Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:45, реферат
Во всем мире широко распространен такой источник права как нормативно – правовой акт. В России, нормативно правовой акт является наиболее изученной в правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативно правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права.
1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно – правовых актов.
2. Виды нормативно – правовых актов их система и систематизация. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
3. Конституция России в системе нормативных актов.
4. заключение
ПЛАН.
1. Понятие нормативных актов. Основные
особенности нормативно –
правовых актов.
2. Виды нормативно – правовых актов их система и систематизация. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Во всем мире широко распространен такой источник права как нормативно – правовой акт. В России, нормативно правовой акт является наиболее изученной в правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативно правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права.
Нормативно правовой акт представляет собой официальный юридический документ, принятый в определенном порядке компетентным ( уполномоченным на то ) государственным органом и содержащий нормы права. Этот документ рассчитан на неограниченный круг лиц ( на всех кто попадает под его действие ), на множество конкретных ситуаций, возникающих в жизни, и действует до тех пор, пока его не изменят или не отменят в установленном законом порядке.
Определения нормативно правового акта за последние сто лет не претерпели принципиальных изменений.
Типичным является следующее определение: нормативно правовой акт – это письменный документ, принятый правомочным субъектом права ( государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии ), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Этот официальный документ « устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия». Это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определенными субъектами и содержит норму права.
Нормативно правовые акты, как источник права имеют определенные организационно – технические и иные преимущества перед другими источниками права. Они проявляются : во – первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов; во – вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм; и в – третьих, что нормативно правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок « в обращении»,чем другие формы права. На него , как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при решении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.
Нормативно правовые акты
2.
Виды нормативно правовых актов их система
и систематизация. Их действие во времени,
в пространстве и по кругу лиц.
Основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми нормативно правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.
Нормативные акты устанавливают правила поведения на длительное применение, регулируют однотиповые отношения и имеют общий характер, т. е. ориентированы на неопределенный круг лиц. Такие акты издаются в развитие законов, могут устанавливать типовые правила ( например, таможенные правила ), а также определять статус органов власти, быть направленными на охрану отношений в сфере государственного управления т. е. иметь правоохранительный характер.
Индивидуальные акты являются
юридическими актами т. е.
Смешанные акты – это такие акты, в которых переплетаются нормы и индивидуальные установления ( например, акт устанавливает статус какого – либо государственного органа, а затем назначает его руководителя ).
Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного вида.
Сомнения в законности акта не является основанием для его неисполнения. Если какой – либо акт вызывает сомнение, необходимо обратиться к требованиям к правовому акту, при несоблюдении которых акт не должен иметь юридическую силу.
1. Основное, чему должен соответствовать акт – это требование законности, содержание которого составляют следующие моменты:
-акт
должен соответствовать
- акт должен быть издан в пределах компетенции органа, его издающего ;
- акт
не должен нарушать
2.
Правовой акт должен быть
3.
Правовой акт должен быть
Если акт не удовлетворяет перечисленным требованиям, он должен быть отменен либо тем органом, который его принял, либо вышестоящим органом, либо судом по жалобе заинтересованных лиц.
Система законодательства строго иерархична – нормативно правовые акты низкого уровня иерархии не должны противоречить нормативным актам, более высокой ступени иерархии. Индивидуальные правовые акты вообще не должны противоречить актам нормативным, если только иное специально не оговорено соответствующим нормативным актом. Но по юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим правительственным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные отношения. Особый порядок - законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные ( закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства ) и обыкновенные ( принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества ). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на: постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как и в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его отменить, ни изменит; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в определенных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. 1. законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума ;
2.
законы принимаются по
3.
законы принимаются в особом
законодательном порядке, что
не присуще подзаконным
4. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого – либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган ;
5.
Законы представляют собой
Ведущее и определяющее
– верховенство закона в
Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.
В свою очередь законы
Подзаконный правовой акт ( нормативный ) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции , как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты( то есть указы содержащие нормы права ) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания ( принимаемые по вопросам их ведения ), нормативные постановлению Правительства России, различные нормативные акты ( приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления ( именно по этому подзаконный акт принимается не только государственными органами ), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.