Нормативно-правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права, проанализировать виды нормативно-правовых актов за разными критериями классификации.
Теоретико-методологической и эмпирической базой исследования стали труды и учебные пособия российских и украинских ученых практиков, законодательные акты. Объект исследования – нормативно-правовой акт, входящий в систему правовых актов Украины.

Оглавление

Введение
1. Понятие и юридические свойства нормативно-правовых актов, их соотношения с другими юридическими актами.
1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.
1.2. Юридические свойства нормативно-правовых актов.
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1.3.1. Действие нормативно-правовых актов Украины в территориальном отношении (пространстве);
1.3.2. Действие нормативно-правовых актов во времени
2. Виды нормативно-правовых актов.
3. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ТГиП.doc

— 89.52 Кб (Скачать)

     Постановления и другие акты Верховной Рады Украины  нормативного характера вступают в силу через 10 дней после их официального оглашения, если другое не определено самими актами, но не раньше дня их опубликования в официальном печатном издании.

     Законы  и другие решения, принятые референдумом, оглашаются в установленном законодательством Украины порядке опубликования правовых актов Верховной Рады Украины и местных советов, и вводятся в действие с момента их опубликования, если в самом законе, решение не определен другой срок. Датой принятия закона, решения считается день проведения референдума. [3, ст. 44], [6, с. 329-331].

     В Законе Украины "О всеукраинском  и местные референдумы" в 1991 г. Закон определяет термин "референдум" как "способ принятия гражданами Украины  путем голосования законов Украины, других решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения, которые имеют высшую юридическую  силу".

     Нормативно-правовой акт, может издаваться в отсутствие какого-либо акта, «на пустом месте». И, хотя указания на необходимость принятия конкретного закона и принципиальное регулирование общих вопросов может  содержаться в некоторых случаях  в Конституции, тем не менее, только законом главным образом осуществляется первичное регулирование общественных отношений, а подзаконным нормативным  правовым актом, как правило, осуществляется вторичное регулирование общественных отношений [14, с. 26]. 

    1. Действие  нормативных актов во времени, в пространстве и по  кругу лиц.
 

     Действие  нормативно-правовых актов - это их фактическое влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для урегулирования определенных общественных отношений, потому установление пределов его действия является необходимым условием обеспечения  правомерности использования и  применения предписаний, которые складывают содержание настоящего акта.

     Действие  нормативно-правового акта ограничено тремя параметрами:

  1. пространством, на которое распространяется действие нормативно-правового акта;
  2. действием во времени, то есть сроком действия, или порою, в течение которого нормативно-правовой акт имеет юридическую силу;
  3. кругом лиц, которые подпадают под действие нормативно-правового акта, т. е. в которых на основании настоящего нормативно-правового акта возникают конкретные юридические права и обязанности.
 
      1. Действие нормативно-правовых актов Украины в территориальном отношении (пространстве).
 

     Территориальное действие нормативно-правового акта очерчено территорией государства (Украина) или отдельного региона (Крым) и определяется государственным суверенитетом.

     Нормативно-правовые акты Украины распространяются:

    1. на территорию всей страны;
    2. на территорию Автономной Республики Крым — на собственную территорию в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины и Конституцией Автономной Республики Крым от 21.10.1998 г;

     Под территорией государства понимается его:

  • сухопутное пространство — земная территория;
  • водное пространство — внутренние воды внутри государственных границ и территориальные воды в пределах 12 морских миль;
  • воздушное пространство над государственными границами 
    — на высоте до 35 километров;
  • недра;
  • военные и торговые суда в открытом море;
  • воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами 
    Украины;
  • космические объекты под флагом и гербом государства;
  • трубопроводы;
  • подводные кабели и нефтяные морские вышки; 
    территории дипломатических представительств и консульств 
    за рубежом.

     Экстерриториальность  действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. При рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Например, согласно ст. 7 Криминального кодекса Украины "граждане Украины и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине и которые совершили преступление за ее пределами, подлежат криминальной ответственности за этим Кодексом, если другое не предвидено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины" [7, с. 359]. 

      1. Действие нормативно-правовых актов во времени.
 

     Начальным и конечным моментами действия закона во времени являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. Следует отличать момент (день) вступления закона в действие от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия, т.е. подписания закона.

     Законы  начинают действовать:

  1. с момента принятия (например, Конституция Украины);
  2. с момента опубликования;
  3. со времени, которое обозначено в самом законе;
  4. со времени, которое указано в постановлении о порядке 
    введения закона в действие [7, с. 356].

     Следовательно, действие закона (нормативного акта) во времени начинается с момента  набирания законом действия. Набирание законом действия значит, что с этого момента все организации, должностные лица и граждане должны руководствоваться им, выполнять и придерживаться его.

     В ч. 2 и 3 ст. 57 Конституции Украины содержится четкое правило: "законы и другие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены к сведению населения в порядке, установленном законом". И если это правило нарушается, то они не действуют.

     Более детально этот вопрос регулирует Указ Президента Украины от 10 июня 1997 года № 503/97 "О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу".

    Рассмотрим  порядок вступления в силу разными  нормативными актами.

  1. Согласно ч. 5 в. 94 Конституции нормативные акты Верховной Рады Украины и Президента Украины вступают в силу через 10 дней со дня их официального обнародования, если другое не предвидено самим нормативным актом, но не раньше дня их опубликования в официальном печатном издании.
  2. Согласно ч. 5 вышеупомянутого Указа нормативные акты Кабинета Министров Украины, которые определяют права и обязанности граждан, вступают в силу не раньше дня их опубликования в официальных печатных изданиях. Остальные - с момента их принятия, если более поздний срок не предвиден в самих актах.
  3. Согласно ст. 1 Указа Президента Украины от 3 октября 1992 года № 493/92 "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" нормативные акты, которые издаются министерствами, другими органами исполнительной власти, и касаются прав, свобод и законных интересов граждан или имеют межведомственный характер вступают в силу через 10 дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины, если в них не установлен более поздний срок вступления в силу. Нормативный акт включается в Единственный государственный реестр нормативных актов и публикуется в "Официальном вестнике Украины".
  4. Решение органов местного самоуправления согласно п. 5 ст. 59 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" вступают в силу со дня их официального обнародования, если соответствующим советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.
  5. Согласно ст. 41 Закона Украины "О местных государственных администрациях" нормативно-правовые акты местных государственных администраций подлежат государственной регистрации в соответствующих органах юстиции и вступают в силу с момента их регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок введения их в действие. В то же время факты, которые касаются прав и обязанностей граждан или имеют общий характер, вступают в силу с момента их обнародования, если самими актами не установлен более поздний срок введения их в действие.

          Вступление закона в действие происходит в соответствии с тремя принципами:

  1. немедленное действие – когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи только «вперед». Все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает;
  2. обратное действие (обратная сила) закона – когда закон распространяется на все случаи и «вперед» и «назад». Т.е. на случаи, которые происходили раньше в прошлом и до введения закона в действие;
  3. при наличии указания в законе о предоставлении ему (либо отдельным статьям) обратной силы; в общем правиле о непременном придании обратной силы уголовному закону, отменяющему или смягчающему уголовную ответственность.

     В соответствии с Международным пактом 1966 г. ст. 58 Конституции Украины 1996 г. закреплено: «Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения» [7, с. 357-358].

     За  последнее время выдан целый  ряд законов, по каждому принято  специальное постановление о  порядке введения его в действие. Их анализ позволяет сделать вывод, что нормы, которые содержатся в  постановлениях, конкретизируют изложенные выше общие принципы определения  темпоральных пределов действия нормы. 

      1. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
 

     Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов-. "Существует обшее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). [1; 392].

   Порядок действия нормативно-правового акта по кругу лиц подлежит общему правилу: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он рассчитан.

    Что такое все лица?

    Все лица:

  • граждане государства;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства (апатриды);
  • лица с двойным гражданством (бипатриды);
  • все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности .

Виды  законов в действии по кругу лиц:

1.Общие — рассчитаны на всё население. Ряд законов, прежде всего уголовных, распространяются на граждан государства независимо от места их нахождения (за границей);

2.Специальные — рассчитаны на определённый крут лиц. Некоторые законы распространяются на всех индивидуальных и коллективных субъектов. Другие — только на конкретную категорию лиц (пенсионеров, военнослужащих, врачей, учителей и т.п.). Их действие в пространстве и по кругу лиц не совпадает.

  Иностранные граждане и лица без гражданства  уравнены в правах и обязанностях с гражданами государства, за некоторыми исключениями. Им не предоставляются отдельные права и на них не возлагаются определенные обязанности: избирать и быть избранными в государственные органы страны, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах (ст. 24 и другие Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» от 01.02.1994 г.).

  3. Исключительные — делают изъятия из общих и специальных. Главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане (члены экипажей военных кораблей, военнослужащие воинских частей и др.), находящиеся на территории не собственного государства, наделены иммунитетом — дипломатическим, консульским и др. Эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью.

Тобто, згідно зі загальним правилом, дія нормативно-правового акту поширюється на всіх осіб, що перебувають на певній території, а винятки прямо встановлюються в самому нормативно-правовому акті. [7;360-361].

Підстави  дії по юридичних особах:

  • по видах юридичних осіб (ст. 24 ЦК України);
  • по формах власності (установленим Законом України “Про власність” від 6.03.91 № 885-ХП);
  • по організаційно-правовій формі (організаційно-правова форма підприємств зафіксована в державному класифікаторі (КОПФГ) організаційно-правових форм господарювання, розробленому відповідно до “Програми переходу України на міжнародну систему статистики й обліку”, затв. постановою КМ України від 4.05.93 № 326);
  • по видам діяльності (ліцензовані і не ліцензовані).
 
 
 
 
 
 
  1.            Виды нормативно-правовых актов

Информация о работе Нормативно-правовые акты