Возможные последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа своей целью имеет выяснить сферу деятельности организации, её функции и принципы деятельности, а также сделать общую оценку интеграции России в ВТО, указав возможные плюсы и минусы для отечественной экономики. Постановка данной цели предполагает решения ряда задач, среди которых:
- получение информации об условиях членства России в ВТО;
- характеристика развития международных экономических отношений в рамках ВТО;
- раскрытие последствий вступления России в данное интеграционное объединение для различных секторов экономики.

Оглавление

Введение: 3
Глава 1.Процесс присоединения России к ВТО 5
1.1 ВТО – трудности современного раунда переговоров 5
1.2 Процедура присоединения и обязательства по системным вопросам. 7
Глава 2. Анализ изменений после вступления России в ВТО 14
2.1 Обязательства по товарам и услугам 14
2.2 Преимущества членства России в ВТО 17
Глава 3.Негативные последствия вступления России в ВТО 32
3.1 Возможные негативные последствия после присоединения России к ВТО 32
3.2 Возможные негативные последствия для «Госмонополий» 40
Заключение 42
Список используемой литературы и интернет источников 44

Файлы: 1 файл

Вагин(4).docx

— 364.45 Кб (Скачать)

Через 9 лет после присоединения  к ВТО формально разрешается  работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний, однако, 
ограничения, предусмотренные нашими обязательствами, позволяют 
сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском 
рынке, идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, 
что в значительной степени лишает эту филиалы конкурентных преимуществ 
по сравнению с российскими компаниями.

В ряде секторов, обязательства  предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению  с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости  ввести государственную монополию  на оптовую торговлю  алкоголем. [1]

2.2 Преимущества членства России в ВТО

Преимущества для внутреннего  рынка

Общее улучшение делового климата и обеспечение прироста инвестиций за счет выполнения требований по обеспечению транспарентности и  предсказуемости законодательства и мер регулирования торговли, ТБТ и СФС, повышении эффективности  системы защиты прав предпринимателей, применения международных стандартов в различных областях, улучшению  условий доступа на рынки товаров  и услуг. Произойдет снижение административной нагрузки на российский и иностранный  бизнес. Обязательства по ВТО послужат ограничителем по возвращению к  более обременительным условиям.

Общее улучшение принципа надлежащего управления.

Правовую основу противодействия  коррупции в Российской Федерации  составляют, кроме прочего, международные  договоры Российской Федерации. По окончании  переговорного процесса по присоединению  Российской Федерации к Всемирной  торговой организации уполномоченным представителем Российской Федерации  будет подписан Протокол о присоединении  Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО (далее – Протокол), который приобретет статус международного договора Российской Федерации после  проведения процедуры его ратификации  Федеральным Собранием Российской Федерации и вступления в силу соответствующего федерального закона. [2]

С обретением указанного статуса  Протокол и система соглашений ВТО  станут неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации и  будут юридически обязывающими для  соответствующих уполномоченных правоприменителей  в Российской Федерации.

Положения соглашений ВТО  устанавливают транспарентные и  предсказуемые положения для  их государств-участников с четким, последовательным и, как общее правило, императивным алгоритмом применения положений  данных соглашений, что существенным образом в ходе начального периода  их применения будет минимизировать, а с формированием стабильной надлежащей правоприменительной практики полностью исключать возможность  совершения коррупционных правонарушений  в правоустанавливающей и правоприменительной  деятельности органов государственной  власти Российской Федерации и неизбежно, в перспективе, приведет к формированию ментальной блокады коррупционного поведения в среде публичных  правоприменителей.

Обязательства по таможенным пошлинам

Обязательства по установлению верхних пределов для ставок таможенных пошлин (связывание тарифов) ограничивают возможности выстраивания тарифных барьеров для импорта и переориентирования  товаропотоков с экспорта на внутренний рынок.

Однако, что не менее, а  подчас и более  важно, такие ограничения  в совокупности с обязательствами  по обеспечению транспарентности механизма  принятия решений в области регулирования  ВЭД также формируют стабильную и предсказуемую среду для  ведения бизнеса отечественными и  зарубежными предпринимателями. В ситуации связанных тарифов  разработка бизнес-планов и стратегий  значительно оптимизируется, поскольку  есть возможность оценить картину  в целом: как пошлины на непосредственно  конкурирующий товар, так и на сырье и комплектующие. При этом нет угрозы не учесть возможное повышение  пошлин на то или другое.

Следствием указанных  обязательств является  также существенное сужение пространства для лоббирования решений в части тарифного  регулирования, что, соответственно, снижает  вероятность  коррупционных явлений  в среде, причастной к формированию  регулирования.

Техническое регулирование, санитарно-фитосанитарные меры

Предсказуемость и транспарентность Технический барьер в торговли (далее  ТБТ) и санитарные и фито санитарные меры (далее СФС) регулирования является положительным элементом как  для потребителей (расширение ассортимента импортной продукции), так и для  экспортеров.

В частности, с помощью  правил и норм ВТО механизмы государственного регулирования в сфере СФС  станут более четкими и упорядоченными, а в ТБТ будет способствовать заключению соглашений по взаимному признанию результатов исследований преимущественно в отношении отдельных потребительских товаров. Таким образом, доступ на рынок иностранной продукции будет упрощен для таких групп товаров как лекарства.

Доступ потребителя  к более качественным и дешевым  продуктам

Связывание тарифных ставок создает предсказуемые условия  торговли для иностранного бизнеса  и российского бизнеса. Кроме  того, это послужит стимулом для  повышения конкурентоспособности  товаров российских производителей.

Обеспечение российских потребителей доступом к более качественным товарам  и услугам по более низким ценам.

Обязательства по снижению пошлин на сырье и комплектующие, необходимые для российских производителей, позволит сократить издержки и себестоимость продукции.

В результате либерализации  тарифов от снижения цен и притока  более качественных товаров получат  выгоду потребители следующих категорий  товаров: рыба, фрукты, овощи, орехи  из тропических стран, рис и продукты из него,  кондитерские изделия (шоколад), цветы, качественные вина и крепкие  напитки, лекарства, текстиль, одежда, обувь, строительные материалы, ювелирные  изделия, мебель, электроника и электротехника, медицинские приборы и оборудование, косметическая, парфюмерия, моющие средства.

Аспекты охраны прав интеллектуальной собственности

Российское законодательство полностью соответствует нормам и правилам ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности.

В ходе переговорного процесса по присоединению Российской Федерации  к ВТО, постепенно принимались нормативные  акты, которые не только приводили  российское законодательство в соответствии с нормами ВТО, но и совершенствовали его. 

Ярким тому примером были поправки в Гражданский Кодекс Российской Федерации. Например, исключение из статьи 1483 ссылки на доменные имена. Таким образом, доменное имя, права на которое возникли до даты приоритета товарного знака или знака обслуживания, не будет служить основанием для отказа в регистрации соответствующего товарного знака или знака обслуживания.    

С даты присоединения к  ВТО единственными изменениями, которые произойдут в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, это вступление в силу уже ранее  принятых нормативных актов.  Это  внесение изменений в Федеральный  закон «Об обращении лекарственных  средств (№ 271-ФЗ от 11 октября 2010)  - кроме  рисков, норма предоставляет дополнительную защиту для запатентованных лекарственных  средств,  и Постановление Правительства  Российской Федерации о внесении изменений в  Положение о патентных  и иных пошлинах (от 15.09.11 № 781) – выравнивание возможностей для иностранных и российских заявителей.

Защищать авторские и  смежные права в сети Интернет, Россия будет продолжать основываясь  на существующих принципах.  Вместе с тем, участие в ВТО открывает  для России возможность присоединения  к соглашению «ACTA» об усиленном  взаимодействии правоприменительных  органов, в том числе в сети Интернет. 

Гармонизация  с международным законодательством  в области защиты владельцев иностранной  собственности и улучшение ситуации с защитой на российском рынке  будет способствовать как созданию более предсказуемой деловой  среды для ведения бизнеса, так  и развитию российских инновационных  технологий.

Использование инструментов ВТО для отстаивания  интересов российских правообладателей на иностранных рынках, защита российских торговых марок и географических наименований. Защищать авторские и  смежные права в сети Интернет, Россия будет продолжать основываться на существующих принципах.  Вместе с тем, участие в ВТО открывает  для России возможность присоединения  к соглашению «ACTA» об усиленном  взаимодействии правоприменительных  органов, в том числе в сети Интернет.

Услуги 

Присоединение России к ВТО создает транспарентную юридическую базу и предсказуемые  условия торговли для иностранного и российского бизнеса. Это послужит стимулом для повышения конкурентоспособности  российских услуг и поставщиков  услуг. Развитие отдельных отраслей услуг, которые в настоящее время  еще не достаточно развиты в Российской Федерации, например в секторе услуг  по охране окружающей среды приведет к росту занятости. Либерализация  секторов услуг представляет потенциальную  опасность лишь для отдельных  поставщиков услуг, но не для отдельных  секторов в целом. В конечном итоге  от либерализации секторов, а также  снижения цен, возросшей конкуренции  на внутреннем рынке услуг выиграют российские потребители.

В секторах с  либеральным текущим режимом  доступа иностранных поставщиков  услуг (услуги на осуществление деятельности в области связи, строительные услуги, услуги в области рекламы) присоединение  к ВТО не повлечет значительных изменений  по сравнению с действующей практикой.

Отдельно стоит  отметить, что в рамках присоединения  к ВТО в некоторых секторах услуг согласованы на более жестких  условиях, чем действующее российское законодательство (услуги туризма, образование, деятельность профессиональных участников финансовых рынков, аудиовизуальные  услуги). Это означает, что Россия обладает возможностью изменить и дополнить  соответствующее законодательство, ужесточая действующие нормы.

Конкуренция приведет к мобилизации деятельности отечественных  производителей услуг: применению и  разработке новых технологий, расширению набора услуг, совершенству качества, снижению  цены, более полному  учету запросов клиентуры. В долгосрочной перспективе к наращиванию экспортного  потенциала отечественных поставщиков  услуг.

Преимущества  и улучшение условий доступа  на внешние рынки

Возможность продвижения  российских интересов через участие  России в качестве полноправного  партнера в формировании международного торгового режима.

Национальный  режим

После присоединения России к ВТО члены организации должны будут предоставлять национальный режим российским товарам при  доступе на свой рынок. Таким образом, необоснованная дискриминация российских товаров будет нейтрализована.

Участие России в Доха-раунде, рабочих группах и Комитетах  ВТО.

Обсуждение в рабочих  органах ВТО охватывает все новые  сферы и непосредственно затрагивает  интересы России по ряду ключевых направлений. После присоединения Россия сможет принять участие в этих переговорах  в качестве полноправного партнера.

Став полноправным участником раунда Россия сможет отстаивать свои интересы как наступательного, так  и оборонительного характера.

В качестве примера проблем  в рамках переговоров Доха-раунда, которые непосредственным образом  затронут интересы Российской Федерации  можно отметить. 

- Исход переговоров по субсидиям и антидемпингу;

- Россия заинтересована в принятии обязательств по уточнению и дисциплинированию правил ведения антидемпинговых расследований, поскольку российские экспортеры несут значительные потери в результате злоупотребления этими мерами защиты рынка. Принятие новых правил по субсидиям может повлечь инициирование против России разбирательств в органе по разрешению споров и введение компенсационных пошлин (автоматическое признание предоставления государством товаров и услуг по регулируемым ценам специфической субсидией).

- Переговоры по распространению  свободы транзита на услуги  трубопроводного транспорта.

- Россия присоединиться  к переговорам членов ВТО по  экспортным субсидиям в сельском  хозяйстве, получив возможность   отстаивать в ходе переговоров  раунда Дохи отмену экспортных  субсидий сельскому хозяйству,  предоставляемых развитыми странами, и сокращение таможенных тарифов  на сельхозпродукцию в частности  ЕС. По итогам договоренностей  Уругвайского раунда ЕС юридически  имеет право на предоставление  достаточно большого объема экспортных  субсидий сельскому хозяйству.  Так в 2008 г. объем экспортных  субсидий, предоставленных ЕС, составил 450.9 млн. евро (в основном на  поддержку молочной отрасти и  свиноводства). Таким образом, в  случае реализации договоренностей  в рамках раунда Дохи  произойдет   повышение конкурентоспособности  российских товаров по сравнению  с европейскими на российском  рынке. 

Устранение экологических  барьеров на пути российского экспорта

Информация о работе Возможные последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и пути их преодоления