и Таджикистана, была задействована авиация, тяжелая техника и артиллерия. В августе 2007 года в Челябинской области прошли совместные антитеррористические учения вооруженных сил государств-членов ШОС «Мирная миссия–2007». Важным этапом совершенствования взаимодействия на антитеррористическом треке стали учения государств-членов ШОС «Мирная миссия – 2010» на территории Казахстана (сентябрь 2010 года).

ОДКБ

Организации Договора о коллективной безопасности была образована 18 сентября 2003  года на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь).

Целями Организации  Договора о коллективной безопасности являются - укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам. Организация Договора о коллективной безопасности содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.

Основными направлениями  деятельности Организации Договора о коллективной безопасности являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и другим угрозам.

Ключевые статьи Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года:

Статья 2. «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников Договора, либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники будут  незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих действий и принятия мер  для устранения возникшей угрозы».

Статья 4. «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников» и «все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Статья 6.  «Решение об использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии в соответствии со статьей 4 Договора принимается Главами государств-участников. Использование Вооруженных сил за пределами территории государств-участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности и строго в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и законодательством государств-участников Договора».

Одним из приоритетных направлений деятельности ОДКБ является противодействие таким вызовам и угрозам, как распространение оружия массового уничтожения, терроризм, экстремизм, наркоторговля, организованная преступность, незаконная миграция, деструктивное информационное воздействие. Возрастает значение предотвращения и ликвидации последствий техногенных, природных и экологических катастроф». 

Государства-члены  Организации осуществляют военное  сотрудничество  по  следующим направлениям:

 Совершенствование  нормативной правовой базы, определяющей  стратегические приоритеты деятельности  ОДКБ в сфере обеспечения коллективной  безопасности и регламентирующей  механизмы функционирования сил  и средств коллективной безопасности для отражения вооруженного нападения (агрессии) в отношении одного или нескольких государств-членов ОДКБ.

 Сближение  законодательств государств-членов  Организации по вопросам обеспечения  индивидуальной и коллективной  самообороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН. Оказание государствами-членами  ОДКБ взаимной помощи в развитии  вооруженных сил, их оснащении современными образцами вооружения и военной техники. Формирование и развитие коалиционной и региональных (объединенных) группировок войск (сил), создание в перспективе Коллективных сил ОДКБ. Развитие объединенных военных систем (ПВО, разведки, управления и других). Развитие Миротворческих сил ОДКБ. Осуществление совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств-членов Организации.

  Совершенствование  системы всестороннего (оперативного, технического, тылового) обеспечения  деятельности сил и средств  системы коллективной безопасности.   Сотрудничество в вопросах подготовки военных кадров.   Координация деятельности государств-членов ОДКБ в сфере осуществления военного сотрудничества с другими государствами и международными организациями.

Коллективные  силы оперативного реагирования (КСОР)

Решение о создании КСОР было принято президентами государств-членов ОДКБ на февральском 2009 г. саммите Организации. 14 июня 2009 года на очередной сессии Совета коллективной безопасности в Москве пакет документов по КСОР ОДКБ был подписан. КСОР - воинские контингенты и формирования сил специального назначения, выделенные государствами – членами Организации для совместного решения возложенных на них задач по обеспечению коллективной безопасности. Состав КСОР:  воинские контингенты и формирования сил специального назначения (от органов госбезопасности, МВД, МЧС и др.), оснащенные современными и совместимыми вооружением, военной (специальной) техникой.

Для управления КСОР при подготовке и проведении операции будет создаваться Командование  во главе с Командующим. В повседневной деятельности (до принятия решения на применение КСОР) задачи по планированию развертывания, применения, координации совместной подготовки контингентов КСОР возлагаются на Объединенный штаб ОДКБ.   

Задачи, возлагаемые на  КСОР: участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи; другие задачи, определенные Советом коллективной безопасности.

 

2.3 Международный комитет по противодействию экстремизму.

Международный комитет по противодействию экстремизму  создан 24 ноября 2012 года в городах  Минске и Санкт-Петербурге на основании  решения ряда организаций из государств – участников СНГ (Белоруссия, Россия) для содействия в реализации международных нормативных актов против экстремизма, консолидации общественного мнения против экстремизма.

Утвержден флаг Международного комитета по противодействию  экстремизму, который состоит из трех полос зеленого, красного и  синего цвета, символизирующих этический (нравственный) стандарт не причинения человеком вреда себе, другим людям, и среде обитания.

Эмблема противодействия  экстремизму символизирует нравственный (этический) стандарт в виде трех полос  на щите зеленого, красного и синео  цвета, а также меч как символ защиты граждан стран мира от эстремизма.

Международные нормативные акты против экстремизма:

«Шанхайская конвенция  о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия  экстремизма (п. 3 ч. 1 ст. 1): экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Данную Шанхайскую конвенцию подписали: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.

С января 2012 года начал свою работу общественно-правовой просветительно-информационный ресурс против экстремизма "Международный  сетевой информационно-аналитический ресурс". В ноябре 2012 года данный ресурс стал ресурсом Международного комитета по противодействию экстремизму.

Цель  Международного комитета по противодействию экстремизму – информирование граждан об источниках угроз их безопасности со стороны лиц и организаций, использующих методы экстремизма для достижения своих целей.

Международный комитет по противодействию экстремизму  консолидирует экспертное сообщество против экстремизма, поддерживает работников подразделений полиции, экспертов и судей, осуществляющих противодействие и пресечение экстремисткой деятельности.

Информация о работе Международные нормативные правовые акты о противодействии распространению экстремизма и международного терроризма