Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:45, реферат
Во всем мире широко распространен такой источник права как нормативно – правовой акт. В России, нормативно правовой акт является наиболее изученной в правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативно правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права.
1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно – правовых актов.
2. Виды нормативно – правовых актов их система и систематизация. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
3. Конституция России в системе нормативных актов.
4. заключение
1.Общие
подзаконные акты. Это нормативно
– правовые акты общей
К общим подзаконным актам
относятся нормотворческие
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.
Постановление правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.
2.
Местные подзаконные акты. Это
нормативно – правовые акты
органов представительной и
).
4. Внутриорганизационные
И последнее. В нормативном
регулировании общественных
Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве
Правотворческие
функции судов формируются
Высшие органы судебной власти
не только конкретизируют
Однако необходимо иметь в
виду, что обязательная сила
Правотворческая деятельность
Поскольку Российская
В России установлена
-
Международные договоры и
Международные договоры и соглашения России имеют большую юридическую силу, чем нормативно правовые акты Российской Федерации;
- Конституция;
1. Законы:
- Федеральные конституционные законы;
- Кодексы и Федеральные законы;
2. Подзаконные правовые акты:
- Приказы президента России;
- Постановления правительства;
- Акты федеральных органов
3. Локальные нормативно правовые акты.
Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные Конституционные законы, имеют понятие Конституционно – правовых актов:
- В зависимости от содержания;
- отраслевые ( нормы права объединенные общими чертами );
- гражданско - правовые;
- уголовно – правовые;
Нормативно – правовые акты
классифицируются также по
Такое деление в известной
мере условно. Условность эта
объективно объясняется тем,
По объёму и характеру
-
на акты общего действия, охватывающие
всю совокупность отношений
-
на акты ограниченного
-
на акты исключительного (
Все нормативно правовые акты
действуют в определенных
Определяя границы действия нормативно правовых актов во времени, нормативно правовой акт имеет начальный и конечный момент своего действия. Вопрос, с какого времени нормативно правовой акт начинает применяться и с какого времени его не следует применять, чрезвычайно важен в практическом отношении. Действие нормативно правового акта начинается с момента вступления в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.
В одних случаях вступление нормативно правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения.
В других случаях вступление нормативно правового акта в силу соотносится с датой его опубликования ( обнародования ).
Наконец в третьих случаях
срок вступления нормативно
Сорки вступления в силу различных актов далеко не одинаковы. И это вполне понятно, ибо сами акты в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма различны. Для более сложных и более важных нормативно правовых актов срок вступления в силу должен быть гораздо большим , чем для всех других нормативных актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее емких и сложных нормативных актов. Важное значение . имеют не только сроки, но и способы вступления в силу или введения в действие нормативных актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативные акты начинают действовать одновременно по всей территории , на которую они рассчитаны. Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения.
Действие нормативно правовых актов прекращается:
Во – первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативного акта, который заранее указывается в самом акте;
Во – вторых, в результате прямой отмены действующего нормативного акта другим актом, изданным конкретным государственным органом;
В – третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.
В связи с рассмотрением
По общему правилу нормативно правовые
акты обратной силы не имеют. В практическом
плане это означает, что в случае возникновения,
например имущественного
спора или совершения правонарушения
применяется тот закон, который имел силу
во время возникновения спора или совершения
правонарушения, хотя на данный момент
этот закон был отменен или изменен. Исключением
из общего правила является
только те случаи из практики применения
уголовного закона, которые предусматривают
смягчение ответственности за определенное
деяние или же вообще ее устранения. В
отдельных случаях обратная сила закона
признается в области гражданского и семейного
права. Однако об этом должно быть прямое
указание в законе.
Кроме ограничения нормативно правовых актов во времени существуют такие общепризнанные границы действия нормативных актов в пространстве, на определенной территории. По общему правилу в соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства, нормативные акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают, как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на этой же государственной территории. По территориальному критерию все нормативные акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. Однако, нормативные акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и лишь на строго определенной, ограниченной территории, об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте.