Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:44, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права, проанализировать виды нормативно-правовых актов за разными критериями классификации.
Теоретико-методологической и эмпирической базой исследования стали труды и учебные пособия российских и украинских ученых практиков, законодательные акты. Объект исследования – нормативно-правовой акт, входящий в систему правовых актов Украины.
Введение
1. Понятие и юридические свойства нормативно-правовых актов, их соотношения с другими юридическими актами.
1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.
1.2. Юридические свойства нормативно-правовых актов.
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1.3.1. Действие нормативно-правовых актов Украины в территориальном отношении (пространстве);
1.3.2. Действие нормативно-правовых актов во времени
2. Виды нормативно-правовых актов.
3. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Заключение
Список литературы
Для
того, чтобы исключить возможность непропорционального
ограничения прав личности в конкретной
правоприменимой ситуации, нормативно-правый
акт должен отвечать принципу правовой
определенности, то есть быть ясным, простым,
точным, четким, непротиворечивым. Именно
в таком случае, по мнению Конституционного
Суда, акт не допускает уширительного
толкования установленных ограничений
и, как следствие, своевольного их приложения.[15;
41].
В зависимости от юридической силы, значения и места в системе законодательства Законы Украины разделяются по разным критериям;
Конституція
– це основний, головний закон держави,
що приймається в особливому порядку,
в якому регламентуються
Конституційні закони – це закони, що вносять певні доповнення, зміни уточнення до тексту конституції. Як і конституція, ці закони приймаються в особливому, ускладненому, порівняно з іншими законами, порядку, а тому мають вищу, порівняно з ними, юридичну силу. , Закон "О гражданстве", Закон "О Президенте Украины", законы о выборах и тому подобное.
Органічні закони – закони, на необхідність існування яких прямо вказує конституція. Так, ч. 3 ст. 88 Конституції України згадує закон про регламент Верховної Ради України, який і буде органічним законом.
Кодекси – це закони, в яких об» єднаються і систематизуються правові норми, що регламентують певну сферу суспільних відносин. Як правило, кодекси виступають як основа певної галузі законодавства, наприклад, Цивільний кодекс – є основою цивільного законодавства, Кримінальний кодекс – кримінального законодавства, Сімейний кодекс – шлюбного законодавства.
Звичайні (поточні) закони – це всі інші закони, що приймаються парламентом в межах його компетенції.
Чрезвычайные законы - которые принимаются в необходимых случаях,
предвиденных Конституцией; таких законов Украина пока что не имеет.
Слід зазначити, що органічні закони, кодекси
та звичайні (поточні) закони мають однакову
між собою юридичну силу, меншу від юридичної
сили конституції і конституційних законів.
Классификация
законов осуществляется на основе разных
критериев:
а) за юридической силой - конституционные законы, которые закрепляют
принципы
общественного и
б) за субъектами законотворчества - законы приняты: в результате референдуму; высшим законодательным органом государства;
в) за предметом регулирования - законы конституционны, административно, гражданские, криминальные, процессуальные и тому подобное;
г) за характером регулирования - органические законы, то есть внутренне согласованы, что отмечаются высоким уровнем нормативных узагальнени
и направлены на комплексное урегулирование общественных отношений; исключительные законы, которые принимаются при чрезвычайных обстоятельствах позапланом законотворческих работ;
д) по объему действия на субъектов - общие законы (распространяются на
всех субъектов независимо от их статуса); законы социальны (регламентируют деятельность четко очерченных групп субъектов), которые имеют особенный статус.
Подзаконные нормативные акты входят в систему источников права и есть
носителями основных свойств, выразителями принципов, что свойственно этой системе.
Признак подзаконности присущ большинству нормативно-правовых
актов
и является достаточно характерной
для правотворческой
[6; 324]
Подзаконный нормативно-правовой акт — акт, который издается в соответствии с законом, на основе закона, для конкретизации законодательных предписаний и их трактовки или установления первичных норна
Подзаконность нормативно-правовых актов не означает их меньшую юридическую обязательность. Они обладают необходимой юридической силой. Однако они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования, поскольку обеспечивают выполнение законов путем конкретизированного нормативного регулирования всего комплекса общественных отношений.
Подзаконные нормативные акты различаются по юридической силе. Юридическая сила подзаконных нормативных актов зависит от положения органов государства, издающих эти акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов. Акт нижестоящей государственной инстанции должен находиться не только «под законом», но и «под» нормативными актами всех вышестоящих государственных органов, которым он призван соответствовать. Например, акты Министерства образования должны соответствовать не только Закону об образовании, но и нормативным документам Президента, Кабинета Министров, Министерства финансов.
В зависимости от характера принимаемых норм (первичных или вторичных) подзаконные нормативные акты центральных государственных органов^можно разделить на две категории (группы):
-содержащие первичные(исходные) нормы, которые устанавливают общие основы правового регулирования(могут издаваться непосред- ственно на основе конститу ции, в этом аспекте они близки законам)
-содержащие вторичные(производные) нормы, которые раскрывают и конкретизируют первичные нормы, принимаются на их основе, направлены на их выполнение(ведомственные акты)
Подзаконные нормативные акты, содержащие первичные (исходные) нормы, которые устанавливают общие основы правового регулирования;
— указы и распоряжения Президента Украины,
изданные в пределах его компетенции и обязательные для выполнения на территории Украины (ст. 106 Конституции Украины).
• вступают в действие через 10 дней после их официального обнародования, если иное не определено самими актами, но не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании вступают в действие через 10 дней после их официального обнародования, если иное не определено самими указами и распоряжениями, но не ранее Дня их опубликования в официальном печатном издании.
— акты (постановления) Верховной Рады Украины нормативного характера. Как правило, это постановления о порядке введения в действие того или иного закона.
• вступают в действие через 10 дней после их официального обнародования, если иное не определено самими актами, но не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании.
— акты (постановления и распоряжения) Кабинета Министров Украины,
изданные в пределах его компетенции. Эти постановления являются самостоятельными общими актами управления, распространяются на всю территорию страны и, в соответствии с законом (по отраслям, группам отраслей и т.п.), могут распространяться на все население (ст. 117 Конституции Украины).
1)не определяющие права и обязанности граждан
•вступают в действие с момента их принятия, если более поздний срок приобретения ими действенности не предусмотрен в самих актах;
2)определяющие права и обязанности граждан
•вступают в действие не ранее дня их опубликования в официальных печатных изданиях.
Обратим
внимание на понятие института
Скрепление подписью правового акта называется контрассиг. нацией (контрассигнатурой, контрассигнованием) — от лат contra- против + siqnare- подписывать; ему соответствуют' countersiqn (англ.), contresiqner (франц.). Контрассигнация правовой институт, сущность которого состоит в том, что лицо (премьер-министр или министр), скрепившее своим именем акт главы государства, берет на себя политическую и юридическую ответственность за этот акт, а глава государства персональной ответственности не несет. Наличие института контрассигнации свидетельствует о том, что президент имеет определенную зависимость от правительства, а последнее — политическую ответственность перед парламентом. . [7; 362-364].
Ведомственный акт — подзаконный нормативный акт (указ, инструкция, нормативный приказ и др.), издающийся в пределах компетенции того или иного органа исполнительной власти (министерства, комитета, ведомства), содержащий вторичные (производные) нормы, которые раскрывают и конкретизируют первичные нормы, принимаются на их основе, направлены на их выполнение.
Ведомственные акты (акты конкретных министерств, комитетов, фондов и др.) имеют внутреннее, внутриведомственное юридическое значение:
2)распространяются
на лиц, которые входят в
сферу их ве
дения, т.е. находятся в системе управленческого,
служебного и
дисциплинарного подчинения только данных
ведомств.
Вместе с тем акты некоторых ведомств (Министерства финансов, Фонда Госкомимущества, в известных пределах — ведомств, ведающих транспортом, охраной общественного порядка) в силу их статуса и делегированных им прав, могут приобретать общее, межведомственное значение.
Ведомственные нормативные акты вступают в действие через 10 дней после их государственной регистрации (внесения в Государственный реестр), которая осуществляется Министерством юстиции Украины, если в них не предусмотрен более поздний срок, но не ранее их официального дня обнародования.
На государственную
Ведомственные акты издаются в случаях, когда в пределах сферы ведения министерства, комитета, ведомства:
а) нечетко, лишь в общих чертах, определены права и обязанности субъектов;
б) имеются пробелы в определенных аспектах взаимоотношений субъектов;
в) прямо поручено законом (указом, постановлением, распоряжением) издать акт для конкретизации нормы закона.
Ведомственные акты имеют определенные положительные черты: мобильность, охват всех граней общественных отношений, непосредственность общения управляющего и управляемого, быстрота информированности адресатов исполнения и оперативность организации исполнения и др.
В числе нормативных актов
Необходимо
учесть, что среди ведомственных актов
много ненормативных, индивидуальных
управленческих актов, содержащих индивидуальные
предписания и исчерпывающих себя одноразовым
применением (например, назначение на
должность, выделение бюджетных средств).
Индивидуальные ведомственные акты, как
правило, именуются распоряжениями, приказами,
тогда как ведомственные нормативные
акты называются инструкциями, циркулярами,
примерными положениями и уставами. Не
следует их отождествлять. Приказы и распоряжения
министерств, ведомств, имеющие разовое
распорядительное значение, не содержат
нормативных предписаний, поэтому подзаконными
нормативно-правовыми актами не являются.
[7; 364-367].