Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:45, реферат
Во всем мире широко распространен такой источник права как нормативно – правовой акт. В России, нормативно правовой акт является наиболее изученной в правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативно правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права.
1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно – правовых актов.
2. Виды нормативно – правовых актов их система и систематизация. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
3. Конституция России в системе нормативных актов.
4. заключение
Важное значение, для государственно-правовой теории и практики, имеет определение действия нормативных актов по кругу лиц, выяснения вопроса о том, кому адресуется содержащиеся в этих актах предписания.
По
общему правилу нормативные акты
издаются с непосредственной целью
распространения их предписаний на
граждан данного государства. При этом
государство, наделяя граждан конституционными
правами и свободами, ровно, как и возлагая
на них определенные конституционные
обязанности, должно применять меры не
только к тому, чтобы гарантировать соблюдение
данных конституционных требований и
положений в отношении граждан внутри
страны, но и оказывать им защиту и покровительство
за пределами государства. В том случае,
когда гражданин имеет двойное гражданство,
он пользуется не только покровительством
современной России, но также и покровительством
« своего» нового государства. Законодательство
России, равно как и других стран, приравнивает
иностранных граждан и лиц без гражданства
в отношении прав и обязанностей к российским
гражданам. Особое положение в России,
также как и в других странах занимают
дипломаты, консульские работники и др.
сотрудники зарубежных госучреждений,
пользующихся дипломатическим иммунитетом.
В строгом соответствии с международным
и национальным ( внутренним ) правом
они не подлежат аресту и задержанию. На
них не распространяется уголовная и административная
и, в значительной части, гражданская юриспруденция
государства пребывания. Судебные, следственные
и иные органы, к которым поступают требования
о начале производства следственных действий
в отношении лиц, пользующихся дипломатическим
иммунитетом, должны заведомым признавать
подобного рода дела неподведомственными.
На официальные власти страны пребывания
возлагается обязанность не только самим
не допускать, по отношению к этим лицам,
каких бы то ни было оскорбительных выпадов
и насилий, но и всячески оградить их от
подобных действий со стороны других лиц.
Систематизация нормативно
Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.
Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах, где действует
В настоящее время
I . Кодификация – это
государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых
существенных изменений.
Кодификация законодательства
Во – первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий;
Во – вторых, в результате кодификации создаётся новый нормативно – правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;
В – третьих, кодификационный акт является свободным актом, так как в нём сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;
В – четвёртых, кодификационный акт является основным среди актов,
которые действуют в определённой сфере общественной жизни;
В – пятых, нормативно – правовые акты, создаваемые в результате
кодификации,
рассчитано на длительное регулирование
общественных отношений.
Три основные виды
1.Основы
законодательства – это
устанавливающий
важнейшие положения
2.Кодекс – наиболее
3.Устав,
положение – это
II. Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства :
1. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке : алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.
2. Содержание нормативно –
инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.
Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно – правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.
Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.
Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов.
III. Консолидация – это такая форма систематизации, при происходит объединение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.
Особенности консолидации
3.Конституция
РФ в системе нормативно
Юридические свойства Конституции позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств Конституции относятся следующие.
Верховенство Конституции. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Почему? Во-первых, такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция — это не только источник права", но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви власти, регулирует основные параметры их деятельности. С нормами, установленными ею, должны соотносить свою работу все государственные, политические и общественные структуры.
Высшая юридическая сила Конституции. Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства или законодательного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции.
Прямое действие Конституции. В принципе, многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Конституции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.
Конституция — ядро правовой системы. Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.
Учредительный
характер Конституции. Конституция
есть результат осуществления
Стабильность Конституции. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) объявляются неприкосновенными, их изменение равносильно принятию новой Конституции.
Обобщив рассмотренные выше черты Конституции, можно дать ее определение.
Конституция
— это нормативный документ, обладающий
особыми юридическими признаками, определяющий
основные принципы устройства общества
и государства, закрепляющий основные
права и свободы человека и гражданина.
Заключение.
И так, подведём краткий вывод о проделанной работе. Ещё раз повторюсь и дам определение нормативно – правовому акту. Нормативно - правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.