Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 11:14, курсовая работа
В научной и учебной литературе нормативно-правовому акту даются разные определения, его зачастую неправильно отождествляют правовым актом. Данное обстоятельство и обуславливает актуальность моей курсовой работы, т.к именно нормативно-правовой акт считается самой совершенной формой современного позитивного права, необходимого для существования любого государства в целом. Но для того чтобы понять назначение нормативно-правового акта, как основного правового акта, направленного на урегулирование отдельных общественных отношений, необходимо, прежде всего, дать его научное определение, рассмотреть виды и способы принятия.
Введение 2
Глава 1 Нормативно-правовой акт 4
§ 1. Понятие нормативно-правового акта 4
§ 2. Классификация и виды 5
§ 2.1. Законы 7
§ 2.2. Подзаконные акты 12
§ 3. Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу 18
Глава 2 Действия нормативно-правовых актов 21
§ 1. Действия нормативно-правовых актов во времени 21
§ 2. Действия нормативно-правовых актов в пространстве 26
§ 3. Действия нормативно-правовых актов по кругу лиц 28
Заключение 32
Библиографический список 34
Акты центральных органов исполнительной власти. Центральными органами исполнительной власти согласно Закону Российской Федерации о Правительстве Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Министерства финансов, Министерства транспорта. Центрального банка, Санэпидемнадзора и т.д. К нормативным по своему содержанию относятся, например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", утвержденные Минжилкомхозом "Правила пользования системами коммунального водоснабжения".
Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.
Акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и администрации);
Нормативные акты региональных и местных муниципальных органов являются ограниченно-общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории - региона, области, города, района.
В этих сложных взаимосвязях необходимо обратить внимание на такие моменты.
Нормативные акты региональных и местных муниципальных органов являются ограниченно-общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории - региона, области, города, района.
Нижнюю ступеньку в иерархии подзаконных актов занимают ведомственные акты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов (среди этих актов много индивидуальных, нормативными являются акты, называемые, как правило, инструкциями, циркулярами, примерными положениями, уставами).
Все виды актов, о которых шла речь выше, являются подзаконными актами в том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагается самим законом или вытекает из требования практики управления общественными делами.
В теории права существует немаловажная проблема - соответствие подзаконных актов самим законам, что выражается в принципе «верховенства закона».
«Верховенство закона» как принцип правового государства означает не только обязательность исполнения закона, но и обязательное соответствие всех иных нормативно-правовых актов закону, в том числе соответствие законов субъектов федерации федеральным законам.
Этот принцип «верховенства закона» следует отличать от принципа «верховенства права». В последнем заключена иная идея, а именно - приоритета права над произволом, усмотрением власти. Руководствоваться правом при решении всех дел, связанных с управлением, - таков смысл этого принципа. И, следовательно, верховенство права над произволом, усмотрением, субъективизмом выражается в принципе «верховенство права». В рамках этого принципа должно обеспечиваться также равенство всех перед судом, законом и, подчеркнем, властью.
Следует
упомянуть и о таких
То
есть фактически, подзаконные акты
обладают меньшей юридической силой,
базируются на них. Несмотря на то, что
в нормативно-правовом регулировании
общественных отношений главное и определяющее
место занимает закон, подзаконные акты
имеют тоже важнейшее значение в жизни
любого общества, играя вспомогательную
и детализирующую роль.
§1.3
Порядок вступления
законов и подзаконных
актов в силу
Законы и подзаконные акты "появляются на свет" и включаются в действующее законодательство в результате сложной деятельности - правотворчества (законотворчества).
Правотворчество (законотворчество) - это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс право образования, в результате которой приобретает юридическую сипу и вступает в действие закон.
Главное звено в правотворчестве (законотворчестве) - принятие законодательным органом проекта, в результате которого он становится законом - документом, имеющим высшую юридическую силу. Особый характер носит правотворчество при проведении всенародных референдумов; здесь закон принимается непосредственно народом.
Правотворческий процесс осуществляется в определенной процедуре, когда совершаются правотворческие действия.
Основными правотворческими действиями (их называют также стадиями законотворческого процесса) являются10:
1)
законодательная инициатива, т.е.
официальное внесение
2) решение компетентного органа о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта,
3)
внесение законопроекта в
4)
принятие законопроекта (
Особой
стадией после принятия закона и
подзаконных актов является, его официальное
опубликование (обнародование, оглашение,
доведение до сведения адресатов). При
этом согласно Конституции, опубликование
законов обязательно. Это значит, - что
неопубликованные законы не применяются.
Более того, по Конституции, "любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения".11
Глава 2 Действие нормативно-правовых актов
§
1. Действия нормативно-правовых
актов во времени
Определяя границы действия нормативных актов во времени. Закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении.
Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.
Что считается "моментом вступления" нормативное правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоциируется этот момент? В государственно-правовой теории и практике разных стран нет единого ответа на эти вопросы.
В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстремальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах Федерации - постановления Правительства.
В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).
В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу с момента их опубликования.
В Российской Федерации, порядок вступления нормативно-правовых актов в силу регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в силу законов РФ.12
В соответствии с ним, в течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в официальном источнике, каковыми являются - Российская Газета и Собрание Законодательства Российской Федерации. Закон цитируется по тому, как он опубликован в этих официальных источниках. 23 мая 1996 года был подписан Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с ним эти акты должны быть опубликованы в Российской газете и СЗРФ в течение 10 дней с момента принятия.
Федеральные законы вступают в действие на всей территории Российской Федерации в течение 10 дней, а указы Президента РФ - в течение 7 дней, таким образом и в том и в другом случае, между принятием акта и вступлением его в силу проходит 17 дней.
В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, или же указывается в других, специально изданных актах для введения их в действие.
В специально изданных актах ( законах, постановлениях Правительства, и т.д.) указываются сроки вступления в силу таких, скажем, правовых документов, как Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации13, Таможенный кодекс Российской Федерации.
Для сложных и важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть более длительным. чем для всех других нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных, подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее важных и сложных нормативно-правовых актов.
Немалое значение имеют не только сроки, но и способы "вступления в силу", или "введения в действие", нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика, обусловленная невозможностью (технически, организационно, ввиду отсутствия современных средств связи) обнародования одновременно на всей территории страны принимаемого нормативно-правового акта.