Нормативно-правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

В научной и учебной литературе нормативно-правовому акту даются разные определения, его зачастую неправильно отождествляют правовым актом. Данное обстоятельство и обуславливает актуальность моей курсовой работы, т.к именно нормативно-правовой акт считается самой совершенной формой современного позитивного права, необходимого для существования любого государства в целом. Но для того чтобы понять назначение нормативно-правового акта, как основного правового акта, направленного на урегулирование отдельных общественных отношений, необходимо, прежде всего, дать его научное определение, рассмотреть виды и способы принятия.

Оглавление

Введение 2
Глава 1 Нормативно-правовой акт 4
§ 1. Понятие нормативно-правового акта 4
§ 2. Классификация и виды 5
§ 2.1. Законы 7
§ 2.2. Подзаконные акты 12
§ 3. Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу 18
Глава 2 Действия нормативно-правовых актов 21
§ 1. Действия нормативно-правовых актов во времени 21
§ 2. Действия нормативно-правовых актов в пространстве 26
§ 3. Действия нормативно-правовых актов по кругу лиц 28
Заключение 32
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курсовая Нормативно-правовые акты.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Во  Франции, например, длительное время действовал специальный декрет14, в соответствии с которым каждый вновь изданный закон вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепенно, по округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после поступления по почте в его главный город очередного номера журнала Journal Officiel, в котором излагалось содержание данного акта.

     Однако, несмотря на то, что во многих странах в силу объективных причин широко была распространена практика постепенного введения в действие закона, преимущество все же признавалось за вступлением в силу закона одновременно на всей территории государства. Отмечалось лишь одно "неудобство", а именно: при установлении '"слишком краткого срока" возникало опасение, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения в действие закона могут появиться негативные последствия такого положения.

     Вывод, к которому приходили правоведы  того времени относительно преимуществ  и недостатков вступления в силу законов одновременно и постепенно, сводился к тому, что "сравнительная ценность той и другой системы обусловливается величиною государства и культурой страны'''. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Система введения в действие закона одновременно на всей территории получила повсеместное я неоспоримое признание.

     Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом. Согласно сложившейся  практике, утрата им юридической силы происходит в результате следующих  обстоятельств.

     Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период.

     Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете "Общие положения о законе" Италии, действующем еще с 1942 года, особо поясняется, что "законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона''.

     В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, вступившей в силу "со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования", а именно, 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось "действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями ".

     В связи с рассмотрением вопроса  о границах действия нормативных  актов во времени необходимо рассмотреть  такое понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

     По  общему правилу, законы и другие нормативные  акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, например применительно к России, что в случае возникновения, скажем, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который действовал во время возникновения спора или совершения противоправного деяния. Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Например, законодательство Италии предусматривает, что  "закон предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы". Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.

     Исключением являются только те случаи применения уголовного закона, которые предусматривают  смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. В некоторых случаях обратная сила закона признается в гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.  
 

§ 2. Действия нормативно-правовых актов в пространстве 

     Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени существуют общепризнанные границы  его действия в пространстве, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

       При этом под государственной  территорией понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

     По  территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

     На  всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации"15.

     Однако  акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. В России таковыми могут быть, например, законы, указы Президента или постановления Правительства, касающиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии.

     Действие  некоторых нормативно-правовых актов  может выходить за пределы территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права.

     В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора16.

     Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Так, в Конституции  Испании говорится, что "международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями после их официальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннего законодательства". Это означает, что они применяются для регулирования отношений, возникающих на территории Испании на тех же основаниях и в том же порядке, что и нормативно-правовые акты, действующие внутри самого государства.  

§ 3. Действия нормативно-правовых актов по кругу  лиц 

     Важное  значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение  действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

     По  общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан данного государства. Наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, государство должно не только принимать меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований н положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации", например, прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные интересы граждан, а "при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации"'.

     Когда гражданин Российской Федерации  является одновременно гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством России, но и покровительством "своего' нового государства. Двойное гражданство, а следовательно, двойное покровительство допускается, согласно Конституции Российской Федерации17, лишь в одном из двух случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным законом или же если это предусмотрено соответствующим международным договором России. Конституция Российской Федерации особо акцентирует внимание на том, что наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре.18

     Законодательство  России, впрочем, как и законодательство других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

     В соответствии с Конституцией Италии правовое положение иностранцев и лиц без гражданства "регулируется законом в соответствии с международными нормами и договорами".

     Конституция и текущее законодательство Швеции безоговорочно "уравнивают в правах" иностранцев и лиц без гражданства со шведскими гражданами лишь в определенных вопросах. Именно - в вопросах защиты от принуждения участвовать в собраниях "с целью формирования мнений, или в демонстрациях..."; защиты от смертной казни, телесного наказания и пыток, а также от медицинского воздействия в целях принуждения или вопреки его желанию; права на судебную проверку, лишения свободы в связи с преступлением или подозрением и совершении преступления; защиты от обратной силы наказания и "от обратной силы иного правового воздействия за преступления"; защиты от привлечения к суду "в определенных случаях"; защиты "от неблагожелательного отношения по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения или по признаку пола"; права на профессиональные меры борьбы и права "на возмещение при экспроприации или на основе аналогичных распоряжений".

     Что же касается других вопросов, то иностранцы и лица без гражданства уравниваются со шведскими гражданами с определенными изъятиями и оговорками. Последние в обязательном порядке должны "вытекать из особых предписаний закона".

     Аналогичная практика существует и в других странах. В России, например, по Закону о правовом положении иностранных граждан  последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме. Они не могут быть назначены на определенные государственные должности, например прокурора, судьи, нотариуса, и занимать их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, такие, например, как обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации19. Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России, а также их административной и уголовной ответственности в законодательстве установлен и осуществляется ряд специальных правил.

     Особое  положение в России, равно как  и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и в значительной части гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела им не подведомственными. На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нормативно-правовые акты