Европейский союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 16:56, реферат

Краткое описание

Европейский Союз - объединение 27 европейских государств, подписавших "Договор о Европейском союзе " (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Оглавление

Введение.__________________________________________________2

1. История_________________________________________________2

2. Организационная структура ЕС _____________________________4

2.1 Храмовая структура ЕС ___________________________________4

2.2 Европейские институты ___________________________________5

2.2.1 Европейский совет (European Council) _____________________5

2.2.2 Европейская комиссия __________________________________6

2.2.3 Совет ЕС ______________________________________________6

2.2.4 Европейский парламент _________________________________8

2.2.5 Европейский cуд _______________________________________8

2.2.6 Палата аудиторов ______________________________________9

2.2.7 Европейский Центробанк ________________________________9

2.2.8 Европейский инвестиционный банк ________________________9

2.2.9 Экономический и социальный комитет _____________________9

2.2.10 Комитет регионов (Committee of the Regions) ______________10

2.2.11 Институт Европейского омбудсмана _____________________10

2.2.12 15 специализированных агентств и органов _______________10

3. Право ЕС _________________________________________________10

4. Языки Евросоюза __________________________________________11

5. Евросоюз и культура________________________________________11

6. Украина и Евросоюз________________________________________12

Список использованного материала_____

Файлы: 1 файл

ЕС Готов1.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

       На  сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и  членами Сообществ.

       Согласно  Лиссабонскому договору 2007 эта сложная  система будет упразднена, будет  установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права. 

       2.2 Европейские институты

       Ниже  следует описание основных органов, или институтов ЕС. Необходимо иметь  в виду, что традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.

       2.2.1 Европейский совет (European Council)

       Высший  политический орган ЕС, состоящий  из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

       Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

       Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

       Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет — формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. 

       2.2.2 Европейская комиссия

       Европейская Комиссия — основная движущая сила Европейского союза. Еврокомиссия состоит  из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

       Еврокомиссия  формируется каждые 5 лет следующим  образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

       Комиссия  играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис).

       Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе. 

       2.2.3 Совет ЕС

       Совет ЕС, или Совет Министров ЕС, —  данный орган наделен рядом функций  как исполнительной так и законодательной  власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского Союза. Совет был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского Союза. Некоторые исследователи (С. Хикс)рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского Союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского Союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

       В Совет входят министры иностранных  дел государств-членов Европейского Союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое — малое государство, основатель — новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.

       В первые периоды существования Европейского cообщества большинство решений  Совета требовали единогласного  решения. Постепенно все большее  применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.

       Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача — готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.

       Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования  полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых  «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция — усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров.

       Делегирование полномочий от Европейского Совета носит  крайне селективный характер и не ставит под угрозу значимость Совета Министров. 
 

       2.2.4 Европейский парламент

       Европейский Парламент является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с  половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

       Основная  роль Европарламента — утверждение  бюджета ЕС. Кроме того, практически  любое решение Совета ЕС требует  либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

       Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также  при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

       Последние выборы в Европарламент проводились  в 2004 году. Европарламент проводит пленарные  заседания в Страсбурге и Брюсселе. 

       2.2.5 Европейский cуд

       Европейский суд (официальное название — Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

       Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и  самим Европейским союзом; между  институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

       В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

       Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого  из государств-членов) и восьми генеральных  адвокатов. Они назначаются на шестилетний  срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

       Суд сыграл огромную роль в становлении  и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных  договорах, а на прецедентных решениях Суда.

       Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека. 
 

       2.2.6 Палата аудиторов

       Палата  аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета  ЕС и его учреждений.Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей. 

       Функции:

  • проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
  • следит за качеством управления финансами;
  • после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
  • помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

       Штаб-квартира — Люксембург. 

       2.2.7 Европейский Центробанк

       Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в  Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро. 

       2.2.8 Европейский инвестиционный банк

       Создан  согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов. 

       2.2.9 Экономический и социальный комитет

       (Economic and Social Committee) — консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

       Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.

       Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической  политики ЕС. Представляет различные  сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

       Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

       Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе. 

       2.2.10 Комитет регионов (Committee of the Regions).

       Комитет регионов является консультативным  органом, обеспечивающим представительство  региональных и местных администраций  в работе ЕС. Комитет учрежден в  соответствии с Маастрихтским договором  и действует с марта 1994.

Информация о работе Европейский союз