Понятие и классификация нормативно-правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

Оглавление

ПЛАН
Введение
1 Общая характеристика и классификация нормативно-правовых актов
1.1 Понятие нормативно-правовых актов
1.2 Признаки нормативно-пправового акта
1.3 Классификация нормативно-правовых актов
1.4 Законы и подзаконные акты
2 Систематизация нормативно-правовых актов
3 Действие нормативно-правовых актов
3.1 Деиствие НПА во времени
3.2 Действие НПА в пространстве
3.3 Действие НПА по кругу лиц.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

 

ПЛАН

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни  любого общества. Благодаря нему, регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности.

С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы  права.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ. Как  и любой документ, он является носителем  информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она  отражает иерархическую систему  государственных органов. Нормативные  акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы. Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение  установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны  для их адресатов.

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права, их действие.

Для достижения указанной  цели определены следующие задачи:

– изучить и обобщить имеющийся научный материал о  различных видах нормативных  правовых актов;

– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;

– исследовать подзаконные  нормативные акты как одну из квалификаций нормативного правового акта;

Основными методологическими  принципами при подготовке курсовой работы явились: объективность, всесторонность, историзм. Материалы, составляющие основу исследования, изучались и подвергались анализу с учетом хронологических событий, содержания правовых форм

В процессе исследования использовались разнообразные источники: научные работы юристов, историков, представителей правоохранительных органов, материалы периодической печати. Содержание работы раскрывается через юридический анализ правовых документов.

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

    1. Понятие нормативно-правовых актов

Для того, чтобы стать  реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, также как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права.

Какие же формы (источники) права существовали и существуют? Все, когда-либо имевшие место формы (источники) права, трудно перечислить, но наиболее важными и широко известными из них являются следующие. Это – правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.

Но среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. О них мы и будем говорить в данной работе [5,С.336].

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт  в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Система нормативно-правовых актов определяется конституцией и  изданными на ее основе специальными законами, положениями, которые устанавливают порядок издания, изменения, отмены и дополнений НПА, органов их издающих, процедура их издания.

Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится государственная воля. За нарушение их наступают последствия – уголовные, гражданско-правовые, административные и др. нормативно-правовые акты содержат общие предписания, рассчитанные на многократное применение, адресованы неограниченному кругу лиц, ими охватывается широкий круг общественных отношений, действуют вне зависимости от существования конкретных правоотношений предусмотренных нормативно-правовыми актами.

    1. Признаки нормативно-правового акта

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт  обладает следующими признаками:

  1. Нормативный характер
  2. Это правовой акт
  3. Является результатом правотворчества
  4. Общеобязательность
  5. Оформление в виде официального документа
  6. Определённый порядок группировки правовых норм
  7. Носит государственно-властный характер
  8. Обладает юридической силой
  9. Обеспечиваются государственным принуждением

Нормативный характер –  содержание, каких либо норм обязательных для исполнения определенными лицами, регулирование общественных отношений  в какой либо сфере.

Правовой акт - документ, изменяющий или отменяющий нормы права.

Общеобязательность –  его должны исполнять и соблюдать  все лица, на которых направлен  нормативно-правовой акт.

Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.

Государственное принуждение  – это ряд мер способствующих исполнению и соблюдению нормативно – правовых актов, законов, указов и т.д.

Определенный порядок  группировки правовых норм – это  порядок, иерархия нормативно-правовых норм определяющая главенствование  одного акта над другим.

Государственно-властный характер – это подкрепление закона государственной волей, обозначает, что он был принят органами правосудия Российской Федерации.

Нормативно-правовой акт  создается в результате правотворческой  деятельности компетентных органов  государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая coстоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты. Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

В нормативно-правовых актах  содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются.

Нормативно-правовой акт  оформляется в виде официального государственного документа, который  имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

В нормативных актах  нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском  кодексе: раздел “Обязательное право”, глава “Исполнение обязательств”, статья “Досрочное исполнение обязательства”).

Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт  правотворчества, в котором содержатся нормы права [10,С.181].

    1. Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты подразделяются:

1. по юридической силе  на:

- законы;

- подзаконные акты.

2. по содержанию на:

- нормы одного содержания;

- нормы одной отрасли  права; 

- нормы различных отраслей  права. 

3. по объему и характеру  действия на:

- акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс);

- акты ограниченного  действия (федеральный закон о  милиции, лесной кодекс, закон  о приватизации в РФ, федеральный  закон о акционерных обществах);

- акты исключительного  или чрезвычайного действия (о  присвоении статуса свободных  экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения).

4. по субъектам их  издающим на:

- акты законодательной  власти (федеральный конституционный  закон, федеральный закон, закон  субъекта РФ);

- акты исполнительной  власти (указы президента, постановления правительства);

- акты судебной власти (решения, определения, приговоры).

    1. Законы и подзаконные акты

Закон представляет собой  нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным  органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон обладает рядом  преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами [7,С.224].

Закон занимает самое  высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону. Первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношение собственности или земельные. Также закон действует прямо, непосредственно, без последующих актов. Обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера - о введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. - могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет. Закон имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации. К подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

Информация о работе Понятие и классификация нормативно-правовых актов