Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.
ПЛАН
Введение
1 Общая характеристика и классификация нормативно-правовых актов
1.1 Понятие нормативно-правовых актов
1.2 Признаки нормативно-пправового акта
1.3 Классификация нормативно-правовых актов
1.4 Законы и подзаконные акты
2 Систематизация нормативно-правовых актов
3 Действие нормативно-правовых актов
3.1 Деиствие НПА во времени
3.2 Действие НПА в пространстве
3.3 Действие НПА по кругу лиц.
Заключение
Литература
ПЛАН
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему, регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности.
С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.
Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы. Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.
Нормативные акты, принятые
вне компетенции или в
Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права, их действие.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– исследовать подзаконные нормативные акты как одну из квалификаций нормативного правового акта;
Основными методологическими принципами при подготовке курсовой работы явились: объективность, всесторонность, историзм. Материалы, составляющие основу исследования, изучались и подвергались анализу с учетом хронологических событий, содержания правовых форм
В процессе исследования использовались разнообразные источники: научные работы юристов, историков, представителей правоохранительных органов, материалы периодической печати. Содержание работы раскрывается через юридический анализ правовых документов.
Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, также как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права.
Какие же формы (источники) права существовали и существуют? Все, когда-либо имевшие место формы (источники) права, трудно перечислить, но наиболее важными и широко известными из них являются следующие. Это – правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.
Но среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. О них мы и будем говорить в данной работе [5,С.336].
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
Система нормативно-правовых актов определяется конституцией и изданными на ее основе специальными законами, положениями, которые устанавливают порядок издания, изменения, отмены и дополнений НПА, органов их издающих, процедура их издания.
Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится государственная воля. За нарушение их наступают последствия – уголовные, гражданско-правовые, административные и др. нормативно-правовые акты содержат общие предписания, рассчитанные на многократное применение, адресованы неограниченному кругу лиц, ими охватывается широкий круг общественных отношений, действуют вне зависимости от существования конкретных правоотношений предусмотренных нормативно-правовыми актами.
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
Нормативный характер – содержание, каких либо норм обязательных для исполнения определенными лицами, регулирование общественных отношений в какой либо сфере.
Правовой акт - документ, изменяющий или отменяющий нормы права.
Общеобязательность – его должны исполнять и соблюдать все лица, на которых направлен нормативно-правовой акт.
Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.
Государственное принуждение – это ряд мер способствующих исполнению и соблюдению нормативно – правовых актов, законов, указов и т.д.
Определенный порядок группировки правовых норм – это порядок, иерархия нормативно-правовых норм определяющая главенствование одного акта над другим.
Государственно-властный характер – это подкрепление закона государственной волей, обозначает, что он был принят органами правосудия Российской Федерации.
Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая coстоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты. Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.
В нормативно-правовых актах
содержатся только нормы права, то есть
правила общего характера, обладающие
государственной
Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
В нормативных актах
нормы права группируются по определенным
структурным образованиям: разделам,
главам, статьям (например, в Гражданском
кодексе: раздел “Обязательное право”,
глава “Исполнение обязательств
Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права [10,С.181].
Нормативно-правовые акты подразделяются:
1. по юридической силе на:
- законы;
- подзаконные акты.
2. по содержанию на:
- нормы одного содержания;
- нормы одной отрасли права;
- нормы различных отраслей права.
3. по объему и характеру действия на:
- акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс);
- акты ограниченного
действия (федеральный закон о
милиции, лесной кодекс, закон
о приватизации в РФ, федеральный
закон о акционерных обществах)
- акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения).
4. по субъектам их издающим на:
- акты законодательной
власти (федеральный конституционный
закон, федеральный закон,
- акты исполнительной власти (указы президента, постановления правительства);
- акты судебной власти
(решения, определения,
Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Закон обладает рядом
преимуществ по сравнению с другими нормативны
Закон занимает самое
высокое место в системе
Информация о работе Понятие и классификация нормативно-правовых актов