Нормативно-правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права, проанализировать виды нормативно-правовых актов за разными критериями классификации.
Теоретико-методологической и эмпирической базой исследования стали труды и учебные пособия российских и украинских ученых практиков, законодательные акты. Объект исследования – нормативно-правовой акт, входящий в систему правовых актов Украины.

Оглавление

Введение
1. Понятие и юридические свойства нормативно-правовых актов, их соотношения с другими юридическими актами.
1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.
1.2. Юридические свойства нормативно-правовых актов.
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1.3.1. Действие нормативно-правовых актов Украины в территориальном отношении (пространстве);
1.3.2. Действие нормативно-правовых актов во времени
2. Виды нормативно-правовых актов.
3. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ТГиП.doc

— 89.52 Кб (Скачать)

План:

Введение

  1. Понятие и юридические свойства нормативно-правовых актов, их соотношения с другими юридическими актами.
    1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.
    2. Юридические свойства нормативно-правовых актов.
    3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по  кругу лиц
      1. Действие нормативно-правовых актов Украины в территориальном отношении (пространстве);
      2. Действие нормативно-правовых актов во времени

2. Виды нормативно-правовых актов.

3. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Нормативный правовой акт является ведущей формой украинского права. Именно он определяет тип отечественной правовой системы. От него зависят все другие формы права, он определяет их роль и иерархические системные взаимосвязи. Именно нормативные правовые акты составляют систему законодательства.

     Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на кажущуюся изученность и урегулированность вопроса связанного как с понятием нормативно-правового акта, так и с его местом и значением в системе Украинского законодательства, до сих пор отсутствует законодательное определение нормативного правового акта, что существенно затрудняет функционирование всех ветвей власти, фактически препятствует осуществлению правосудия и нарушает права граждан. Негативное влияние неопределенности важнейшего правового понятия сказывается на всей системе законодательства.

     Нормативно-правовые акты выступают в качестве средств  оформления решений соответствующих  государственных органов относительно установления, изменения или отмены норм права и внешней формы  бытия самих этих норм. Поэтому  значительное внимание уделяется им как в общей теории права, так  и в отдельных областях юридической  науки. В значительной степени это  объясняется тем, что определение  понятия нормативно-правового акта необходимо для совершенствования  украинского законодательства. Непосредственное практическое значения понятие нормативного акта не исчерпывается его значением  для систематизации. Оно важно  для подготовки проектов решений  государственных органов, для учета  действующего законодательства в государственных  органах, для публикации законодательных  актов и тому подобное.

          Проблемы нормативно-правового акта, его виды и особенности достаточно широко исследуется в трудах авторов по теории, и практиков по методологии и организации судопроизводства в современных условиях. Это работы таких известных авторов как Алексеев С.С., Ведерников Ю.А., Кельман  Н.С., Матузов Н.И., Малько А.В., Скакунов О.Ф., Тихомиров Ю.А., Цвик Н.В и других.

     Конфликт между теорией и практикой привел фактически к низвержению тех доктринальных тезисов, которые еще не так давно казались незыблемыми. Например, появились ненормативные законы, предназначенные для разрешения единичного вопроса. Судебная система, работая в направлении выработки определения и признаков нормативного правового акта, фактически была вынуждена заняться восполнением пробела в праве.

     Тот факт, что нормативный правовой акт  предназначен для государственной  организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе «государство – общество». Эту роль выполняет  опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов  предписаний с его содержанием. Поэтому устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения  их содержания до сведения других лиц. Ввиду отсутствия периодических  печатных изданий и всеобщей безграмотности требование письменной формы не могло  быть осуществлено ранее ХХ века. Оглашение  на площади, вырубание на камнях - вот  первоначальные способы доведения  актов до сведения.

     Необходимая иерархичность имеет место в  случае наличия ясных законодательных  оснований классификации нормативных  правовых актов по основаниям, включая  юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. А  компетентные органы государственной  власти должны осуществлять законные действия по защите этой системы от нарушений.

     Всеобщий  характер также выступает существенным признаком нормативного правового  акта. Последний непременно должен содержать общие предписания  в виде норм права и рассчитан  на многократное применение. Нормативность - важнейший признак нормативных  правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в  целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства.

     Цель курсовой работы рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права, проанализировать виды нормативно-правовых актов за разными критериями классификации.

     Теоретико-методологической и эмпирической базой исследования стали труды и учебные пособия российских и украинских ученых практиков, законодательные акты. Объект исследования – нормативно-правовой акт, входящий в систему правовых актов Украины.

     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с применением нормативно-правового акта и их реализацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ I

ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ СООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ АКТАМИ 

    1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.
 

     Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

      Нормативно-правовые акты следует отличать от иных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативные  предписания, выраженные в документально-письменной форме (уставы политических партий, разнообразные акты общественно-политических движений и общественных организаций, инструкции по пользованию электронной техникой, бытовыми приборами и т.д.). Это отличие выражается в следующем:

  1. нормативно-правовые акты исходят от государства, выражают сбалансированную государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на то законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;
  2. их основное содержание составляют типичные нормативные - предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;
  3. они имеют строго определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии;
  4. нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
  5. их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).

     Нормативно-правовые акты не следует отождествлять не только с нормативными, но и с иными правовыми (правоприменительными, интерпретационными) актами, имеющими свою видовую специфику.

     Так:

  1. если нормативно-правовой акт направлен на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, то акты применения права регулируют конкретные жизненные ситуации, единичные случаи (приговор суда);
  2. если нормативно-правовой акт рассчитан на неопределенно большое количество ситуаций, то акт применения права — на однократную реализацию;
  3. если нормативно-правовой акт не персонифицирован, адресован 
    неопределенно большому числу людей, попавших в типичную 
    жизненную ситуацию, то акт применения имеет конкретного адресата.

     В отличие от нормативно-правового  интерпретационный акт (акт толкования) вообще не содержит норм права. Выполняя вспомогательные функции, он лишь разъясняет смысл и содержание нормативных предписаний, обслуживает нормативный акт [1, с. 379 – 380].

     Очевидно, что интерпретационный акт имеет  определенное нормативное содержание – он носит общеобязательный характер, распространяется на тот или иной комплекс, серию случаев, действует  на заранее неперсонифицированный круг субъектов права. В этом он во многом схож с нормативным актом. Но главная функция нормативного акта – это устанавливать новые нормы права либо изменять или отменять действующие. Этого свойства у интерпретационного акта нет. Он лишь объясняет и уточняет объем действия и содержание действующих норм.

     Можно считать интерпретационный акт  в определенной степени составной  частью, неотъемлемым элементом нормативного акта, но сугубо условно. Такой вывод  можно отнести в первую очередь  каутентическому толкованию, под которым обычно понимается разъяснение, исходящее от органа, установившего толкуемую норму. Что же касается так называемого легального толкования, т. е. того второго вида нормативного разъяснения, осуществляемого органами, наделенными специальными полномочиями издавать инструкции и разъяснения по применению действующего законодательства, либо органами, которым поручается издать разъяснение того или иного действующего нормативного акта, то на них этот вывод явно не может быть распространен. Иначе можно констатировать, что у нормативного акта имеется два автора – сам правотворческий орган и орган, осуществляющий легальное толкование [12, с. 70]. 

    1. Юридические свойства нормативно-правовых актов.
 
  • такие акты являются формально-обязательными  волеизъявлениями

    уполномоченного субъекта;

  • содержат правила поведения общего характера;
  • принимаются органами государства, должностными лицами (или в некоторых случаях, предвиденных законом, другими субъектами);
  • имеют точно определенные внешние реквизиты (признаки);
  • публикуются в специальных (официальных) изданиях;
  • распространяют свое действие на определенное время, территорию, круг субъектов.

     Юридическая сила - это специфическое свойство нормативно-правовых актов, которое  отображает их соотношение и взаимозависимость  за формальной обязательностью и  определяется местом правотворческого органа в аппарате государства.

     Главным критерием разделения нормативно-правовых актов является их юридическая сила. Они, соответственно, разделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

     Следовательно, за юридической силой нормативно-правовые акты разделяются на Законодательные акты:

  • Конституция Украины - Основной Закон государства;
  • законы, принятые на референдуме; нормативно-правовые акты Верховной Рады Украины;
  • законы Украины.

     Срок, в течение которого нормативно-правовой акт хранит своё действие, может определяться указанием определенного календарного периода, обозначением определенной даты, указанием на конкретные события, с ходом или наступлением которых заканчивается, исчерпывается действие настоящего акта.

     Конституция Украины, которая принята на пятой  сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года, является Основным Законом и актом высшей юридической силы, правовых актов на основе Конституции Украины и в полном соответствии с ней [2, ст. 8].

     Верховная Рада Украины является единственным органом законодательной власти в Украине. Верховная Рада принимает законы, постановления и другие акты (ст.91). Законы Украины вступают в силу через 10 дней после их официального обнародования, если другое не определено самими законами, но не раньше дня их опубликования. Они подлежат официальному опубликованию в течение 15-ти дней после подписания и принятия к выполнению Президентом Украины. Официальным (относительно законов Украины, а также и других актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины и Кабинету Министров Украины) есть опубликование только в таких печатных изданиях: "Голос Украины", "Правительственный курьер", "Сведения Верховной Рады Украины", "Официальный вестник Украины".

Информация о работе Нормативно-правовые акты