Понятие и классификация нормативно-правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

Оглавление

ПЛАН
Введение
1 Общая характеристика и классификация нормативно-правовых актов
1.1 Понятие нормативно-правовых актов
1.2 Признаки нормативно-пправового акта
1.3 Классификация нормативно-правовых актов
1.4 Законы и подзаконные акты
2 Систематизация нормативно-правовых актов
3 Действие нормативно-правовых актов
3.1 Деиствие НПА во времени
3.2 Действие НПА в пространстве
3.3 Действие НПА по кругу лиц.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Значительное число  кодификационных актов в современных  государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о  местном самоуправлении и т. д.

II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Что это означает?

1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно-правовых  актов, включаемых в инкорпоративные  сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

По своей юридической  природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих  нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Отличие официальной  инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное-развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами. Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в “Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации”, бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями  или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами) учеными  и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Она обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

III. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации [3,С.348;4,С.420].

 

  1. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

    1. Действие НПА во времени

Действие нормативных  правовых актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу: 1) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; 2) либо с момента их принятия; 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Постановления Правительства  Российской Федерации, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступают в  силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления  Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу [8,С.142].

Ведомственные нормативные  акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных  обстоятельств. Если акт был издан  на определенный срок, он перестает  действовать по истечении этого  срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие: а) издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; б) вследствие принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую лицу.

По общему правилу  нормативные акты не имеют обратной силы. Это означает на практике следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершения преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или  смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом  улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом. Например, действие ст. 835 Гражданского кодекса РФ распространено на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохранены на момент введения в действие второй части Гражданского кодекса РФ [8,С.143].

    1. Действие НПА в пространстве

Действие нормативных  правовых актов в пространстве. По общему правилу, в соответствии с  принципами государственного суверенитета и территориального верховенства законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. Территория государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Непосредственное понятие государственной территории раскрывается ч. 1 ст. 67 Конституции России: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Следует обратить внимание, что Конституция РФ не включает в ее состав недра. Под сухопутной и водной территорией расположены недра и по сложившемуся обычаю до технически доступной глубины они, включая полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, тоже входят в понятие государственной территории. Кроме того, традиционно юрисдикция государства, а, следовательно, и действие его актов, распространяется на континентальный шельф, военные суда под флагом государства, гражданские суда (морские, воздушные) под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или международном воздушном пространстве; территории посольств, консульств, миссий за рубежом; космические корабли; полярные зимовки, кабели и трубопроводы, расположенные в открытом море.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть (общефедеральные акты, касающиеся районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии, а также акты субъектов Федерации, органов местного самоуправления), и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», например, прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы «гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами», установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать, в соответствии с заключенными соглашениями, отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается, в первую очередь, норм гражданского, коммерческого, финансового и некоторых других отраслей права [9,С.133].

    1. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Нормативные правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на его территории (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства). Наиболее полным правовым статусом обладают граждане государства. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом и международными договорами Российской Федерации» (п. 3 ст. 62). Изъятия связаны, в первую очередь, с отсутствием у данной категории политических прав. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме. Они не могут быть государственными служащими. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности (воинская обязанность). Особое положение в России занимают дипломаты, консульские работники, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. Вопрос об уголовной ответственности указанных лиц, в случае совершения ими преступления на территории России, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Отдельные нормативные  правовые акты адресованы специальным  субъектам: военнослужащим, пенсионерам  и т.п.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права. В результате написания курсовой работы , я пришла к следующим выводам:

нормативно-правовой акт  является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения;

назначением формы права  является упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Под формами (источниками) права в юридической литературе понимают способы закрепления и выражения правовых норм;

источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические  нормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобязательное значение.

Основными формами (источниками) права являются: правовой обычай, юридический  прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.

Мной был сделан вывод, что нормативно-правовым актом является акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Нормативно-правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Информация о работе Понятие и классификация нормативно-правовых актов