Возможные последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа своей целью имеет выяснить сферу деятельности организации, её функции и принципы деятельности, а также сделать общую оценку интеграции России в ВТО, указав возможные плюсы и минусы для отечественной экономики. Постановка данной цели предполагает решения ряда задач, среди которых:
- получение информации об условиях членства России в ВТО;
- характеристика развития международных экономических отношений в рамках ВТО;
- раскрытие последствий вступления России в данное интеграционное объединение для различных секторов экономики.

Оглавление

Введение: 3
Глава 1.Процесс присоединения России к ВТО 5
1.1 ВТО – трудности современного раунда переговоров 5
1.2 Процедура присоединения и обязательства по системным вопросам. 7
Глава 2. Анализ изменений после вступления России в ВТО 14
2.1 Обязательства по товарам и услугам 14
2.2 Преимущества членства России в ВТО 17
Глава 3.Негативные последствия вступления России в ВТО 32
3.1 Возможные негативные последствия после присоединения России к ВТО 32
3.2 Возможные негативные последствия для «Госмонополий» 40
Заключение 42
Список используемой литературы и интернет источников 44

Файлы: 1 файл

Вагин(4).docx

— 364.45 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский экономический  университет имени Г. В. Плеханова»

 

Кафедра внешнеэкономической  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность»

на тему:

 

«Возможные последствия  вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию  и пути их преодоления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент ф-та МЭО, группы 856

 

 

Научный руководитель:

к.э.н, доцент

Вагин М.И.

 

 

 

Прогунова Л.В.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение: 3

Глава 1.Процесс  присоединения России к ВТО 5

1.1 ВТО – трудности современного раунда переговоров 5

1.2 Процедура присоединения и обязательства по системным вопросам. 7

Глава 2. Анализ изменений  после вступления России в ВТО 14

2.1 Обязательства по товарам и услугам 14

2.2 Преимущества членства России в ВТО 17

Глава 3.Негативные последствия вступления России в  ВТО 32

3.1 Возможные негативные последствия после присоединения России к ВТО 32

3.2 Возможные негативные последствия для «Госмонополий» 40

Заключение 42

Список  используемой литературы и интернет источников 44

 

 

 

 

 

 

Введение:

В последние годы все большее  значение приобретает международная  экономическая интеграция. Одной  из наиболее известных и авторитетных международных организацией является Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая  занимается правилами международной  торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной  торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам  и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ (Генеральное  соглашение по тарифам и торговле). ВТО – это, во-первых, широкая  политика по либерализации торговли, а во-вторых, сложнейшая система  правил и регламентов отношений  продавцов и покупателей. От того, насколько полно та или иная страна-участница  использует все возможности, предоставляемые  ВТО, во многом будет зависеть её будущее  благосостояние. В настоящее время  организация насчитывает 154 страны-участницы. Менее недели назад в данную организацию  вступила и Россия. Горячие дебаты по поводу целесообразности этого вступления, тем не менее, еще не стихают.

Данная работа своей целью  имеет выяснить сферу деятельности организации, её функции и принципы деятельности, а также сделать  общую оценку интеграции России в  ВТО, указав возможные плюсы и  минусы для отечественной экономики. Постановка данной цели предполагает решения ряда задач, среди которых:

- получение информации  об условиях членства России  в ВТО;

- характеристика развития  международных экономических отношений  в рамках ВТО;

- раскрытие последствий  вступления России в данное  интеграционное объединение для  различных секторов экономики.

Актуальность темы состоит  в том, что в настоящее время  мир глобализируется, экономики  всех стран мира имеют тенденции  к взаимной интеграции. В данном контексте ВТО является одной  из наиболее известных и влиятельных  структур, деятельность которой в  настоящее время определяет развитие международной торговли, сотрудничество стран в данной сфере.

Объектом исследования является Всемирная торговая организация  как один из основных мировых интеграционных союзов, предметом – деятельность данной организации.

При написании данной курсовой работы были использованы такие методы научного познания, как: анализ, аналогия, дедукция, наблюдение, обобщение и  прогнозирование.

В процессе написания работы использованы нормативные документы, экономическая литература, материалы  периодической печати.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1.Процесс присоединения России к ВТО

1.1 ВТО – трудности современного раунда переговоров

Роль ВТО сегодня получает неоднозначные оценки. Звучат сомнения в способности системы ВТО  бороться с ростом протекционизма в  современных условиях. Существует мнение, что действующие правила ВТО  не обеспечивают достаточный уровень  защиты от использования протекционистских  мер и возможно нуждаются в  корректировке с учетом особых обстоятельств  нынешней кризисной экономической  ситуации в мире и необходимости  сохранения достижений по либерализации  многосторонней системы регулирования  торговли. 

Поводом для подобных высказываний послужило широкое использование  развитыми странами среди мер  антикризисной политики масштабного  субсидирования промышленности, которое  с юридической точки зрения не нарушает правил ВТО, однако оказывает  значительное искажающее влияние на мировую торговлю.

В этой связи, по мнению ряда стран необходимо скорее завершить  переговоры в рамках Доха-раунда с  тем, чтобы начать новый раунд  переговоров, на который будут вынесены новые вопросы, требующие решения.

В числе основных причин создавшейся на Раунде ситуации называют несовпадение подходов западных и развивающихся  стран в отношении концепции  «Раунда развития». Для первых текущий  Раунд остается инструментом для  осуществления новой волны либерализации  мировых рынков, в особенности  рынков ведущих РС. Развивающиеся  страны стремятся использовать Раунд  для изменения баланса сил  в системе международных торгово-экономических  отношений, упразднения дискриминационных  ограничений для своих товаров, защиты национальной промышленности.

Кроме того, среди самих  развитых стран нет единства по многим ключевым вопросам. В результате члены  ВТО оказались в определенном смысле «заложниками» принципа консенсуса – основополагающего принципа ВТО. Каждый шаг по пути либерализации  сталкивается с противодействием той  или иной заинтересованной группы, и даже позиции тех стран, которые  нацелены на дальнейшую либерализацию, не всегда однозначны.

Также нельзя забывать и  о том, что многие темы Нового раунда направлены на устранение «серых зон», спорных вопросов в соглашениях  ВТО – а зачастую страны больше устраивает существующая неопределенность, позволяющая обходить правила ВТО  в своих интересах.

Еще одна причина низкой динамики переговоров раунда состоит  в том, что ключевые члены ВТО, такие как США и ЕС достигли основных целей своей торговой политики еще в ходе предыдущих раундов  переговоров и существующая ситуация в значительной степени их устраивает. 

Основную задачу - получение  доступа на рынки товаров и  услуг  динамичных развивающихся  экономик они могут достичь и  путем заключения двусторонних и  региональных соглашений о свободной  торговле с этими странами. При  этом при заключении таких соглашений, ведя переговоры с развивающимися странами «один на один», развитым странам  гораздо легче продавить свои интересы и добиться как расширенного доступа на их рынок, так и включения  в состав таких соглашений положений  по экологическим и трудовым стандартам, добиться включения которых в  повестку дня Доха-раунда им так  и не удалось добиться.

С учетом складывающейся на переговорах Доха - раунда ситуации особое значение приобретает вопрос присоединения России к ВТО. На фоне застывшей ситуации на площадке Раунда и обостряющихся в связи с  этим противоречий в рядах членов ВТО, присоединение России позволило  бы укрепить пошатнувшийся престиж  Организации.

Для России в первую очередь  имеет значение исход переговоров  по субсидиям и антидемпингу. Как  все недавно присоединившиеся к  ВТО страны, она будет освобождена  от обязательств по сокращению поддержки  сельского хозяйства и дальнейшей либерализации доступа на рынок  товаров. Россия заинтересована в принятии обязательств по уточнению и дисциплинированию  правил ведения антидемпинговых  расследований, поскольку российские экспортеры несут значительные потери в результате злоупотребления этими  мерами защиты рынка.  Принятие новых  правил по субсидиям может повлечь  инициирование против России разбирательств в органе по разрешению споров и  введение компенсационных пошлин.

Члены ВТО в полной мере осознают, что у России есть свои экономические интересы, свое отношение  к проблемам либерализации международной  торговли и свое видение возможных  решений проблем Раунда. С этой точки зрения некоторые ключевые члены ВТО предпочли бы увидеть  Россию в числе переговорщиков раунда только после того, как им удастся  добиться решения наиболее чувствительных для себя вопросов в рамках этого  процесса.

Тем не менее, у России сохраняется  возможность завершить переговорный процесс по условиям присоединения  и стать членом ВТО до завершения Доха-раунда. В принципе, это позволит России повлиять на формировании финального пакета договоренностей раунда с  учетом своих национальных интересов.

1.2 Процедура присоединения и обязательства по системным вопросам.

10 ноября 2011 года были  завершены переговоры по присоединению  России к Всемирной торговой  организации (далее ВТО). Рабочая  группа (далее РГ), состоящая из 62 членов ВТО (ЕС как один), предварительно  одобрила пакет документов, российского  присоединения. Пакет включает  в себя Перечень обязательств  по товарам, Перечень обязательств  по услугам и Доклад РГ, содержащий  описание российского торгового  режима и системные обязательства,  подтверждающие соответствие этого  режима нормам ВТО.

Данные документы отражают результаты двусторонних переговоров, проведенных Россией с 57 членами  ВТО (по товарам) и 30 членами ВТО (по услугам), а также многосторонних переговоров по системным обязательствам.

Официальное решение о  присоединении России к ВТО было принято 16 декабря 2011 г. в ходе 8-й  Министерской Конференции ВТО. Когда  будет подписан Протокол о присоединении  России к ВТО.

Из Протокола следует, что присоединяющееся государство  становится членом ВТО и принимает  на себя обязательства по Соглашению о ВТО, включая все изменения  и дополнения к нему, которые были приняты членами ВТО и вступили в силу на дату вступления в силу Протокола. Протокол также обязывает  нового члена ВТО соблюдать специфические  обязательства, согласованные в  результате переговоров  о присоединении  государства к ВТО с членами  этой организации.

Протокол является неотъемлемой частью Соглашения о ВТО.

К Протоколу прилагаются  Перечень уступок и обязательств присоединяющегося государства  по товарам и Перечень его специфических  обязательств по услугам, Доклад Рабочей  группы не является  приложением  к Протоколу, но в Протоколе указываются  реквизиты Доклада как отдельного официального документа ВТО и  содержатся указания на конкретные параграфы  Доклада, имеющие статус обязательств. Все документы, касающиеся присоединения  к ВТО, вносятся на одном из официальных  языков ВТО  (английском, французском  или испанском).  Документы российского  присоединения вносятся на английском языке. Русский перевод не имеет  официального статуса.

Проект Доклада РГ аккумулирует результаты дискуссий в рамках Рабочей  группы по отдельным элементам экономической  системы и торгового режима России и его соответствия нормам и правилам ВТО, на основе текстов нормативных  правовых актов и других документов, представленных российской стороной.

Как общее правило, Россия берет на себя обязательства выполнять  все правила ВТО с даты своего присоединения.

В процессе присоединения  была проведена работа по приведению соответствующего российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Поэтому выполнение зафиксированных  в Докладе Рабочей группы обязательств не потребует внесения изменений  в российское законодательство (исключением  могут стать отдельные акты о  предоставлении запрещенных с точки  зрения ВТО субсидий промышленности и сельскому хозяйству, однако такие  нормативные акты в любом случае будут подлежать изменению в  связи с имплементацией соответствующих  соглашений ЕЭП).  

В связи с тем, что после  начала функционирования Таможенного  союза часть полномочий по регулированию  торговли перешла на наднациональный  уровень, Россия принимает на себя обязательства  об обеспечении выполнения требований ВТО и на уровне Таможенного союза. Реализация таких обязательств будет  возможна благодаря подписанию Договора о функционировании Таможенного  союза в рамках многосторонней торговой системы, в соответствии с которым  обязательства принимаемые государством-членом ТС при присоединении к ВТО  становятся частью правовой системы  Таможенного союза. 

Те положения соглашений Таможенного союза, которые не соответствуют  нормам ВТО и обязательствам России в этой организации, не смогут применяться  с даты присоединения России к  этой организации.

Лицензирование  импорта

Информация о работе Возможные последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и пути их преодоления