Нормативно- правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:45, реферат

Краткое описание

Во всем мире широко распространен такой источник права как нормативно – правовой акт. В России, нормативно правовой акт является наиболее изученной в правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативно правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права.

Оглавление

1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно – правовых актов.
2. Виды нормативно – правовых актов их система и систематизация. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
3. Конституция России в системе нормативных актов.
4. заключение

Файлы: 1 файл

нормативно - правовые акты.doc

— 115.50 Кб (Скачать)
 

                                                       ПЛАН.

        1.    Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно    –    правовых актов.                                                                         

        2.   Виды нормативно – правовых актов их система и систематизация.       Их     действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

      1. Конституция России в системе нормативных актов.
      2.     заключение
 

                                                   
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    1.   Понятие нормативных актов. Основные особенности        нормативно – правовых актов.
 

        Во всем мире широко распространен такой источник права как нормативно – правовой акт. В России, нормативно правовой акт является наиболее изученной в правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативно правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права.

        Нормативно правовой акт представляет собой официальный юридический документ, принятый в определенном порядке компетентным ( уполномоченным на то ) государственным органом и содержащий нормы права. Этот документ рассчитан на неограниченный круг лиц ( на всех кто попадает под его действие ), на множество конкретных ситуаций, возникающих в жизни, и действует до тех пор, пока его не изменят или не отменят в установленном законом порядке.

        Определения нормативно правового акта за последние сто лет не претерпели принципиальных изменений.

        Типичным является следующее определение: нормативно правовой акт – это письменный документ, принятый правомочным субъектом права ( государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии ), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

        Этот официальный документ « устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия».  Это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определенными субъектами и содержит норму права.

        Нормативно правовые акты, как источник права имеют определенные организационно – технические и иные преимущества перед  другими источниками права. Они проявляются : во – первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов; во – вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно правовой акт считается лучшим способом оформления  устоявшихся норм; и в – третьих, что нормативно правовой акт в силу  своей четкости и определенности более легок « в обращении»,чем другие формы права. На него , как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при решении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

        Нормативно правовые акты обладают  рядом характерных признаков, которыми они отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально - определенный характер. Эти признаки заключаются в следующем:

    1. нормативно правовой акт есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
    2. они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
    3. содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;                                
    4. применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;
    5. имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т. п.);
    6. направлены на регулирование наиболее типичных,  массовых отношений, в то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;
    7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда, как  применительные  акты – на однократную реализацию;
    8. нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо всем,   либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения     правовой формы имеет конкретного адресата.
 
 
 

      2. Виды нормативно правовых актов их система и систематизация. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. 

        Основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми нормативно правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.

        Нормативные акты устанавливают правила поведения на длительное применение, регулируют  однотиповые  отношения и имеют общий характер, т. е. ориентированы на неопределенный круг лиц. Такие акты издаются в развитие законов, могут устанавливать типовые правила ( например, таможенные правила ), а также определять статус органов власти, быть направленными на охрану отношений в сфере государственного управления т. е. иметь правоохранительный характер.

        Индивидуальные акты являются  юридическими актами т. е. направлены  на возникновение, изменение и  прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный характер, издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела ( например, приказ назначения на должность, постановление о наложении административного взыскания и т.п. ).

        Смешанные акты – это такие акты, в которых переплетаются нормы и индивидуальные установления ( например, акт устанавливает статус какого – либо государственного органа, а затем назначает его руководителя ).

      Каждый  вид органа исполнительной власти издает акт определенного вида.

        Сомнения в законности акта не является основанием для его неисполнения. Если какой – либо акт вызывает сомнение, необходимо обратиться  к требованиям к правовому акту, при несоблюдении которых акт не должен иметь юридическую силу.

      1.  Основное, чему должен соответствовать акт – это требование    законности, содержание которого составляют следующие моменты:

      -акт  должен соответствовать Конституции  РФ, законам, другим актам,  обладающим  большей юридической силой, причем как по существу, так и по целям;

      - акт  должен быть издан в  пределах  компетенции органа, его издающего  ;

      - акт  не должен нарушать законодательно  закрепленные права и законные  интересы граждан и организаций;

      2.   Правовой акт должен быть принят  в установленном законом  порядке, при      его принятии должны быть соблюдены процессуальные правила издания     акта;

      3.   Правовой акт должен быть принят  в установленной законом форме  ( акт должен иметь официальное  наименование, обязательные реквизиты,  печати, подписи и т. п. ).

        Если акт не удовлетворяет перечисленным требованиям, он должен быть отменен либо тем органом, который его принял, либо вышестоящим органом, либо судом по жалобе заинтересованных  лиц.

        Система законодательства строго иерархична – нормативно правовые акты низкого уровня иерархии не должны противоречить нормативным актам, более высокой ступени иерархии. Индивидуальные правовые акты вообще не должны противоречить актам нормативным, если только иное  специально не оговорено соответствующим нормативным актом. Но по юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

        Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим правительственным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные отношения. Особый порядок  - законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные ( закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала  всего действующего законодательства ) и  обыкновенные ( принимаются на основе конституционных законов  и регулируют различные стороны жизни общества ). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на: постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как и в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его отменить, ни изменит; но закон может отменить или изменить любой другой  правовой акт. Содержание закона  образует первичные нормы, которые в определенных случаях  получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. 1. законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума ;

      2. законы принимаются по основным  наиболее существенным вопросам  общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

      3. законы принимаются в особом  законодательном порядке, что  не присуще подзаконным правовым  актом. Принятие закона включает  в себя четыре обязательные  стадии : внесение законопроекта  в законодательный орган ; обсуждение законопроекта ; принятие закона ; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме ;

      4. законы не подлежат контролю  или утверждению со стороны какого – либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган ;

      5. Законы представляют собой ядро  всей правовой системы государства,  они обусловливают структуру  всей совокупности нормативно  – правовых актов, юридическую  силу каждого из них, субординацию  нормативно – правовых актов  по отношению друг к другу.

        Ведущее и определяющее положение  законов в системе нормативно  – правовых актов государства  выражает одно из основных  требований законности

        – верховенство закона в регулировании  общественных отношений. Ни один  подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования.

        Он должен быть приведён в  соответствии с законом или  немедленно отменён.

        В свою очередь законы подразделяются  на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют  основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строятся и детализируется вся система нормативно – правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативно – правовым актам, в том числе и законом, обладает высшей юридической силой. 

        Подзаконный правовой акт ( нормативный ) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции , как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам.  К подзаконным актам России относятся нормативные акты( то есть указы содержащие нормы права ) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания ( принимаемые по вопросам их ведения ), нормативные постановлению Правительства России, различные нормативные акты ( приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления ( именно по этому подзаконный акт принимается не только государственными органами ), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

Информация о работе Нормативно- правовые акты