Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 11:14, курсовая работа
В научной и учебной литературе нормативно-правовому акту даются разные определения, его зачастую неправильно отождествляют правовым актом. Данное обстоятельство и обуславливает актуальность моей курсовой работы, т.к именно нормативно-правовой акт считается самой совершенной формой современного позитивного права, необходимого для существования любого государства в целом. Но для того чтобы понять назначение нормативно-правового акта, как основного правового акта, направленного на урегулирование отдельных общественных отношений, необходимо, прежде всего, дать его научное определение, рассмотреть виды и способы принятия.
Введение 2
Глава 1 Нормативно-правовой акт 4
§ 1. Понятие нормативно-правового акта 4
§ 2. Классификация и виды 5
§ 2.1. Законы 7
§ 2.2. Подзаконные акты 12
§ 3. Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу 18
Глава 2 Действия нормативно-правовых актов 21
§ 1. Действия нормативно-правовых актов во времени 21
§ 2. Действия нормативно-правовых актов в пространстве 26
§ 3. Действия нормативно-правовых актов по кругу лиц 28
Заключение 32
Библиографический список 34
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРИ
МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛЕНИЕ
СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра
«Теории государства
и права»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Дисциплина:
« Теория государства
и права»
Тема:
«Нормативно-правовые
акты»
Автор: Стрилец Надежда Олеговна
Группа В.2007.09. КОПС-9
Руководитель:
Гапоненко Д. Б.
Защищена:
«
»
2008г.
Волжский 2008
Содержание
Введение
2
Глава 1 Нормативно-правовой акт 4
§ 1. Понятие нормативно-правового акта 4
§ 2. Классификация и виды 5
§ 2.1. Законы 7
§ 2.2. Подзаконные акты 12
§ 3. Порядок
вступления законов и подзаконных актов
в силу 18
Глава 2 Действия нормативно-правовых актов 21
§ 1. Действия нормативно-правовых актов во времени 21
§ 2. Действия нормативно-правовых актов в пространстве 26
§ 3. Действия
нормативно-правовых актов по кругу лиц
28
Заключение 32
Библиографический
список 34
Введение
В соответствии с Конституцией РФ1 наше государство является – правовым. В свою очередь право, как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки его формирования, то есть систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения.
Источник – это основные начала, исходные положения. Обычно различают источники права в широком и узком смысле слова. В научной литературе дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально юридических источников, есть еще источники права.
Термин «источник права» может иметь несколько значений. В смысле технического термина под источником права понимаются способы выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях – всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, то есть то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, судебная практика и т. д.).
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным его источником права.
Представленная работа посвящена теме "Нормативно-правовые акты". Тема "Нормативно-правовые акты" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Нормативно-правовые акты". Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы " Нормативно-правовые акты". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Нормативно-правовые акты" определяют несомненную новизну данного исследования.
В
научной и учебной литературе
нормативно-правовому акту даются разные
определения, его зачастую неправильно
отождествляют правовым актом. Данное
обстоятельство и обуславливает актуальность
моей курсовой работы,
т.к именно нормативно-правовой акт считается
самой совершенной формой современного
позитивного права, необходимого для существования
любого государства в целом. Но
для того чтобы понять назначение нормативно-правового
акта, как основного правового акта, направленного
на урегулирование отдельных общественных
отношений, необходимо, прежде всего, дать
его научное определение, рассмотреть
виды и способы принятия. Особенно интересным
является вопрос нормотворчества, т.к.
именно при выполнение этого процесса
возникает множество проблем.
Глава 1 Нормативно-правовой акт
§
1. Понятие нормативно-
правового акта
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством. Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе. Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права.2
Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками.
Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности органов государства. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъекты правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.
Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением определенной процедуры. Так, например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе. Статья этого Регламента закрепляет положение, что «рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях». Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.
В-третьих, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Он вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с его распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означает распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.
В-четвертых,
в нормативно-правовых актах содержатся
правила поведения общего характера, обладающие
государственной обязательностью. Поэтому
нормативно-правовые акты следует отличать
от индивидуальных юридических актов,
которые не являются источниками права.
§
2. Классификация и виды
Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести по различным основаниям: по юридической силе; по объему и характеру действия; по содержанию; по субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Юридическая сила нормативно-правового акта определяет его место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий). По субъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), акты исполнительной власти (подзаконные акты), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы:
Таким
образом, в зависимости от юридической
силы все нормативные акты группируются
в определенную систему, в которой каждый
из каждый из актов занимает свое место
и играет свою роль.
§
2.1. Законы
Пусть торжествует закон (юстиция),
если даже погибнет
мир…3
Так исходя из этого замечательно утверждения я попытаюсь дать определение что же такое закон . На мой взгляд Закон - это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:
Во-первых, закон - юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; закон - всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон - источник права;
Во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны - в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;
В-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все под силу", все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
В-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам "начинается".
Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.
Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов.
Законы подразделяются на:
а) конституцию, конституционные (органические);