Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:44, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права, проанализировать виды нормативно-правовых актов за разными критериями классификации.
Теоретико-методологической и эмпирической базой исследования стали труды и учебные пособия российских и украинских ученых практиков, законодательные акты. Объект исследования – нормативно-правовой акт, входящий в систему правовых актов Украины.
Введение
1. Понятие и юридические свойства нормативно-правовых актов, их соотношения с другими юридическими актами.
1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.
1.2. Юридические свойства нормативно-правовых актов.
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1.3.1. Действие нормативно-правовых актов Украины в территориальном отношении (пространстве);
1.3.2. Действие нормативно-правовых актов во времени
2. Виды нормативно-правовых актов.
3. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Заключение
Список литературы
План:
Введение
2. Виды нормативно-правовых актов.
3. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Нормативный правовой акт является ведущей формой украинского права. Именно он определяет тип отечественной правовой системы. От него зависят все другие формы права, он определяет их роль и иерархические системные взаимосвязи. Именно нормативные правовые акты составляют систему законодательства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на кажущуюся изученность и урегулированность вопроса связанного как с понятием нормативно-правового акта, так и с его местом и значением в системе Украинского законодательства, до сих пор отсутствует законодательное определение нормативного правового акта, что существенно затрудняет функционирование всех ветвей власти, фактически препятствует осуществлению правосудия и нарушает права граждан. Негативное влияние неопределенности важнейшего правового понятия сказывается на всей системе законодательства.
Нормативно-правовые
акты выступают в качестве средств
оформления решений соответствующих
государственных органов
Проблемы нормативно-правового акта, его виды и особенности достаточно широко исследуется в трудах авторов по теории, и практиков по методологии и организации судопроизводства в современных условиях. Это работы таких известных авторов как Алексеев С.С., Ведерников Ю.А., Кельман Н.С., Матузов Н.И., Малько А.В., Скакунов О.Ф., Тихомиров Ю.А., Цвик Н.В и других.
Конфликт между теорией и практикой привел фактически к низвержению тех доктринальных тезисов, которые еще не так давно казались незыблемыми. Например, появились ненормативные законы, предназначенные для разрешения единичного вопроса. Судебная система, работая в направлении выработки определения и признаков нормативного правового акта, фактически была вынуждена заняться восполнением пробела в праве.
Тот
факт, что нормативный правовой акт
предназначен для государственной
организации общественных отношений,
требует взаимодействия информационных
потоков в системе «государство
– общество». Эту роль выполняет
опубликование нормативных
Необходимая
иерархичность имеет место в
случае наличия ясных законодательных
оснований классификации
Всеобщий характер также выступает существенным признаком нормативного правового акта. Последний непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение. Нормативность - важнейший признак нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства.
Цель курсовой работы рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права, проанализировать виды нормативно-правовых актов за разными критериями классификации.
Теоретико-
Предметом
исследования являются общественные отношения,
связанные с применением нормативно-правового
акта и их реализацией.
РАЗДЕЛ I
ПОНЯТИЕ
И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ, ИХ СООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ
АКТАМИ
Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.
Нормативно-правовые акты следует отличать от иных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме (уставы политических партий, разнообразные акты общественно-политических движений и общественных организаций, инструкции по пользованию электронной техникой, бытовыми приборами и т.д.). Это отличие выражается в следующем:
Нормативно-правовые акты не следует отождествлять не только с нормативными, но и с иными правовыми (правоприменительными, интерпретационными) актами, имеющими свою видовую специфику.
Так:
В отличие от нормативно-правового интерпретационный акт (акт толкования) вообще не содержит норм права. Выполняя вспомогательные функции, он лишь разъясняет смысл и содержание нормативных предписаний, обслуживает нормативный акт [1, с. 379 – 380].
Очевидно,
что интерпретационный акт
Можно
считать интерпретационный акт
в определенной степени составной
частью, неотъемлемым элементом нормативного
акта, но сугубо условно. Такой вывод
можно отнести в первую очередь
каутентическому толкованию, под которым
обычно понимается разъяснение, исходящее
от органа, установившего толкуемую норму.
Что же касается так называемого легального
толкования, т. е. того второго вида нормативного
разъяснения, осуществляемого органами,
наделенными специальными полномочиями
издавать инструкции и разъяснения по
применению действующего законодательства,
либо органами, которым поручается издать
разъяснение того или иного действующего
нормативного акта, то на них этот вывод
явно не может быть распространен. Иначе
можно констатировать, что у нормативного
акта имеется два автора – сам правотворческий
орган и орган, осуществляющий легальное
толкование [12, с. 70].
уполномоченного субъекта;
Юридическая
сила - это специфическое свойство
нормативно-правовых актов, которое
отображает их соотношение и
Главным
критерием разделения нормативно-правовых
актов является их юридическая сила.
Они, соответственно, разделяются на
законы и подзаконные нормативно-
Следовательно,
за юридической силой нормативно-
Срок, в течение которого нормативно-правовой акт хранит своё действие, может определяться указанием определенного календарного периода, обозначением определенной даты, указанием на конкретные события, с ходом или наступлением которых заканчивается, исчерпывается действие настоящего акта.
Конституция Украины, которая принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года, является Основным Законом и актом высшей юридической силы, правовых актов на основе Конституции Украины и в полном соответствии с ней [2, ст. 8].
Верховная Рада Украины является единственным органом законодательной власти в Украине. Верховная Рада принимает законы, постановления и другие акты (ст.91). Законы Украины вступают в силу через 10 дней после их официального обнародования, если другое не определено самими законами, но не раньше дня их опубликования. Они подлежат официальному опубликованию в течение 15-ти дней после подписания и принятия к выполнению Президентом Украины. Официальным (относительно законов Украины, а также и других актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины и Кабинету Министров Украины) есть опубликование только в таких печатных изданиях: "Голос Украины", "Правительственный курьер", "Сведения Верховной Рады Украины", "Официальный вестник Украины".