Нормативно- правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:45, реферат

Краткое описание

Во всем мире широко распространен такой источник права как нормативно – правовой акт. В России, нормативно правовой акт является наиболее изученной в правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативно правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права.

Оглавление

1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно – правовых актов.
2. Виды нормативно – правовых актов их система и систематизация. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
3. Конституция России в системе нормативных актов.
4. заключение

Файлы: 1 файл

нормативно - правовые акты.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

        Важное значение, для государственно-правовой теории и практики, имеет определение действия нормативных актов по кругу лиц, выяснения вопроса о том, кому адресуется содержащиеся в этих актах предписания.

      По  общему правилу  нормативные акты издаются с непосредственной целью распространения их  предписаний на граждан данного государства. При этом государство, наделяя граждан конституционными правами и свободами, ровно, как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, должно применять меры не только к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства. В том случае, когда гражданин имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством современной России, но также и покровительством « своего» нового государства. Законодательство России,  равно как и других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам. Особое положение в России, также как и в других странах занимают дипломаты, консульские работники и др. сотрудники зарубежных госучреждений, пользующихся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным ( внутренним )  правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная и административная и, в значительной части, гражданская юриспруденция государства пребывания. Судебные, следственные и иные органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомым признавать подобного рода дела неподведомственными. На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать, по отношению к этим лицам, каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилий, но и всячески оградить их от подобных действий со стороны других лиц. 

        Систематизация нормативно правовых  актов.

      Нормативно  – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

         Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

        В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

             В странах, где действует прецедентное  или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

            В настоящее время используется  три основные формы систематизации нормативно - правовых актов :

        I . Кодификация – это деятельность  правотворческих органов

      государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых

      существенных  изменений.

        Кодификация законодательства характеризуется  следующими признаками

        Во – первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий;

        Во – вторых, в результате кодификации создаётся новый нормативно – правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;

        В – третьих, кодификационный  акт является свободным актом,  так как в нём сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;

        В – четвёртых, кодификационный акт является основным среди актов,

      которые действуют в определённой сфере  общественной жизни;

        В – пятых, нормативно – правовые акты, создаваемые в результате

      кодификации, рассчитано на длительное регулирование  общественных отношений.                                                     Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

            Три основные виды кодификационных  актов :

      1.Основы  законодательства – это нормативно  – правовой акт,

      устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

        2.Кодекс – наиболее распространённый  вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.)

      3.Устав,  положение – это кодификационные  акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством)

      II. Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке без изменения содержания.  В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства :

      1. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке : алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

        2. Содержание нормативно – правовых  актов, включаемых в

      инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.

         Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно -  правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

        Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно – правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

        Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

        Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов.

            III. Консолидация – это такая  форма систематизации, при происходит объединение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.

            Особенности консолидации состоит  в том, что она содержит в  себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно – правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования. 

      3.Конституция  РФ в системе нормативно правовых  актов.

        Юридические свойства Конституции позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств Конституции относятся следующие.

        Верховенство Конституции. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Почему? Во-первых, такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция — это не только источник права", но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви власти, регулирует основные параметры их деятельности. С нормами, установленными ею, должны соотносить свою работу все государственные, политические и общественные структуры.

         Высшая юридическая сила Конституции. Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства или законодательного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции.

        Прямое действие Конституции. В принципе, многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Конституции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.

      Конституция — ядро правовой системы. Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы  текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует  значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

      Учредительный характер Конституции. Конституция  есть результат осуществления учредительной  власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными. Это означает, что для установления тех или иных положений Конституции не существует никаких правовых ограничений. Ни одно из ее положений не может быть признано недействительным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Однако у любой конституции имеется социальный «потолок»: она должна соответствовать историческим, социальным, международным условиям, учитывать существующие традиции, преемственность конституционного развития страны и др.

      Стабильность  Конституции. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) объявляются неприкосновенными, их изменение равносильно принятию новой Конституции.

      Обобщив рассмотренные выше черты Конституции, можно дать ее определение.

      Конституция — это нормативный документ, обладающий особыми юридическими признаками, определяющий основные принципы устройства общества и государства, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина. 
       

        Заключение.

        И так, подведём краткий вывод о проделанной работе. Ещё раз повторюсь и дам определение нормативно – правовому акту. Нормативно  - правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.

Информация о работе Нормативно- правовые акты