Нормативно- правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:45, реферат

Краткое описание

Во всем мире широко распространен такой источник права как нормативно – правовой акт. В России, нормативно правовой акт является наиболее изученной в правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативно правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права.

Оглавление

1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно – правовых актов.
2. Виды нормативно – правовых актов их система и систематизация. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
3. Конституция России в системе нормативных актов.
4. заключение

Файлы: 1 файл

нормативно - правовые акты.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

      1.Общие  подзаконные акты. Это нормативно  – правовые акты общей компетенции  действия которых распространяется  на всех лиц в пределах территории  страны. Пор своей юридической  силе и значению в системе  правового регулирования общие  подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

        К общим подзаконным актам  относятся нормотворческие предписания  высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы государственного правления они находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов.

        Нормативные указы президента. В  системе подзаконных актов они  обладают высшей юридической  силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.

        Постановление правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.

      2. Местные подзаконные акты. Это  нормативно – правовые акты  органов представительной и исполнительной  власти на местах. Их издают  местные органы представительной  власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченно  подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.                             3. Ведомостные нормативно – правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определённые структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно – правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений ( таможенные, банковские, транспортные, государственно – кредитные, и другие

      ). 4. Внутриорганизационные подзаконные  акты. Это такие нормативно - правовые  акты, которые издаются различными  организациями для регламентации  своих внутренних вопросов и  распространяются на членов этих  организаций. В рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

        И последнее. В нормативном  регулировании общественных отношений  главное и определяющее место  занимает закон. Подзаконные же  акты играют лишь вспомогательную  и детализирующую роль. В правовом  государстве закон охватывает  своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.                                                                                                                 Акты судебной власти.

        Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве

      Правотворческие функции судов формируются самой  судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

        Высшие органы судебной власти  не только конкретизируют действующие  нормы права, но и создают  в пределах своей компетенции  новые правовые нормы с целью  руководящего разъяснения применения  законодательства по вопросам, возникающим  при практическом разрешении юридических дел

        Однако необходимо иметь в  виду, что обязательная сила судебной  практики состоит не в ней  самой, а в велениях законодательной  власти.

        Правотворческая деятельность судов  в правовом государстве всецело  основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.

        Поскольку Российская Федерация  – Россия является федеративным  государством, в ней действуют  нормативно правовые акты Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации.

        В России установлена следующая  иерархическая система нормативно  правовых актов ( в зависимости  от их юридической силы и  по порядку принятия ):

      -    Международные договоры и соглашения  России, а также общепризнанные  принципы и нормы международного  права, составляют особую группу, которая является основной частью правовой системы России.

      Международные договоры и соглашения России имеют  большую юридическую силу, чем  нормативно правовые акты Российской Федерации;

      -    Конституция;

            1.   Законы:

      - Федеральные конституционные законы;

      - Кодексы  и Федеральные законы;

      2.   Подзаконные правовые акты:

      -  Приказы президента России;

        -  Постановления правительства;

        - Акты федеральных органов исполнительной  власти ( министерств,    федеральных служб и агенств );

      3.   Локальные нормативно правовые  акты.

      Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные Конституционные законы, имеют понятие Конституционно – правовых актов:

      - В  зависимости от содержания;

      - отраслевые ( нормы права объединенные общими чертами );

      - гражданско  - правовые;

      - уголовно  – правовые;

        Нормативно – правовые акты  классифицируются также по содержанию.

        Такое деление в известной  мере условно. Условность эта  объективно объясняется тем, что  не во всех нормативно - правовых  актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов

        По объёму и характеру действия  нормативно – правовые акты  подразделяются :

      - на акты общего действия, охватывающие  всю совокупность отношений определённого  вида на данной территории;

      - на акты ограниченного действия  – распространяются только на  часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории;

      - на акты исключительного (чрезвычайного)  действия. Их регулятивные возможности  реализуются лишь при наступлении  исключительных обстоятельств, на  которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).- комплексные и т. д.. 

         Все нормативно правовые акты  действуют в определенных пределах, очерченных во времени, в пространстве  и по кругу « охватываемых  этими актами» лиц. Установление  этих пределов – границ имеет  чрезвычайно  важное  значение,  поскольку с ними  связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

        Определяя границы действия  нормативно правовых актов во времени, нормативно правовой акт имеет начальный и конечный момент своего действия. Вопрос, с какого времени нормативно правовой акт начинает применяться и с какого времени его не следует применять, чрезвычайно важен в практическом отношении. Действие нормативно правового акта начинается с момента вступления в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

        В одних случаях вступление  нормативно правового акта в  силу связывается с датой его  принятия или утверждения.

        В других случаях вступление  нормативно правового акта в силу соотносится с датой его опубликования ( обнародования ).

        Наконец в третьих случаях  срок вступления нормативно правового  акта определяется в изданных  актах для введения их в  действие.

      Сорки вступления в силу различных актов  далеко не одинаковы. И это вполне понятно, ибо сами акты в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма различны. Для более сложных и более важных нормативно правовых актов срок вступления в силу должен быть гораздо большим , чем для всех других нормативных актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее емких и сложных нормативных актов. Важное  значение . имеют  не только сроки, но и способы вступления в силу или введения в действие нормативных актов.  В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативные акты начинают действовать одновременно по всей  территории , на которую они рассчитаны. Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения.

      Действие  нормативно правовых актов  прекращается:

        Во – первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативного акта, который заранее указывается в самом акте;      

        Во – вторых, в результате прямой отмены действующего нормативного акта другим актом, изданным конкретным государственным органом;

        В – третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.

        В связи с рассмотрением вопроса  о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

                                    По общему правилу нормативно правовые акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае возникновения, например       имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел силу во время возникновения спора или совершения правонарушения, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен. Исключением из общего       правила является только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенное деяние или же вообще ее устранения. В отдельных случаях обратная сила закона признается в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе. 

         Кроме ограничения нормативно правовых актов во времени существуют такие общепризнанные границы действия нормативных актов в пространстве, на определенной территории. По общему правилу в соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства, нормативные акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают, как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на этой же государственной территории.  По территориальному критерию все нормативные акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.  Однако, нормативные акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и лишь на строго определенной, ограниченной территории, об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте.      

Информация о работе Нормативно- правовые акты