Возможные последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа своей целью имеет выяснить сферу деятельности организации, её функции и принципы деятельности, а также сделать общую оценку интеграции России в ВТО, указав возможные плюсы и минусы для отечественной экономики. Постановка данной цели предполагает решения ряда задач, среди которых:
- получение информации об условиях членства России в ВТО;
- характеристика развития международных экономических отношений в рамках ВТО;
- раскрытие последствий вступления России в данное интеграционное объединение для различных секторов экономики.

Оглавление

Введение: 3
Глава 1.Процесс присоединения России к ВТО 5
1.1 ВТО – трудности современного раунда переговоров 5
1.2 Процедура присоединения и обязательства по системным вопросам. 7
Глава 2. Анализ изменений после вступления России в ВТО 14
2.1 Обязательства по товарам и услугам 14
2.2 Преимущества членства России в ВТО 17
Глава 3.Негативные последствия вступления России в ВТО 32
3.1 Возможные негативные последствия после присоединения России к ВТО 32
3.2 Возможные негативные последствия для «Госмонополий» 40
Заключение 42
Список используемой литературы и интернет источников 44

Файлы: 1 файл

Вагин(4).docx

— 364.45 Кб (Скачать)

В настоящее время страны в целях защиты окружающей среды  принимают меры, которые значительным образом отражаются на торговле товарами и услугами, их доступе на внешние  рынки. Несмотря на то, что понятие  «экологические меры торговли» до сих  пор не определено, к ним можно  отнести такие меры торговой политики, как: экологические сборы, налоги и  пошлины, которые могут увязываться  с энергоемкостью производства, содержанием  углерода в топливе и т.п.; экологические  субсидии и экологические правила  государственных закупок; экологические  технические стандарты (отдельно выделяются вопросы использования крупными корпорациями частных стандартов (private standards)); запреты на торговлю или карантины (чаще всего это СФС меры); экологическая  маркировка.

В настоящее время в  рамках ВТО нет отдельных соглашений по окружающей среде, однако, созданный  Комитет по торговле и окружающей среде имеет своей целью определение  взаимосвязи между торговыми  мерами и мерами по защите окружающей среды в целях продвижения  устойчивого развития, а также  выработку общего подхода по устранению негативного влияния на торговлю мер экологической политики членов ВТО. Таким образом, присоединение  России к ВТО даст возможность  при активном взаимодействии с членами  ВТО на площадке Комитета по торговле и окружающей среде выработать подходы, сокращающие негативное влияние  на российский экспорт экологических  мер других членов ВТО. Кроме того, появляется также возможность обжаловать несоответствие таких мер правилам и принципам ВТО в Органе по разрешению споров. 

Использование инструментов ВТО по снижению и отмене барьеров, действующих на иностранных рынках, в отношении российской продукции.

Возможность участия России в Органе по разрешению споров ВТО

После присоединения к  ВТО Россия получит право доступа  к механизму разрешения споров в  рамках ВТО. В случае применения против России мер дискриминационного характера, Россия сможет оспорить правомерность  применения такой меры и в Органе по  разрешению споров ВТО с целью  ее отмены и возможного получения  компенсации. Данный механизм универсален  и достаточно эффективен, дает возможность  оспаривать и отменять необоснованные ограничения, а также играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних  действий.

Несмотря на то, что решения  органа по разрешению споров носят  рекомендательный характер, если Орган по разрешению споров ВТО (далее ОРС) признает, что какая-либо из сторон нарушила свои обязательства, и если такая страна-член не обеспечит приведение меры в соответствие с положениями соответствующего Соглашения ВТО, победившая в споре сторона может потребовать ОРС принять решение, уполномочивающее победившую в споре сторону на отмену концессий и обязательств по отношении к стране-нарушителю.

Стоимость оспаривания в  суде ВТО одного кейса зависит  от сложности кейса и стоимости  услуг выбранных адвокатов. В  настоящее время стоимость одного часа работы адвокатов составляет от 700 долл. США до 1 500 долл. Примерные расчеты по участию в одном споре в условиях ВТО в зависимости от уровня сложности кейса могут составить от 0,385-1,059 млн. долл. США.

Предполагаем, что после  присоединения России к ВТО могут  быть обжалованы следующие действующие  в настоящее время меры в случае, если они не будут устранены на стадии консультаций с членами ВТО:

1) антидемпинговые меры, применяемые ЕС, в отношении российских  товаров (алюминиевой фольги, сварных  легированных труб, бесшовных труб, минеральных удобрений), при введении  которых ЕС были применены  «энергетические корректировки», а  также методология расчета демпинговой  маржи для таких товаров (Ущерб  около 100 млн. долл. США);

2) антидемпинговая пошлина  на трансформаторную сталь российского  производства, применяемая КНР; 

3)  в рамках ВТО Украина  инициировала разбирательство против  Молдавии в отношении действующего  Закона «О плате за загрязнение  окружающей среды» от 25 февраля  1998 г. № 1540-ХШ, в соответствии  с которым взимается плата  исключительно за импорт около  180 наименований продукции (нефтепродукты, удобрения, изделия из пластмассы и резины, лаки и краски, моющие средства и химические вещества, электроприборы и транспортные средства), в процессе использования которых загрязняется окружающая среда. Данная дискриминационная мера также затрагивает и российский экспорт. В этой связи, в случае, если до момента присоединения России к ВТО указанная проблема не разрешится, то Россия может также принять участие в данном разбирательстве;

5) антидемпинговые меры  в отношении нитрата аммония  и карбамида, применяемые в  США, и рассчитанные в условиях  отсутствия рыночного статуса  российской экономики (как минимум  50 млн. долл.США);

6) квотирование товаров  ядерного цикла в ЕС (ущерб  составляет около 130 млн. долл. США). В ЕС действует негласное квотирование товаров ядерного цикла. Евратом сохраняет за собой исключительное право на ядерные материалы, используемые, произведенные и потребляемые в ЕС, имея право заключать контракты на поставку таких материалов в ЕС. На практике Евратом визирует все заключаемые контракты. С 2003 г. в связи с закрытием в странах – новых членов ЕС энергоблоков АЭС, рынок поставок российских тепловыделяющих элементов существенно сократился.

РФ готова инициировать 6-10 споров, при этом также готова принять  участие в спорах ВТО в качестве третьей стороны. Что касается инициирования  споров в ВТО против России, то вероятно, такие споры, в первую очередь, коснутся применения СФС мер в отношении  третьих стран.

Меры, которые должны быть пересмотрены или отменены с даты присоединения России к ВТО:

1. В связи с тем, что в целом в ВТО запрещены количественные ограничения во взаимной торговле, с даты присоединения России к ВТО прекратит свое действие Соглашение между Россией и ЕС о торговле некоторыми изделиями из стали, которым устанавливаются количественные ограничения на поставки российской металлопродукции в ЕС (более 3 млн. тонн). Положениями Соглашения предусмотрено, что соглашение действует до даты присоединения России к ВТО, что предполагает его автоматическое прекращение с даты присоединения к ВТО. В условиях отсутствия количественного ограничения торговли металлопродукции с ЕС, российские производители металлопродукции будут иметь возможность нарастить свои поставки в страны-члены ЕС.

2. Квоты на поставки алкоголя из стран – не членов ВТО в Киргизии. В соответствии с поручением Аппарата Правительства Киргизской Республики       14 октября 2011 года введено квотирование импорта, а также аннулирование лицензий на импорт алкогольной продукции в отношении продукции, происхождением из стран - не членов ВТО.

3. Пересмотр антидемпинговой меры в отношении нитрата аммония из Австралии. Ущерб, от применяемой в связи с отсутствием рыночного статуса по данным российских производителей составляют более 7 млн. долл. США. С вступлением России в ВТО, данная мера может быть пересмотрена;

4. Пересмотр антидемпинговых  мер в США в отношении карбамида,  нитрата аммония, феррованадия  и нитрита ванадия, горячекатаного  проката, толстолистовой стали.  В ходе процедур пересмотра  в связи с истечением срока  действия меры каждый раз все  меры, применяемые в отношении  российских компаний, продляются  Минторгом США на очередной  «пятилетний» срок. В рамках такой  процедуры Минторг США, в наших  случаях, всегда приходит к  выводу, что завершение действия  меры приведет к возобновлению  демпинга и угрозе появления  ущерба американской промышленности. Такой подход, где мнение национальной  отрасли превалирует над здравым  смыслом, приводит к тому, что  устранить действие мер становится  практически невозможным. Такие  меры могут быть пересмотрены  в соответствии с Соглашением  ВТО, либо в условиях членства  ВТО могут быть проведены консультации  на предмет рассмотрения соответствия  данных мер правилам ВТО. По  нашим оценкам, ущерб от применения  антидемпинговой пошлины США  в отношении нитрата аммония  составляет как минимум 50 млн.  долл. США. 

5. Антидемпинговые меры, применяемые Украиной, в отношении  российских товаров (нитрат аммония,  стрелочные переводы, абразивный  инструмент) могут быть пересмотрены;

6. Пересмотр действующих  антидемпинговых мер в Мексике  (металлопродукция), рассчитанных по  нерыночному сценарию. По оценкам  российских производителей металлопродукции, общий ущерб от применяемых  Мексикой антидемпинговых мер,  рассчитанных на нерыночных условиях, составляет более 20 млн. долл. США в год.

7. После присоединения России к ВТО Конгрессом США будет рассмотрен вопрос об отмене поправки Джексона-Веника и предоставления России статуса нормальных торговых отношений.

8. В связи с тем, что  РФ присоединяется к ВТО на  рыночных условиях, признание рыночного  статуса будет способствовать  недискриминационному проведению  расследований, а также даст  возможность пересмотреть все  действующие на нерыночной основе  антидемпинговые меры. До сих  пор рыночный статус российской  экономики не признается  Австралией.   [6]

Улучшение условий доступа  для российских товаров и услуг  в связи с обязательствами  членов ВТО, которые также с момента  присоединения будут распространяться и на РФ.

Транзит газа – Украина

Обязательства, принятые Украиной в части регулирования оказания услуг трубопроводного транспорта, действительно позволяют дочерним компаниям ОАО «Газпром», учрежденным  на территории государств-членов ВТО, а также самой ОАО «Газпром», являющейся российским юридическим  лицом, претендовать на осуществление  поставки таких услуг на территории Украины, используя существующие мощности или участвуя в строительстве  новых.

В соответствии со своими специфическими обязательствами Украина не может, в частности, вводить ограничения  в отношении числа поставщиков  таких услуг, общего объема торговли такими услугами, доли иностранного участия  в данном секторе услуг или  капитале отдельной компании. Украина  также не может применять дискриминационные  ограничения/требования к учрежденным  на ее территории дочерним компаниям  иностранных поставщиков услуг  В колонке дополнительные обязательства  своего перечня специфических обязательств по услугам, Украина отметила, что  она обязуется предоставить полную транспарентность в разработке, принятии и применении мер, затрагивающих доступ к трубопроводам, а также торговлю услугами по транспортировке по трубопроводам. Украина также закрепила обязательства гарантии строгого соблюдения принципов недискриминационного режима (что означает предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования) в части доступа и использования трубопроводных сетей, находящихся под их юрисдикцией, в пределах технических мощностей этих сетей, в отношении происхождения, пунктов назначения или права собственности на транспортируемую продукцию, без установления неоправданных проволочек, ограничений или сборов, так же как не применять дискриминационного ценообразования, основанного на различиях в происхождении, пунктах назначения или праве собственности.

Власти страны, принявшей  такие обязательства не должны препятствовать иностранному поставщику организовать транспортировку энерготоплива  подобающим образом. Поставщик сам  выбирает, как именно он будет осуществлять данную поставку, например использовать имеющийся или строить новый  трубопровод для целей оказания услуги по транспортировке. Если поставщик  страны-члена ВТО обращается к  присоединившейся стране с заявкой  построить новую трубопроводную сеть для транспортировки своего товара, то принимающая сторона обязана  должным образом рассмотреть  и выдать разрешение на строительство  инфраструктуры для поставки транспортных услуг.

Обязательства по трансграничной поставке транспортных услуг автомобильным  транспортом - Китай.

В рамках присоединения к  ВТО Китай принял полные обязательства  по доступу на рынок и предоставлению национального режима услугам и  поставщикам автодорожного транспорта, поставляемых трансграничным способом поставки.

Таким образом, с учетом существующих де-факто ограничений по глубине  проезда на территорию Китая российских автотранспортных средств, существует возможность использования механизмов ВТО по открытию китайских дорог  для международных автоперевозок.

Обязательства КНР по особым условиям проведения защитных расследований  в отношении КНР

В рамках присоединения к  ВТО Китай принял обязательства  по проведению защитных расследований. Китай согласился, что члены ВТО  в течение 15 лет с даты присоединения  к ВТО могут, при определенных обстоятельствах, использовать методики расчета демпинговой маржи и  определения объема субсидирования отличные от тех, которые используются для стран с рыночной экономикой. Использование расчетов на основе суррогатной  методики может значительно увеличить  размер пошлины по результатам расследования. Это создает реальную возможность  адаптироваться национальному производителю  в условиях изменившихся обстоятельств.

В области таможенного  администрирования:

- гарантии соблюдения  прав экономических операторов  за счет существования системы  гарантированного обжалования неправомерных  действий таможенных органов.  Отказ от недобросовестных таможенных  практик (определение таможенной  стоимости по справочным ценам  (при этом они смогут использоваться  в качестве профиля риска); «черных  списков» поставщиков, обжаловавших  действие таможни в суде; и  т.п.);

- минимизация расходов  на таможенное оформление за  счет ограничения таможенных  сборов размером стоимости оказанных  услуг;

- стимулирование совершенствование  таможенного оформления в сторону  упрощения таможенных операций, повышения технологической оснащенности, в том числе за счет реализации  договоренностей ВТО по упрощению  торговли

Информация о работе Возможные последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и пути их преодоления