Нормативно-правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права, проанализировать виды нормативно-правовых актов за разными критериями классификации.
Теоретико-методологической и эмпирической базой исследования стали труды и учебные пособия российских и украинских ученых практиков, законодательные акты. Объект исследования – нормативно-правовой акт, входящий в систему правовых актов Украины.

Оглавление

Введение
1. Понятие и юридические свойства нормативно-правовых актов, их соотношения с другими юридическими актами.
1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.
1.2. Юридические свойства нормативно-правовых актов.
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1.3.1. Действие нормативно-правовых актов Украины в территориальном отношении (пространстве);
1.3.2. Действие нормативно-правовых актов во времени
2. Виды нормативно-правовых актов.
3. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ТГиП.doc

— 89.52 Кб (Скачать)

  Новая система административного управления основана на сочетании двух подсистем — местного самоуправления и местных органов правительственной администрации. Они издают подзаконные нормативные акты, содержащие вторичные (производные) нормы, которые раскрывают и конкретизируют первичные нормы, принимаются на их основе, направлены на их выполнение в пределах соответствующей территории и потому являются ограниченно-общими.

  Важливим  нормативно-правовим актом, що створює  правові засади здійснення місцевого  самоврядування в Україні є закон  “Про місцеве самоврядування в Україні”. Зокрема він дає визначення поняттю місцевого самоврядування, розширюючи у ст.2 конституційну дефініцію: “Місцеве самоврядування в Україні – це гарантоване державою право та реальна здатність територіальної громади – жителів села чи добровільного об'єднання у сільську громаду жителів кількох сіл, селища, міста – самостійно або під відповідальність органів та посадових осіб місцевого самоврядування  вирішувати  питання місцевого значення в межах Конституції і законів України” [4].

  Подзаконный нормативный акт органов местного самоуправления — акт-документ (постановление, решение), издающийся в пределах компетенции органа местного самоуправления (Верховного Совета Автономной Республики Крым, сельских, поселковых, городских, районных в городах, областных и районных советов), содержащий нормы права, обязательные для населения самоуправляемых территорий, а также для учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий. Это правовой акт гражданского общества.

   Подзаконные нормативные акты органов местного самоуправления: 

постановления решения нормативные приказы
Верховного органов местного руководителей
Совета самоуправления отделов и управлений
Автономной (сельских, исполнительных
Республики поселковых, комитетов местных
Крым городских, районных Советов народных
  в городах, областных депутатов
  и районных советов)  
 

   Следует учесть, что местные референдумы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам местного самоуправления.

   Особенностью  актов местного самоуправления является их территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления коммунальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др. Их решения обязательны для расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности, а также для должностных лиц и граждан этой территории.

   Решения сельских, поселковых городских, районных в городах, областных и районных советов вступают в действие со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.

   Исполнение  актов местного самоуправления обеспечивается мерами административного воздействия и защищается в судебном порядке.

      Подзаконный нормативный акт местных  органов исполнительной власти — акт-документ (постановление, решение), издающийся в пределах компетенции местного органа исполнительной власти (правительственной администрации), содержащий нормы права, обязательные для учреждений и организаций, которые осуществляют деятельность в пределах этих территорий, Даже для населения соответствующей территории. Это правовой акт государства на местном уровне.

  Подзаконные нормативные акты местных органов  исполнительной власти:

— акты (постановления, решения и распоряжения) Совета Министров Автономной Республики Крым являются общими в пределах данной территории для всего населения.

— акты (распоряжения) местных исполнительных органов власти

являются  ограниченно-общими

  Решения председателей местных государственных  администраций, которые противоречат Конституции и законам Украины, могут быть (в соответствии с законом) упразднены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.

     Так за змістом Статті 118 Конституції України випливає,  що  “виконавчу владу в областях і районах, містах Києві та Севастополі здійснюють місцеві державні адміністрації. Особливості здійснення виконавчої влади у містах Києві та Севастополі визначаються окремими законами України.

  Окрім цього, діяльність обласних  адміністрацій  регламентується, на основі та відповідно до  Конституції,  Законом України "Про місцеві державні адміністрації" № 586-14  від 09 квітня 1999р, який визначає організацію,  повноваження та порядок діяльності місцевих державних адміністрацій. Стаття 3 цього Закону закріпляє принципи діяльності    місцевих  державних  адміністрацій. [5].

  Нормативные акты отделов, управлений, других служб  местных органов исполнительной государственной власти, хозяйственного управления и контроля, которые касаются прав, свобод и законных интересов граждан или имеют межведомственный характер, вступают в действие через 10 дней после их государственной регистрации. Регистрация осуществляется управлениями юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, если в них не предусмотрен более поздний срок приобретения действенности, но не ранее дня их официального обнародования. [7; 367-369].

  Подзаконный нормативный акт государственного предприятия, учреждения, организации и подзаконный нормативный акт коммерческой организации — локальные нормативные акты (нормативный приказ, инструкция администрации, устав, положение, правила внутреннего распорядка и др.), которые действуют только в пределах данного предприятия, учреждения, организации, коммерческой организации.

  Основное  назначение локальных нормативных  актов — конкретизировать предписания закона применительно к условиям деятельности соответствующего коллектива, не выходя за рамки закона и не ограничивая инициативу исполнителей, действующих в границах закона. Их ещё называют корпоративными нормативными актами.

   Корпоративный нормативный акт — это акт-документ органа управления коммерческой корпорации — предприятия, учреждения, организации, содержащий корпоративные нормы, которые направлены на самоурегулирование складывающихся в ней отношений путем конкретизации предписаний нормативно-правовых актов, изданных законодателем, а также вышестоящими правотворческими органами, с которыми он находится в отношениях служебной подчиненности.

   Каждое  учреждение, предприятие или организация  имеют свой устав, положение или  иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников данной организации в управлении ее деятельностью, правила учёта хозяйственной и финансовой деятельности, правила взаимоотношений с клиентами и др. Это и есть корпоративный нормативный акт, который издается органами управления предприятия, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной и социальной жизни коллектива, т.е. вопросов локальных — только в пределах корпорации. В нём в той или иной мере должен выражаться интерес (воля) коллектива. Отсюда проистекает властность, официальность, обязательность корпоративного нормативного акта.

   Корпоративный нормативный акт обладает следующими признаками:

  1. имеет правотворческий характер, т.к. в нем корпоративные нормы устанавливаются, изменяются и прекращаются;
  2. издается органом (должностным лицом) управления корпорации только в пределах своей компетенции;
  3. издается в соответствии с соблюдением требуемого законом порядка, если такой установлен (например, совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом);

    4) соответствует  Конституции Украины, законодательству, а также нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу;

       5) имеет форму письменного акта-документа  (решение общего собрания, совета директоров, приказ руководителя и т.д.) с определенными реквизитами (наименование акта, дата принятия, номер, подписи должностных лиц и др.).

          При наличии типовых актов локальные акты разрабатываются Применительно к ним, а при их отсутствии — самостоятельно. [7; 369-371]. 
 
 

                                                         Заключение 

     В результате проведенного исследования нормативно-правового акта как формы  права, автор работы пришел к следующим  выводам:

     1. Нормативный правовой акт - это  правовой акт, принятый полномочным  на то органом и содержащий  правовые нормы, т.е. предписания  общего характера и постоянного  действия, рассчитанные на многократное  применение.

     Нормативные акты издаются органами, обладающими  нормотворческой компетенцией, в  строго установленной форме. Нормативный  акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

     Нормативный акт занимает особое место в системе  правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

     Выделяются  следующие основные специфические  черты нормативно-правового акта. Во-первых, нормативно-правовой акт, принимаемый  только высшим представительным органом — парламентом (Верховная Рада Украины), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума. Во-вторых, нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права. В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в качестве выразителя «общей воли». В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — положениями или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

     2. На территории Украины нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

     Здесь важно иметь в виду и принцип  гражданства, согласно которому граждане Украины, где бы они ни находились, обязаны соблюдать украинские законы. Если гражданин Украины совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам Украины, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

     Действие  нормативных актов Украины ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

     3. Нормативно-правовые акты по их  юридической силе могут быть  разделены на обычные и конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в Основной Закон.

     4. Нормативно-правовые акты различаются  по пространству их действия  общие и местные. Под первыми  понимаются законы, в сферу действия  которых входит вся территория  определенного государства, местные  же законы действуют только на определенной его части.

     По  содержанию нормативно-правовые акты делятся на общие, которые распространяются на всех граждан определенного государства, и специальные, действующие только в отношении определенного круга  лиц, имеющих специфический признак, отличающий их от других людей. Также  в юридической литературе существуют деления, классифицирующие законы по субъектам законотворчества, по отраслевой принадлежности, по форме выраженности и другие. 
 
 
 

 

     Література

 
  1. Конституція України: Прийнята на п’ятий сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року // Голос України, 1996, 13 липня.
 

Информация о работе Нормативно-правовые акты